исковые требования удовлетворены частично



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011г. г.Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П., при секретаре судебного заседания Авдошиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-131/11 по иску Муравьева С.В. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Муравьев С.В. обратился в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес) и обязании Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: ----.

В судебном заседании 18.04.2011г. истец уточнил второе исковое требование и просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: ----.

Из текста искового заявления следует, что согласно постановлению и.о. Главы администрации Зарайского района от <…> г. № ---- «О предоставлении земельного участка в собственность и в аренду», Муравьеву С.В. был предоставлен земельный участок общей площадью ---- га, в том числе ---- кв.м. в собственность и ---- кв.м. в аренду, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: (Адрес).

На земельный участок площадью ---- кв.м. истец получил свидетельство о государственной регистрации права от <…> г., запись о государственной регистрации права №----.

На земельный участок площадью ---- кв.м. Муравьев С.В. получил право аренды на ---- лет согласно договору аренды земельного участка № --- от <…> г., заключенного между ним и Комитетом по управлению имуществом Зарайского района, запись о государственной регистрации права №----.

Оба земельных участка составляют территорию дома, которым он владеет на праве собственности, при этом один - непосредственно под домом, второй участок -примыкает к дому и используется для хозяйственных нужд. На момент продажи ему земельного участка и предоставления права аренды, распоряжение имуществом происходило муниципальными органами, выступающими в качестве собственника земельных участков.

Арендованный земельный участок был пуст от застройки. На продаваемом земельном участке находился жилой дом, являющийся собственностью истца.

На арендованном земельном участке Муравьев С.И. построил баню и <…> г. зарегистрировал право собственности на неё, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от <…> г. -----.

Согласно постановлению Первого заместителя Главы администрации Зарайского муниципального района от <…> № ---- «О продаже земельного участка Муравьеву СВ.» в порядке ст.36 ЗК РФ, истцу было предоставлено право собственности на ранее арендуемый земельный участок. Поскольку вносились изменения в кадастр недвижимости, связанные со сведениями о земельном участке - наносился объект - баня, то кадастровый номер участка изменился на ----.

Указанное постановление до настоящего времени является действующим, не отменено, никем не оспорено. На основании постановления заключен договор купли-продажи земельного участка №--- от <…> г.

По результатам обращения в Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Зарайский отдел) истец получил уведомление от <…> г. об отказе в государственной регистрации права, мотивированное наличием записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.

При этом право аренды по заявке муниципальных органов в связи с продажей земельного участка прекращено, о чем имеется регистрационная запись от <…> г., а момент возникновения права собственности Российской Федерации не указывается.

Муравьев С.В. считает, что регистрация права собственности РФ на земельный участок является необоснованной, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральными законами.

На спорном земельном участке никогда не было объектов федеральной собственности.

Первоначальная редакция ст.17 ЗК РФ устанавливала перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а именно: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.2001г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В соответствии со ст.2 ФЗ от 17.07.2001г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что основанием регистрации права собственности РФ являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Московской областной регистрационной палатой, Московским областным судом был подготовлен сборник материалов судебной практики по вопросам государственной регистрации прав и сделок с земельными участками от 06.08.2002г. (выпуск №2), в котором обращено внимание регистрирующих органов на то, что при государственной регистрации прав на земельные участки необходимо учитывать, что в случае отнесения земельного участка к государственной или муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности на землю правоустанавливающим документом является акт Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней земельных участков либо вступившее в законную силу судебное решение.

01.07.2006г. вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ, ФЗ «О введение в действие ЗК РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» от 17.04.2006г. №53-Ф3.

С момента вступления в силу Федерального Закона №53-Ф3, утрачивает силу Федеральный закон от 17.07.2001г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Ст.3.1 ФЗ «О введение в действе Земельного Кодекса РФ» устанавливаются правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральная собственность), собственность субъекта РФ и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность):

-земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

-земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Основания отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности отсутствуют.

В соответствии со ст.8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является договор или иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2010г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» - право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

Ст.12 ГК РФ установлены способы защиты гражданских прав, в том числе признание права.

С учетом требований ст.12 ГК РФ, ст.ст. 131-133 ГПК РФ, истец Муравьев С.В. просил удовлетворить его требования в полном объеме.

В судебном заседании истец Муравьев С.В. поддержал заявленные им требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 94). Ранее в судебном заседании от 28.03.2011г. представитель ответчика по доверенности Каширкина Ю.С. пояснила, что ответчик не возражает против удовлетворения требований истца.

Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется телеграмма с уведомлением о её вручении (л.д.96-98). Ранее 22.03.2011г. в суд поступил отзыв ответчика на исковое заявление Муравьева С.В., в котором ответчик просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Возражения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области мотивированы следующим:

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, именно Российская Федерация является правообладателем спорного земельного участка.

В соответствии со ст.16 ЗК РФ, п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-Ф3 от 25.10.2001 г. органы местного самоуправления городских округов осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В данном случае собственность разграничена и участок находится в собственности Российской Федерации согласно данным ЕГРП.

Следовательно, Комитет по управлению имуществом Зарайского района Московской области не обладает полномочиями на заключение договора аренды и купли - продажи, а также передачи в собственность земельного участка Муравьеву С.В., так как органы местного самоуправления не уполномочены распоряжаться федеральной собственностью.

В соответствии со ст.209 ГК РФ только собственник, которым в данном случае является Российская Федерация, может распоряжаться своим имуществом.

Тем не менее, факт нахождения участка в собственности Российской Федерации не исключает возможности заключения договора аренды и купли-продажи с Муравьевым С.В.

Таким образом, установленное п.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, коим является Муравьев С.В., не нарушено, так как он не лишен и имеет право обратиться в Территориальное Управление по вопросу приобретения в собственность или в аренду участка.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП установлен Приказом Минюста Российской Федерации от 18.09.2003г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств и государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах».

В соответствии с Законом выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки, в пределах предусмотренного законом срока для предоставления лицу запрошенной информации.

В соответствии с п.2 ст.9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В порядке п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В порядке п.4 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок у Администрации Зарайского муниципального района Московской области отсутствует право распоряжения им.

Действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности РФ на спорный земельный участок, не оспорены и не признаны судом незаконными.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, поскольку истец является собственником объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке, он имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка. Собственником спорного земельного участка является РФ.

Следовательно, регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации договора купли-продажи на спорный земельный участок.

На основании действующего законодательства, органом исполнительной власти, который осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Свою деятельность Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 28.04.2009г. №15148/08 пришел к следующему выводу:

«Ст.11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст.12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Согласно абз.2 п.1 ст.2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку в ГК РФ, в Законе о регистрации, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, Президиум приходит к выводу, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения».

В соответствии с Постановлением Президиума Территориальное Управление считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.

Кроме того, запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на земельный участок не является технической ошибкой, в данном случае возник спор о праве между Российской Федерацией и муниципальным образованием. Следовательно, данное дело не подведомственно суду общей юрисдикции. На основании ст. 22 ГПК РФ в принятии исковых требований должно быть отказано. Кроме того, просили рассмотреть исковое заявление без участия их представителя.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется телеграмма с уведомлением о её вручении (л.д.99-101). Ответчиком представлен письменный отзыв.

Из отзыва ответчика следует, что <…> г. Муравьеву С.В. было отказано в государственной регистрации перехода права, права собственности на указанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка №--- от <…> г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью ---- кв.м., кадастровый номер ----, расположенный по адресу: (Адрес), за Российской Федерацией на основании Конституции РФ. Других сведений в ЕГРП не имеется. Запись о регистрации права была произведена в соответствии с п.2 ст.13 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в которой прописано, что государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав. На момент осуществления государственной регистрации права РФ законодательства о разграничении государственной собственности на землю не существовало, следовательно, возможно было руководствоваться только Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, из которых следовало, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области считает возможным рассмотрение иска без участия их представителя. В удовлетворении иска в части признания права отсутствующим не возражает.

В части требований истца об исключении из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации просили отказать, так как такого способа защиты права ГПК РФ не предусматривает, и, по сути, оно направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель третьего лица по делу - Зарайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чём в деле имеется расписка (л.д.95).

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, без ущерба для судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения истца Муравьева С.В., проанализировав доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление, тщательно исследовав и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, все представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Муравьевым С.В. <…> г. был заключен договор аренды земельного участка №---, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью ---- кв.м. (кадастровый номер -----) для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: (Адрес), согласно постановления Главы Зарайского района за №--- от <…>г. сроком на ---- лет (л.д.15-16).

Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой <…> г.

На основании постановления Первого заместителя Главы администрации Зарайского муниципального района от <…> №---- «О продаже земельного участка Муравьеву С.В.» (л.д.23) между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района и Муравьевым <…>г. был заключен договор купли – продажи земельного участка №---, согласно которому продавец передал, а покупатель принял в собственность земельный участок общей площадью --- кв.м. (кадастровый номер ----), расположенный по адресу: (Адрес).

<…> г. Муравьев С.В. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на земельный участок за ним, подав необходимые для регистрации документы.

Согласно сообщению от <…>г. №---- Муравьеву С.В. отказано в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на земельный участок в связи с тем, что правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация (л.д.33).

Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с иском.

В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.

Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права (аренды) от <…> г. (л.д.17) правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.

Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им.

Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.

По смыслу ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Из ч.2 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (действовал до 01.07.2006г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие – наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Как следует из п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. №404.

В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.

При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.

Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.

Согласно информации ТУ Росимущества в Московской области от <…>г. №---- по состоянию на <…> г. объект недвижимости – земельный участок, с кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес), в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области и её архиве не значится (л.д.52).

Аналогичная информация получена судом из ТУ Росимущества в городе Москве от <…>г. №----(л.д.85).

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.

Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло.

В силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок с кадастровым номером -----, расположенный по адресу: (Адрес), является государственной собственностью не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.

При изложенных обстоятельствах суд находит требование истца о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Касательно требования истца об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок следует отметить, что в рассматриваемом случае данное требование фактически направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В данном случае стороны договора купли-продажи земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о регистрации перехода права собственности на земельный участок с приложением к заявлениям необходимого пакета документов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Муравьева С. В. удовлетворить частично.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес).

В удовлетворении требований Муравьева С.В. об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: ---- – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Бондаренко Н.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200