иск прокурора удовлетворен



Дело № 2-54/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2011 г. г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С., с участием ст. помощника прокурора Ульянова В.С., при секретаре судебного заседания Карасевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-54/11 по иску Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Гиясову Р.Л. о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и обязании демонтировать рекламную конструкцию,

У С Т А Н О В И Л:

Зарайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зарайского муниципального района, Гиясову Р.Л. о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и обязании демонтировать рекламную конструкцию, указав в исковом заявлении следующее.

Зарайской городской прокуратурой в июле-августе <…> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Зарайского района.

В ходе проведенной проверки установлено, что на (Адрес), в районе знака «---» (справа от дороги на въезде в город со стороны г. ----) установлена рекламная конструкция принадлежащая ответчику Гиясову Р.Л. Данная рекламная конструкция является отдельно стоящей двухсторонней конструкцией, с высотой рекламного объявления --- м., длиной --- м., площадью одной стороны равна --- кв. м. Земельный участок, на котором размещена рекламная конструкция, предоставлен Гиясову Р.Л. Администрацией Зарайского муниципального района в аренду на основании договора аренды земельных участков №--- от <…> г.

Для установки данной рекламной конструкции Гиясовым Р.Л. получено соответствующее разрешение в Администрации ---- муниципального района №--- от <…> г.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований Федерального закона №38-Ф3 от 13.03.2006 г. «О рекламе» и ГОСТ Р 52044-2003.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка (ч. 5 ст. 19 ФЗ «О Рекламе).

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 ФЗ «О Рекламе», заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Согласно ч. 9 ст. 19 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

В п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного.

Из п. 4 ст. 19 Закона о рекламе следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Однако, как установлено проверкой торги на установку и эксплуатацию Гиясовым Р.Л. данной рекламной конструкции органом местного самоуправления не проводилась.

Изложенное свидетельствует о нарушении порядка предоставления Гиясову Р.Л. разрешения на установку рекламной конструкции.

В соответствии с п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков при разрешенной скорости движения на дороге 60 км/ч и менее, площади рекламного объявления от 15 до 18 кв. м., должно быть не менее 60 м.

Однако, в нарушение ГОСТ Р 52044-2003 рекламная конструкция, принадлежащая Гиясову Р.Л., расположена на расстоянии --- м. от дорожного знака 5.15.1 «Направления движения по полосам» и на расстоянии --- м. от дорожного знака 6.10.1 «Указатель направлений» Правил дорожного движения Российской Федерации утвержденных постановлением Совета министров - Правительством Российской Федерации №1090 от 23.10.1993 г.

В соответствии с требованиями п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габариты инженерных сооружений. В связи, с чем эта рекламная конструкция создает угрозу безопасности дорожного движения и тем самым нарушает законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что разрешение администрацией ---- муниципального района на установку рекламной конструкции Гиясову Р.Л. выдано с нарушением закона «О рекламе» в связи, с чем оно является недействительным, а установленная рекламная конструкция подлежит демонтажу.

Согласно п. 21 ст. 19 ФЗ «О рекламе», в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 45,131-132 ГПК РФ, Зарайский городской прокурор просит:

Признать недействительным разрешение от <…> г. № --- на установку рекламной конструкции, установленной на ул. (Адрес) возле знака «---» на въезде в город со стороны г. --- справа от дороги сроком действия до <…> года, выданное Гиясову Администрацией Зарайского муниципального района.

Обязать Гиясова Р.Л. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу демонтировать рекламную конструкцию, установленную на ул. (Адрес) возле знака «----» на въезде в город со стороны г. --- справа от дороги, на основании разрешения от <…> г. №---.

В судебном заседании Зарайским городским прокурором были уточнены исковые требования, в дополнение к заявленным требованиям ст. помощник прокурора Ульянов В.С. пояснил следующее.

В соответствии с пп. «ч» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 на Госавтоинспекцию возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по согласованию разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.

Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ от 08.06.1999 г. № 410.

В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставления).

Следовательно, оценка влияния наружной рекламы на безопасность движения является исключительной компетенцией органов ГИБДД.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27декабря2002года N184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27декабря2002года N184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 ФЗ «О Рекламе», заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Однако, как установлено проверкой торги на установку и эксплуатацию Гиясовым Р.Л. данной рекламной конструкции органом местного самоуправления не проводились.

Кроме того, как было установлено в судебном заседании, при выдаче оспариваемого разрешения на установку рекламной конструкции от <…> года, согласование с органами ГИБДД производилось без выезда на место, без проверки соответствия требованиям ГОСТа.

Таким образом, по мнению ст. помощника прокурора Ульянова В.С., при выдаче указанного разрешения Администрацией Зарайского муниципального района Московской области имелись два грубейших нарушения – нарушена процедура согласования и факт установки рекламной конструкции с нарушением требований ГОСТа, в связи с чем, данное разрешение должно быть признано недействительным.

Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области по доверенности К.Ю.С. в судебном заседании пояснила, что считает требования прокурора необоснованными, так как разрешение Гиясову Р.Л. выдавалось до вступления в силу действующего закона «О рекламе» и ГОСТа, поэтому в проведении торгов не было необходимости.

Ответчик Гиясов Р. Л. в судебном заседании пояснил, что в <…> году по договору купли-продажи приобрел уже установленную рекламную конструкцию и в <…> году получил все необходимые разрешения, т.е. до вступления в силу действующего закона «О рекламе» и ГОСТа, поэтому данные нормативные акты к его ситуации неприменимы. Разрешение, полученное в <…> году, сгорело при пожаре.

Представитель третьего лица – ОГИБДД ОВД по Зарайскому муниципальному району Московской области Панков Ф.А. в судебном заседании пояснил, что выданное ранее разрешение на установку рекламной конструкции было согласовано, поэтому в <…> году при согласовании разрешения он на место установки конструкции не выезжал. В <…> года он, Панков Ф.А., совместно с пом. прокурора Ульяновым В.С. производил проверку исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории ---- района, в ходе которой выяснилось несоответствие установки рекламной конструкции по (Адрес) около знака «----» требованиям ГОСТа, а именно - не соответствовали расстояния от рекламной конструкции до знака. Разрешение выдается на определенный срок и в случае изменения требований при продлении разрешения оно либо согласовывается, либо нет.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста – начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Зарайского муниципального района Московской области О.С.А. пояснил, что старое разрешение, выданное Гиясову Р.Л. до <…> года, он не продлил, а выдал новое разрешение, с органами ГИБДД оно было согласовано.

Суд, выслушав объяснения сторон, пояснения специалиста, объяснение представителя третьего лица, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, рассмотрев и оценив, представленные доказательства, с учетом мнений участников процесса и обоснованности их доводов, суд отмечает следующее.

<…> года между Комитетом ---- и Гиясовым Р.Л. заключен договор аренды земельных участков из земель поселений площадью --- кв.м., кадастровый номер ----, расположенный по адресу: (Адрес) (в районе знака «---») и площадью --- кв.м., кадастровый номер ----, расположенный по адресу: (Адрес) (в районе «----») сроком на --- лет (л.д. 12-13).

<…> года Гиясову Р. Л. Администрацией ---- района было выдано разрешение на установку отдельно стоящей рекламной продукции: высотой --- м. длиной --- м., площадью одной стороны --- кв. м. сроком на --- лет до <…> г. (л.д. 7-11).

В <…> года Зарайской городской прокуратурой, в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории ---- района установлено, что рекламная конструкция, установленная ответчиком Гиясовым Р. Л. по адресу: (Адрес), в районе знака «----» (справа от дороги на въезде в город со стороны г. ----) установлена с нарушением требований Федерального закона №38-Ф3 от 13.03.2006 г. «О рекламе» и ГОСТ Р 52044-2003 (л.д.18-21).

В п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного.

Из п. 4 ст. 19 Закона о рекламе следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с пп. «ч» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 - Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: осуществлять согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием.

Согласно п. 3, 7.10 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденного приказом МВД РФ от 08.06.1999 г. № 410 (ред. от 07.07.2003) «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации вправе осуществлять согласование разрешений на распространение наружной рекламы и размещение иных объектов в пределах дорог и улиц, а также в полосе отвода и придорожной зоне дорог.

В соответствии п. 16.2 указанного Наставления в процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27декабря2002года N184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27декабря2002года N184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков при разрешенной скорости движения на дороге 60 км/ч и менее, площади рекламного объявления от 15 до 18 кв. м., должно быть не менее 60 м.

Рекламная конструкция, принадлежащая Гиясову Р.Л., расположена на расстоянии --- м. от дорожного знака 5.15.1 «Направления движения по полосам» и на расстоянии 25 м. от дорожного знака 6.10.1 «Указатель направлений» Правил дорожного движения Российской Федерации утвержденных постановлением Совета министров - Правительством Российской Федерации №1090 от 23.10.1993 г., что несоответствует требованиям п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 38 от 13.03.2006 г. «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В соответствии с ч. 5.1 (введенной Федеральным законом от 21.07.2007 года №193-ФЗ) ст. 19 №38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании торги на установку в форме аукциона или конкурса на установку данной рекламной конструкции не проводились.

Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В силу ч. 17 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

В соответствии ч. 20 ст. 19 №38-ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.

Согласно ч. 21 ст. 19 указанного Федерального закона в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

Кроме того, как установлено в судебном заседании <…> года Зарайским городским прокурором было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по факту несоответствия установки рекламной конструкции, расположенной по адресу: (Адрес), в районе знака «----» (справа от дороги на въезде в город со стороны г.----) (л.д.168-169). По данному факту было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № --- от <…> г., которым Гиясову Р.Л. было назначено административное наказание в виде штрафа в размере ---- рублей (л.д.170). Указанное постановление ответчиком Гиясовым Р.Л. не обжаловалось, а <…> года Гиясову Р. Л. Администрацией Зарайского муниципального района Московской области было выдано разрешение на установку отдельно стоящей рекламной продукции: высотой --- м. длиной --- м., площадью одной стороны --- кв. м. сроком на --- лет до <…> года, без проведения торгов и в нарушение требований п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Гиясову Р.Л. о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и обязании демонтировать рекламную конструкцию удовлетворить.

Признать недействительным разрешение от <…> г. №--- на установку рекламной конструкции, установленной на (Адрес) возле знака «----» на въезде в город со стороны г. ---- справа от дороги сроком действия до <…> года, выданное Гиясову Администрацией ---- муниципального района.

Обязать Гиясова Р.Л. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу демонтировать рекламную конструкцию, установленную на (Адрес) возле знака «---» на въезде в город со стороны г. --- справа от дороги.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.С. Муштаков

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 30.06.2011 г. РЕШЕНИЕ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200