Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 июля 2011г. г.Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-287/11 по иску Семенова В.С. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Семенов В.С. обратился в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес) и обязании Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ---- по следующим основаниям. Согласно постановлению первого заместителя Главы администрации <…> района от <…> № ---- «О продаже земельного участка Семенову B.C.», Семенову В.С. предоставлен земельный участок общей площадью ---- кв.м. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: (Адрес) Ранее в отношении земельного участка площадью ---- кв.м. кадастровый номер ---- был заключен договор аренды № ---- от <…> года, который был зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой <…> года. На указанном земельном участке располагается жилой дом, в котором ему на праве собственности принадлежит квартира и гараж, принадлежащий ему на праве собственности. На момент продажи ему земельного участка и предоставления права аренды, распоряжение имуществом происходило муниципальными органами, выступающими в качестве собственника земельных участков. Согласно постановлению Первого заместителя Главы администрации <…> муниципального района от <…> года № ---- «О продаже земельного участка Семенову B.C.» в порядке ст. 36 Земельного Кодекса РФ, ему было предоставлено право собственности на ранее арендуемый земельный участок. Указанное постановление до настоящего времени является действующим, не отменено, никем не оспорено. На основании постановления заключен Договор купли-продажи земельного участка № ---- от <…>года. По результатам обращения в Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (<…> отдел) в его адрес было направлено сообщение от <…> года об отказе в государственной регистрации права, мотивированное наличием записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. Семенов В.С. считает, что регистрация права собственности РФ на земельный участок является необоснованной, поскольку противоречит нормам действующего законодательства. В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.1 Земельного Кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральными законами. На спорном земельном участке никогда не было объектов федеральной собственности. Первоначальная редакция ст. 17 Земельного Кодекса РФ устанавливала перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а именно: - которые признаны таковыми федеральными законами; - право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; - которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что основанием регистрации права собственности РФ являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Московской областной регистрационной палатой, Московским областным судом был подготовлен сборник материалов судебной практики по вопросам государственной регистрации прав и сделок с земельными участками от 06.08.2002г. (выпуск №2), в котором обращено внимание регистрирующих органов на то, что при государственной регистрации прав на земельные участки необходимо учитывать, что в случае отнесения земельного участка к государственной или муниципальной собственности в результате разграничения государственной собственности на землю правоустанавливающим документом является акт Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней земельных участков либо вступившее в законную силу судебное решение. 01.07.2006г. вступает в силу ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ», ФЗ «О введение в действие ЗК РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» от 17.04.2006г. № 53-Ф3. С момента вступления в силу Федерального Закона № 53-Ф3, утрачивает силу Федеральный закон от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Статьей 3.1 ФЗ «О введение в действе Земельного Кодекса РФ» устанавливаются правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральная собственность), собственность субъекта РФ и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность): земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Основания отнесения земельного участка к федеральной собственности отсутствуют. В соответствии со ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является договор или иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2010г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» - право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. С учетом требований ст.12 ГК РФ, ст.ст. 131-133 ГПК РФ истец Семенов В.С. просил удовлетворить его требования в полном объеме. В судебном заседании истец Семенов В.С. поддержал заявленные им требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области по доверенности в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия. Возражений по заявленным требованиям не имеет. Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайства об отложении слушания дела не заявлял. Представитель третьего лица Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия. Возражений по иску не имеют. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц без ущерба для судебного разбирательства. Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу. Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Семеновым В.С. <…> г. был заключен договор аренды земельного участка № ----, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью ---- кв.м. (кадастровый номер ----) для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: (Адрес) согласно постановления Главы Зарайского района за № ---- от <…>г. сроком на ---- лет (л.д.15-18). Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой <…>г. На основании постановления Первого заместителя Главы администрации Зарайского муниципального района от <…>года № ----«О продаже земельного участка Семенову В.С.» (л.д.12) между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района и Семеновым В.С. <…> г. был заключен договор купли–продажи земельного участка № ----, согласно которому продавец передал, а покупатель принял в собственность земельный участок общей площадью ---- кв.м. (кадастровый номер ----), расположенный по адресу: (Адрес). <…>года Семенов В.С. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на земельный участок за ним, подав необходимые для регистрации документы. Согласно сообщению от <…>г. Семенову В.С. отказано в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на земельный участок в связи с тем, что правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация (л.д.38). Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с иском. В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России. Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права (аренды) от <…>г. (л.д.39) правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация. Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им. Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена. По смыслу ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Из ч.2 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (действовал до 01.07.2006г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований, являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов РФ, так и муниципальных образований. Как следует из п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. №404. В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке. При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено. Согласно информации ТУ Росимущества в Московской области от № ---- регистрационная запись на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес), была внесена в ЕГРП в связи с государственной регистрацией договора аренды земельного участка от <…> года № ----, заключенного между Семеновым В.С. и Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района Московской области. (л.д.8-10). Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях. Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок. Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло. В силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок с кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес), является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре. При изложенных обстоятельствах суд находит требование истца о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обоснованным и подлежащим удовлетворению. Касательно требования истца об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок следует отметить, что в рассматриваемом случае данное требование фактически направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае стороны договора купли-продажи земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о регистрации перехода права собственности на земельный участок с приложением к заявлениям необходимого пакета документов. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Семенова В.С. удовлетворить частично. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес). В удовлетворении требований Семенова В.С. об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ---- – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Горина Р.М.
законодательством.