решение о признании отсутствующим право собсвтенности на землеьный участок



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2011г. г.Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П., при секретаре судебного заседания Дубовенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-362/11 по иску Купцова С.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Купцов С.В. обратился в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес), и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.

Определением Зарайского городского суда от 26.07.2011г. в качестве надлежащих ответчиков привлечены Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а Администрация Зарайского муниципального района исключена из числа ответчиков.

Из текста искового заявления следует, что истец является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: (Адрес), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права за номером ---- от <…> г. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, как собственник объекта недвижимости, истец полагает, что имеет преимущественное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости.

Реализуя своё право на приобретение в собственность земельного участка, Купцов С.В. обратился в администрацию Зарайского муниципального района.

<…> г. главой Зарайского муниципального района было издано постановление №---- «О продаже земельного участка Купцову С.В.».

На основании постановления главы района Комитетом по управлению имуществом администрации района заключен договор купли-продажи участка №---- от<…> г., предметом которого является земельный участок общей площадью ---- кв.м., с кадастровым номером ---- по адресу: ----- для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства.

В целях осуществления государственной регистрации права на земельный участок истец обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области. <…> г. ему было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации, по причине того, что в ЕГРП имеется запись о государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок.

Купцов С.В. считает, что его права на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости, нарушены. Приобретенный участок является землей, право на который не было разграничено.

Указанные выводы следуют из положений ст.17 ЗК РФ, в соответствии с которой в федеральной собственности находятся земельные участки, которые: признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые, возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Статьей 2 ФЗ РФ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001г. № 101-ФЗ установлено, что основанием регистрации права собственности Российской Федерации являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным по разграничением государственной собственности на землю.

01.07.2006г. вступил в силу Федеральный закон №53-ФЗ от 17.04.2006г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положении законодательный актов Российской Федерации».

С момента вступления в силу названного федерального закона утрачивает силу Федеральный закон от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).

Ч.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации № 137-ФЗ от 25.10.2001г.» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Таким образом, в соответствии с возложенными законом полномочиями, администрацией района правомерно были изданы правовые акты о продаже Купцову В.С. земельного участка и заключены соответствующие договоры с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является договор или иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Одним из способов защиты нарушенных прав, установленных ст. 12 ГК РФ является признание права.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит: признать право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью ---- кв.м. под кадастровым номером ----, распложенный по адресу: (Адрес), - отсутствующим; обязать Зарайский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, исключить из ЕГРП регистрационную запись о регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ----, расположенного по адресу: (Адрес).

В судебном заседании истец Купцов С.В. поддержал заявленные им требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление (л.д.53).

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д.44 ). Ответчиком представлен письменный отзыв (л.д.30).

Из отзыва ответчика следует, что <…> г. Купцову С.В. было отказано в государственной регистрации перехода права, права собственности на указанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка №---- от <…>г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью ---- кв.м., расположенный по адресу: (Адрес), за Российской Федерацией на основании Конституции РФ. Других сведений в ЕГРП не имеется.

Запись о регистрации права была произведена в соответствии с п.2 ст.13 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в которой прописано, что государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав. На момент осуществления государственной регистрации права РФ законодательства о разграничении государственной собственности на землю не существовало, следовательно, возможно было руководствоваться только Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, из которых следовало, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области считает возможным рассмотрение иска без участия их представителя. В удовлетворении иска в части признания права отсутствующим не возражает.

В части требований истца об исключении из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации просили отказать, так как такого способа защиты права ГПК РФ не предусматривает, и, по сути, оно направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель третьего лица - Администрации Зарайского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района по доверенности Глухих М.А. в судебном заседании пояснил, что иск Купцова С.В. подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, без ущерба для судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения истца Купцова С.В., объяснения представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района по доверенности Глухих М.А., полагавшего иск подлежащим удовлетворению, проанализировав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, тщательно исследовав и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, все представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Купцовым С.В. <…> г. был заключен договор аренды земельного участка №----, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью ---- кв.м. (кадастровый номер ----) для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: (Адрес) согласно постановления Главы Зарайского района за №---- от <…>г. сроком на ---- лет (л.д.55-58).

Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой <…>г., о чем выдано свидетельство ---- №----(л.д.54).

На основании постановления Первого заместителя Главы администрации Зарайского муниципального района от <…> г. №---- «О продаже земельного участка Купцову С.В.» (л.д.21) между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района и Купцовым С.В. <…>г. был заключен договор купли – продажи земельного участка №----, согласно которому продавец передал, а покупатель принял в собственность земельный участок общей площадью ---- кв.м. (кадастровый номер ------------), расположенный по адресу: (Адрес) (л.д.9-11).

<…> г. Купцов С.В. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на земельный участок за ним, подав необходимые для регистрации документы.

Согласно сообщению от<…> г. №-------------- Купцову С.В. отказано в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на земельный участок в связи с тем, что правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация (л.д.20).

Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с иском.

В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.

Как усматривается из сообщения об отказе в государственной регистрации и отзыва на иск ответчика (л.д.20, 30) правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.

Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им.

Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.

По смыслу ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Из ч.2 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (действовал до 01.07.2006г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем, невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие – наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Как следует из п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. №404.

В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.

При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.

Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.

Согласно информации ТУ Росимущества в Московской области от <…> г. №---- по состоянию на <…> г. объект недвижимости – земельный участок, с кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес), в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области и её архиве не значится (л.д.47).

Аналогичная информация получена судом из ТУ Росимущества в городе Москве от <…> г. №---- (л.д.49).

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.

Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло.

В силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок с кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес), является государственной собственностью не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.

При изложенных обстоятельствах, суд находит требование истца о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Касательно требования истца об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок следует отметить, что в рассматриваемом случае данное требование фактически направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В данном случае стороны договора купли-продажи земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о регистрации перехода права собственности на земельный участок с приложением к заявлениям необходимого пакета документов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Купцова С.В. удовлетворить частично.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ----, расположенный по адресу: (Адрес).

В удовлетворении требований Купцова С.В. об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: ----, – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Бондаренко Н.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200