Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 октября 2011г. г.Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П., при секретаре судебного заседания Дубовенко О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-435/11 по иску Штиф М. Е. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Штиф М.Е. обратился в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: ---. Из текста искового заявления следует, что Штиф М.Е. по условиям договора аренды № --- от --- г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом Зарайского района, являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером: ---, расположенного по адресу: (адрес 1), сроком на три года. На указанном земельном участке расположен недостроенный дом. В соответствии со ст.36 ЗК РФ, истец, как собственник объекта недвижимости, имеет преимущественное право на аренду земельного участка для завершения строительства. В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Реализуя своё право на приобретение в аренду земельного участка, Штиф М.Е. обратился в Администрацию Зарайского муниципального района Московской области. Согласно постановлению № --- от --- г. заместителем главы Зарайского муниципального района было принято решение о продлении срока аренды на четыре года. Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района, на основании указанного постановления органа местного самоуправления Зарайского муниципального района, с истцом заключено соглашение от --- г. о продлении срока аренды земельного участка Штиф М.Е. по договору аренды земельного участка № --- от --- г.. В целях осуществления государственной регистрации права на аренду земельного участка истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Однако он получил сообщение об отказе в государственной регистрации, по причине того, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок. Истец считает, что его права и законные интересы на пользование земельным участком по договору аренды, на котором им расположен недостроенный объект недвижимости и который необходим ему для завершения строительства, нарушены. Штиф М.Е. указывает, что арендованный им земельный участок является землей, право на которую не разграничено. Указанные выводы следуют из положений ст.17 ЗК РФ. В соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001г. №101-ФЗ (ст.2) установлено, что основанием регистрации права собственности Российской Федерации являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. 01.07.2006г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 17.04.2006г. №53-Ф3. С момента вступления в силу указанного федерального закона утрачивает силу Федеральный закон от 17.07.2001г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Ст.3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). Ч.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов…, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с возложенными законом полномочиями Администрацией Зарайского муниципального района правомерно были изданы правовые акты об аренде земельного участка и заключены соответствующие договоры с Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района. В соответствии со ст.8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является договор или иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. Одним из способов защиты нарушенных прав, установленных ст. 12 ГК РФ, является признание права. Иные способы защиты моих прав отсутствуют. На основании изложенного, Штиф М.Е. просит суд: признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), отсутствующим; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП регистрационную запись о регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1). В судебном заседании истец Штиф М.Е. поддержал заявленные им требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 41). В дело представлено письменное заявление, в котором ответчик просит рассмотреть дело без участия их представителя, не возражает против удовлетворения требований истца (л.д.59). Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление о вручении отправления (л.д.54). Причины не явки суду не сообщены. Письменный отзыв, возражения ответчика суду по делу не представлены. Представитель соответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка о вручении повестки (л.д. 42). В дело представлен письменный отзыв, из которого следует, что 14.03.2011г. Штифу М.Е. было отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды на земельный участок под кадастровым номером --- № --- от --- г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью --- кв.м., расположенный по адресу: (адрес 1), за Российской Федерацией на основании Конституции РФ. Других сведений в ЕГРП не имеется. Запись о регистрации права была произведена в соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в которой прописано, что государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. На момент осуществления государственной регистрации права РФ законодательства о разграничении государственной собственности на землю не существовало, следовательно, возможно было руководствоваться только Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, из которых следовало, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области считает возможным рассмотрение иска без участия их представителя. В удовлетворении иска в части признания права отсутствующим не возражает. В части требований истца об исключении из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации просили отказать, так как такого способа защиты права ГК РФ не предусматривает, и, по-сути, оно направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.34). Представитель третьего лица по делу - Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чём в деле имеется расписка (л.д.39). Письменное мнение по делу от третьего лица не поступило. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, без ущерба для судебного разбирательства. Суд, выслушав объяснения истца Штиф М.Е., проанализировав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, тщательно исследовав и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, все представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу. Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Штиф М.Е. --- г. был заключен договор аренды земельного участка № ---, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью --- кв.м. (кадастровый номер ---) для жилищного строительства по адресу: (адрес 1) согласно постановления Главы Зарайского района за №--- от --- г. сроком на 3 года (л.д.12-15). Указанная сделка зарегистрирована Московской областной регистрационной палатой --- г. Штиф М.Е. выдано свидетельство о государственной регистрации права аренды ---- от --- г. (л.д.21). На основании постановления Главы Зарайского муниципального района от --- г. №--- «О продлении срока аренды земельного участка Штиф М.Е.» (л.д.19) между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района и истцом --- г. было заключено соглашение о внесении дополнений в договор аренды земельного участка №--- от --- г., согласно которому срок аренды земельного участка продлен на три года с --- г. Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области --- г. (л.д.20). В последующем на основании постановления Главы Зарайского муниципального района от --- г. № --- «О продлении срока аренды земельного участка Штиф М.Е.» (л.д.22) между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района и истцом --- г. было заключено соглашение о внесении дополнений в договор аренды земельного участка № --- от --- г., согласно которому срок аренды земельного участка продлен на четыре года с --- г. (л.д.23). --- г. Штиф М.Е. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, подав все необходимые для регистрации документы. Согласно сообщению от --- г. №--- истцу отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, в связи с тем, что правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация (л.д. 24, 25). Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с иском. В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России. Как усматривается из уведомления о приостановлении государственной регистрации (л.д.24), справки Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 01.09.2011г. №38-17/309 (л.д.33) правообладателем спорного земельного участка с кадастровым номером --- указана Российская Федерация. Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им. Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена. По смыслу ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Из ч.2 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (действовал до 01.07.2006г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие – наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права. Как следует из п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. №404. В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке. При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено. Информация ТУ Росимущества в Московской области на запрос суда о том, значится ли спорный земельный участок в реестре данных федерального имущества по Московской области и её архиве суду не представлена (л.д.27). Из ТУ Росимущества в городе Москве получены сведения о том, что спорный объект в их базе данных отсутствует (л.д.51,56), как объект государственной собственности. Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях. Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок. Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло. В силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок с кадастровым номером 50:38:00701124:25, расположенный по адресу: Московская область г. Зарайск ул. Дзержинского д.72, является государственной собственностью не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре. При изложенных обстоятельствах, суд находит требование истца Штиф М.Е. о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обоснованным и подлежащим удовлетворению. Касательно требования истца об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок следует отметить, что в рассматриваемом случае данное требование фактически направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае стороны договора купли-продажи земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о регистрации перехода права собственности на земельный участок с приложением к заявлениям необходимого пакета документов. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Штиф М. Е. удовлетворить частично. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1). В удовлетворении требований Штиф М. Е. об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: --- – отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Н.П. Бондаренко