Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2011г. г.Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П., при секретаре судебного заседания Дубовенко О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-391/11 по иску Федцовой Л. И. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Федцова Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ---, расположенный по адресу:----(адрес 1), и обязаны исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок. Из текста искового заявления следует, что истица являлась арендатором земельного участка кадастровый номер ------- по договору №--- от 07.07.2004г., расположенного по адресу: (адрес 1). Истица считает, что в соответствии со ст.36 ЗК РФ, как собственник объекта недостроенной недвижимости, она имеет преимущественное право на аренду земельного участка для дальнейшего завершения строительства. В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Реализуя своё право на приобретение в аренду земельного участка, Федцова Л.И. обратилась в Администрацию Зарайского муниципального района. На основании постановления №---- от 23.08.2010г. заместителем Главы Зарайского муниципального района принято решение о продлении срока аренды на четыре года. Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района, на основании указанного постановления выдано соглашение от 23.08.2010г. о продлении срока аренды земельного участка, договор аренды №--- от 07.07.2004г. В целях осуществления государственной регистрации права на аренду земельного участка истица обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области. Однако ей было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации, по причине того, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права РФ на земельный участок. Федцова Л.И. считает, что ее право на аренду земельного участка, занятого недостроенным объектом недвижимости и необходимого ей для завершения строительства, нарушено. Арендованный истицей участок является землей, право на которую не разграничено. Указанные выводы следуют из положений ст. 17 ЗК РФ, в соответствии с которой в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В соответствии с Федеральным законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001г. №101-ФЗ (ст.2) установлено, что основанием регистрации права собственности РФ являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. 01.07.2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в ЗК РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» от 17.04.2006 г. №53-Ф3. С момента вступления в силу указанного закона утрачивает силу Федеральный закон от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральная собственность), собственность субъекта РФ и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). Ч.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-ФЗ от 25.10.2001г. (в редакции от 22.07.2010г. №168-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Истица считает, что в соответствии с возложенными законом полномочиями администрацией района правомерно были изданы правовые акты об аренде земельного участка и заключены соответствующие договоры с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района. В соответствии со ст.8 Гражданского Кодекса основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является договор или иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. Одним из способов защиты нарушенных прав, установленных ст.12 ГК РФ является признание права. На основании изложенного, Федцова Л.И. просит: признать право собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый номер ----, расположенный по адресу: (адрес 1), отсутствующим; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ------------. В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Зарайского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Письменно просили суд рассмотреть дело без их участия, при этом сообщили, что возражений в удовлетворении заявленных требований не имеют. Представитель ответчика Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил. Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлен отзыв, из которого следует, что 14.03.2011г. Федцовой Л.И. было отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору на земельный участок под кадастровым номером ----- №--- от 07.04.2004г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью ---- кв.м., расположенный по адресу: (адрес 1), за Российской Федерацией на основании Конституции РФ. Других сведений из ЕГРП не имеется. Запись о регистрации права была произведена в соответствии с п.2 ст.13 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в которой прописано, что государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав. На момент осуществления государственной регистрации права РФ законодательства о разграничении государственной собственности на землю не существовало, следовательно, возможно было руководствоваться только Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, из которых следовало, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области считает возможным рассмотрение иска без участия их представителя. В удовлетворении иска в части признания права отсутствующим не возражает. В части требований истца об исключении из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации просили отказать, так как такого способа защиты права ГПК РФ не предусматривает, и, по сути, оно направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представитель третьего лица - Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чём в деле имеется расписка (л.д. 55). Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чём в деле имеется расписка (л.д.53). Причина неявки суду неизвестна. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, без ущерба для судебного разбирательства. Суд, выслушав объяснения истца Федцовой Л.И., проанализировав доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, тщательно исследовав и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, все представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу. Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Федцовой Л.И. 07.07.2004г. был заключен договор аренды земельного участка №---, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью ---- кв.м. (кадастровый номер -----) для жилищного строительства по адресу: (адрес 1), согласно постановления Главы ---- района за №--- от 16.06.2004г. сроком на 3 года (л.д. 12-15). Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 19.08.2004г., о чем выдано свидетельство --- №----- (л.д. 21). На основании постановления Главы администрации Зарайского муниципального муниципального района Московской области №---- от 01.08.2007г. «О продлении срока аренды земельного участка Федцовой Л.И.» (л.д.19) 17.08.2004г. между Комитетом по управлению имуществом Зарайского муниципального района и истицей было заключено соглашение о внесении дополнения в договор аренды земельного участка №--- от 07.07.2004г., согласно которого срок аренды земельного участка под кадастровым номером -------- был продлен на три года с 20.08.2007г. (л.д. 20). На основании постановления Главы администрации ---- муниципального района Московской области №--- от 23.08.2010г. «О продлении срока аренды земельного участка Федцовой Л.И.» (л.д.22) 23.08.2010г. между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района и истицей было заключено соглашение о внесении дополнения в договор аренды земельного участка №--- от 07.07.2004г., согласно которого срок аренды земельного участка под кадастровым номером ------ был продлен на четыре года с 18.08.2010г. (л.д. 23). 25.10.2010г. Федцова Л.И. обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды на земельный участок, подав необходимые для регистрации документы. Согласно сообщению от 14.03.2010г. №---- Федцовой Л.И. отказано в государственной регистрации сделки – дополнительного соглашения к договору аренды на земельный участок в связи с тем, что правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация (л.д. 25). Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с иском. В силу п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России. Как усматривается из сообщения №----- от 31.08.2011г. Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация (л.д.50). Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им. Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена. По смыслу ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Из ч.2 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (действовал до 01.07.2006г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем, невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие – наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права. Как следует из п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. №404. В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке. При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено. Согласно информации ТУ Росимущества в городе Москве от 17.08.2011г. №------ по состоянию на 17.08.2011г. сведения об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером, расположенном по адресу: (адрес 1), в реестре федерального имущества отсутствуют (л.д. 48). Согласно информации ТУ Росимущества в Московской области от 19.08.2011г. №--- (л.д. 46) и от 12.09.2011г. №---- (л.д.65) объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу: (адрес 1), в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области значится как имущество государственной казны РФ и что в настоящее время указанный объект недвижимости проходит процедуру учета в реестре федерального имущества. Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях. Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок. Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло. В силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок с кадастровым номером -------, расположенный по адресу: (адрес 1), является государственной собственностью не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре. При изложенных обстоятельствах, суд находит требование истца о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обоснованным и подлежащим удовлетворению. Касательно требования истца об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок следует отметить, что в рассматриваемом случае данное требование фактически направлено на обход существующего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае стороны договора аренды земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о регистрации перехода права собственности на земельный участок с приложением к заявлениям необходимого пакета документов. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Федцовой Л. И.удовлетворить частично. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ------, расположенный по адресу: (адрес 1). В удовлетворении требований Федцовой Л. И. об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером ----, – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней. Судья Бондаренко Н.П.