О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 31 октября 2011 года г. Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-528/11 по заявлению Сафронова А. С. об оспаривании действий директора Муниципального унитарного предприятия «Единая службы коммунального хозяйства Зарайского района» Тутаева Р.И., установил: Сафронов А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий директора Муниципального унитарного предприятия «Единая службы коммунального хозяйства Зарайского района» Тутаева Р.И., указав в заявлении на следующие обстоятельства. Он проживает в многоквартирном доме и является потребителем жилищно-коммунальных услуг, оплату которых производит в соответствии с выставленными МУП «ЕСКХ Зарайского района» расчетными листками. Ежегодно в летний период МУП «ЕСКХ Зарайского района» проводит ремонтно-профилактические работы в котельных города Зарайска продолжительностью 15 дней. Во время этих работ полностью прекращалась оказание коммунальной услуги горячее водоснабжение и уменьшался объем услуги водоотведение. Между тем, согласно выставленным МУП расчетным листкам эти услуги за указанный период в «---» годах им (Сафроновым А.С.) были оплачены в полном объеме. Учитывая нормы ГК РФ, ЖК РФ и Закона «О защите прав потребителей» об оплате только фактически проданных (предоставленных) товаров и услуг он ---- года направил заявление на имя руководителя управляющей компании - директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» Тутаева Р.И., являющегося исполнителем по оказанию жилищно-коммунальных услуг, о проведении перерасчета оплаты за коммунальные услуги в связи с их не предоставлением во время ремонта. «---» года за подписью директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» им получен отказ в совершении установленных законодательством действий по перерасчету. Сафронов А.С. считает отказ (бездействие) директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» в проведении перерасчета оплаты за коммунальные услуги за период их не предоставления во время профилактических работ неправомерным, а мотивацию отказа несостоятельной. В качестве обоснования отказа директор МУП «ЕСКХ Зарайского района» ссылается на использование предприятием Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными теплоэнергетических предприятий, утв. заместителем председателя Комитета РФ по муниципальному хозяйству «---» года, и принятую предприятием продолжительность работы системы горячего водоснабжения 350 суток в течение года, а также на пункт 10 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 года № 307. Однако, упомянутые Методические указания «...предназначены для использования инженерно-техническими работниками теплоэнергетических предприятий при проведении расчетов по определению расходов топлива, электроэнергии и воды при выработки теплоты и жилищно-коммунальных служб при определении расходов потребляемого тепла жилищно-коммунальным сектором» и «..при текущем планировании потребности в энергоресурсах и затрат на топливо, электроэнергию и воду» (абзац 4 преамбулы и п.1 Методических указаний). Методические указания не являются нормативным документом, регулирующим оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Принятая предприятием продолжительность работы системы горячего водоснабжения 350 суток говорит, скорее, в пользу заявленных требований. «Правила предоставления коммунальных услуг», принятые в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги (п. 1 Правил) и являются основным нормативным документом в этой сфере. Пункт 10 Правил, на который ссылается директор МУП «ЕСКХ Зарайского района», допускает перерывы в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ, определяет порядок уведомления потребителей об их проведении, но не устанавливает ни продолжительности этих перерывов, ни порядка оплаты коммунальных услуг за этот период. Вместе с тем, п.61 Правил содержит прямую норму, что «при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 настоящих Правил плата за коммунальную услугу.. . снижается на размер стоимости не предоставленных коммунальных услуг». Более того, Министерство регионального развития РФ, которому пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 предоставлено право давать разъяснения о порядке применения Правил, в своем письме от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 «О разъяснении Правил предоставлении коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» указал руководителям управляющих компаний и теплоэнергетических предприятий на их обязанность по снижению размера платы на величину стоимости не предоставленных услуг при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил и потребовало выполнения ими требований законодательства в этом вопросе. В письме Минрегионразвития РФ привел примеры расчеты по определению величины стоимости не предоставленных в этих случаях коммунальных услуг. В соответствии с п.п. ж) п.49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» директор МУП «ЕСКХ Зарайского района» (как исполнитель) обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. Директор МУП «ЕСКХ Зарайского района» должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг. Бездействие директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» по выполнению установленных законодательством и другими нормативными документами обязанностей при оказании коммунальных услуг и его отказ по их выполнению нарушают гражданские права Сафронова А.С. как потребителя и на него незаконно возложена обязанность оплаты не предоставленных директором МУП «ЕСКХ Зарайского района» услуг. В соответствии со ст. ст. 24, 254 ГПК РФ и с учетом п.4 части 2 ст.336.36 НК РФ Сафронов А.С. просит суд признать бездействие директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» по выполнению установленных законодательством обязанностей по перерасчету платы при перерывах в предоставлении коммунальных услуг при проведении 1 раз в год профилактических работ неправомерным и обязать директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» произвести ему перерасчет оплаты за коммунальные услуги горячее водоснабжение и водоотведение в связи с их не предоставлением в период проведения 1 раз в году профилактических работ за «---» годы. Заявитель Сафронов А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по изложенным в заявлении мотивам. Он дополнительно пояснил, что в ходе подготовки к судебному заседанию по рассмотрению поданного в суд заявления об оспаривании действия/бездействия должностного лица Ответчик представил отзыв, в котором он просит суд оставить заявление без рассмотрения, так как заявленные требования не могут быть, по его мнению, рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ. В обоснование Ответчик приводит довод, что муниципальное унитарное предприятие «ЕСКХ Зарайского района» «... к числу органов государственной власти и органов местного самоуправления не относится, а директор государственным или муниципальным служащим не является...». Ответчик, преднамеренно или непреднамеренно опустил в своем отзыве такую категорию как должностное лицо, действие/бездействие которого по ГПК РФ может оспариваться. Между тем, он в своем заявлении оспаривает именно действие/бездействие должностного лица, а не государственных и муниципальных органов или государственных и муниципальных служащих. Ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимает «...а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях...». Ответчик выполняет организационно-распорядительные функции (руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, применение мер поощрения, взыскания и д.р.) и административно-хозяйственные функции (управление имуществом и денежными средствами, принятие решений о начислении зарплаты, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.д.) в муниципальной организации, являющейся юридическим лицом. Согласно ст.50 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются формой существования государственных и муниципальных организаций. В силу этих признаков, указанных в законе, и своего правового статуса Ответчик относится к категории должностных лиц. Он просит суд рассмотреть заявление об оспаривании действия/бездействия) должностного лица по существу без учета просьбы Ответчика, содержащейся в отзыве. Директор МУП «ЕСКХ Зарайского района» Тутаев Р.И. в судебное заседание не явился. Из представленного им ранее письменного отзыва на заявление Сафронова С.А. следует, что он с заявленными требованиями не согласен и считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно Устава муниципальное унитарное предприятие «Единая служба коммунального хозяйства Зарайского района» - коммерческое предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним имущество. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов предприятия являются денежные и иные средства, полученные от реализации продукции, работ и услуг, произведенных в соответствии с установленными видами деятельности. Распоряжением Главы Зарайского муниципального района Московской области от --- года №--- он назначен на должность директора указанного предприятия. В своем заявлении Сафронов А.С. ссылается на ст.254 ГПК РФ, которая предусматривает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Тутаев Р.И. считает, что муниципальное унитарное предприятие «Единая служба коммунального хозяйства Зарайского района» к числу органов государственной власти и органов местного самоуправления не относится, а директор государственным или муниципальным служащим не является, в связи с чем заявленные Сафроновым А.С. требования не могут быть рассмотрены и разрешены в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Таким образом, данное заявление должно рассматриваться в ином судебном порядке. На основании вышеизложенного директор МУП «ЕСКХ Зарайского района» Тутаев Р.И. просит суд заявление Сафронова А.С. об оспаривании бездействия директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» Тутаева Р.И. по выполнению перерасчета по начислению коммунальных услуг горячего водоснабжения и водоотведения в период проведения 1 раз в году профилактических работ за --- годы оставить без рассмотрения. Представитель директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» по доверенности Карасева О.А. в судебном заседании не согласилась с заявленными Сафроновым А.С. требованиями и пояснила, что в своем заявлении заявитель ссылается на ст.254 ГПК РФ, но МУП «ЕСКХ Зарайского района» не является государственным предприятием. Тутаев Р.И. не является ни государственным, ни муниципальным служащим. В связи с этим заявленные требования должны рассматриваться в исковом порядке. Должна быть уплачена госпошлина. Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу разъяснений пункта 10 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В судебном заседании установлено, что --- года Сафронов А.С. обратился с заявлением на имя руководителя управляющей компании - директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» Тутаева Р.И. о проведении перерасчета оплаты за коммунальные услуги в связи с их не предоставлением во время ремонта. --- года за подписью директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» он получил отказ в совершении установленных законодательством действий по перерасчету. Сафронов А.С. считает отказ (бездействие) директора МУП «ЕСКХ Зарайского района» Тутаева Р.И. в проведении перерасчета оплаты за коммунальные услуги за период их не предоставления во время профилактических работ неправомерным, а мотивацию отказа несостоятельной. Согласно Устава МУП «ЕСКХ Зарайского района» предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банках, печать установленного образца со своим наименованием, штампы, бланки. Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним имущество. МУП «ЕСКХ Зарайского района» к числу органов государственной власти и органов местного самоуправления не относится, а директор данной организации государственным или муниципальным служащим не является, также он не является должностным лицом, чьи действия(бездействие) оспариваются в соответствии с главой 25 ГПК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 247 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 данного Кодекса. В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление. В том случае, если такие обстоятельства установлены судом в ходе судебного разбирательства, по смыслу вышеуказанной нормы ГПК РФ заявление подлежит оставлению без рассмотрения. На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные Сафроновым А.С. требования не могут быть рассмотрены и разрешены в порядке главы 25 ГПК РФ, в связи с чем заявление подлежит оставлению без рассмотрения. Руководствуясь ст. 247 ГПК РФ, суд определил: Заявление Сафронова А. С. об оспаривании действий директора Муниципального унитарного предприятия «Единая службы коммунального хозяйства Зарайского района» Тутаева Р.И. оставить без рассмотрения. Разъяснить заявителю право на подачу искового заявления в соответствии со ст.ст. 131, 132 ГПК РФ для разрешения данного спора в порядке искового производства в суде по месту нахождения ответчика. На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней. Судья Горина Р.М. .