Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 сентября 2011 года г.Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-466/11 по иску Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Зарайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении к совершению действий, указав на следующие обстоятельства: В соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21, 22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» в рамках надзора за исполнением законов, Зарайской городской прокуратурой проведена проверка в деятельности МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта при подготовке к началу нового учебного года. Проверка показала, что к началу нового учебного года в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад необходимые меры для обеспечения надлежащей охраны с целью предотвращения незаконного проникновения в учреждение и совершения террористических актов не приняты: в учреждении не установлена кнопка экстренного вызова милиции и не заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад. В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:.. . - обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; - приоритет мер предупреждения терроризма. Президентом РФ 5 октября 2009 года утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Согласно п. «д», п. «е» ст.21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога); организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму). Согласно п.4.2. Постановления Правительства Московской области «О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области» от 22.09.2004г. № 579/37 главам муниципальных образований Московской области - председателям антитеррористических комиссий необходимо обеспечить совместно с руководителями объектов образования, находящихся в собственности муниципальных образований Московской области, установление кнопок экстренного вызова милиции и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов. Однако проверкой установлено, что в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад в нарушение указанных требований, а также п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма: в учреждении не установлена кнопка экстренного вызова милиции и соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад не заключен. В соответствии с п. 6.1, п. 6.5 действующего Устава МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад учреждение финансируется в соответствии с действующим законодательством. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за учреждением, в порядке, определяемом законом. В силу абз. 6 п.2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 08.05.2010 №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Положения абзаца шестого п. 2 ст. 120 действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 года. Исходя из распоряжения Главы Зарайского муниципального района «О передаче муниципального имущества в оперативное управление» № --- от 19.04.2010г. и заключенного в соответствии с ним договора № --- от 24.05.2010г., здание учреждения передано на праве оперативного управления ---- года МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад. Согласно ст.299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Таким образом, правоотношения по владению и пользованию данным зданием возникли до 01.01.2011 года. Значит, в п.2 ст. 120 ГК РФ (в надлежащей применению редакции) при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учредителем и собственником имущества МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, согласно п. 1.1, п. 5.1 Устава, является Администрация Зарайского муниципального района Московской области. Учитывая отсутствие у МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад самостоятельных денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, наличие субсидиарной ответственности Администрации Зарайского муниципального района по обязательствам учреждения, расходы по установке и обеспечению функционирования кнопки экстренного вызова милиции в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад следует возложить на Администрацию Зарайского муниципального района Московской области. Таким образом, осуществление деятельности МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу. Перечисленные нарушения затрагивают интересы Российской Федерации в сфере антитеррористической безопасности, а также неопределенного круга лиц, посещающих МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанностей в натуре. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,150 ГК РФ, ст.ст. 45,206 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил суд: 1. Обязать Администрацию Зарайского муниципального района Московской области обеспечить здание МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад кнопкой экстренного вызова милиции, в срок до ---- года. 2. Обязать МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад оборудовать здание МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад кнопкой экстренного вызова милиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, в срок до --- года. В судебном заседании представитель прокуратуры Дмитриенко Т.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, уточнила исковые требования в части обеспечения здания МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад за счет средств бюджета Зарайского муниципального района Московской области кнопкой экстренного вызова полиции и оборудования здания МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад за счет средств бюджета Зарайского муниципального района Московской области кнопкой экстренного вызова полиции, в части срока исполнения – до ---- года, и просила удовлетворить их. Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района по доверенности Минаева Ю.О. с заявленными требованиями не согласна, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ---- году все образовательные учреждения Зарайского муниципального района оборудованы кнопками тревожного сигнала. Кнопки экстренного вызова наряда полиции в образовательных учреждениях не установлены. В ст. 8 Гражданского Кодекса РФ перечислены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В частности, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В исковом заявлении прокурора в качестве основания возникновения обязательств ответчиков указаны: Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. №35-Ф3, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 05.10.2009г. Администрация просит Суд обратить внимание, что перечисленные государственные акты не содержат в себе обязательств по организации в образовательных муниципальных учреждениях системы вызова милиции и круглосуточной охраны. Учитывая изложенное, данные акты не порождают для ответчиков обязательств, предъявляемых истцом к исполнению. В качестве единственного основания возникновения обязательств истец указывает п. 4.2. Постановления Правительства Московской области (далее - постановление) от 22.09.2004г. №579/37 «О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области». В преамбуле постановления указано, что его действие распространяется на объекты образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенные на территории Московской области. Частью 4 п. 4.2 руководителям центральных исполнительных органов государственной власти, главам муниципальных образований Московской области - председателям антитеррористических комиссий поручено до 25.10.2004 совместно с руководителями Организаций, находящихся в собственности Московской области и (или) муниципальных образований Московской области, обеспечить установление кнопок экстренного вызова милиции и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану Объектов. Вместе с тем, часть 9 постановления обязывает министерство финансов Московской области (К.А.В.) при подготовке проекта закона Московской области о внесении изменений в Закон Московской области "Об областном бюджете на --- год" и проекта закона Московской области "Об областном бюджете на --- год" предусмотреть в установленном порядке расходы на реализацию подпункта 4.2. пункта 4 постановления. Финансирования на указанные цели из бюджета субъекта не производилось. Таким образом, обязательства у органа местного самоуправления по финансированию требований, изложенных в исковом заявлении, не возникали и не могли возникнуть. Как следствие обязательства не могли возникнуть и у муниципального учреждения. Более того, в соответствии с Главой 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, в случае наделения органов местного самоуправления определенными государственными полномочиями, в том числе на основании правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация полномочий осуществляется за счет средств (субвенций), переданных органам местного самоуправления из соответствующего бюджета. По вопросу возникновения субсидиарной ответственности ответчик считает необходимым отметить следующее. Истец в заявлении, ссылаясь на п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010г. №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», указывает на применение к рассматриваемому случаю п.2 ст. 120 ГК РФ (прежняя редакция) о субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных учреждений и их учредителей. Обязательства, как их формулирует истец в заявлении, заключаются в установке кнопки экстренного вызова милиции и заключении договора на круглосуточную охрану учреждения. В настоящее время бюджет муниципального района на ---- год формируется. В нем предусматриваются средства на установку в муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции, ее обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране объектов. Администрация Зарайского муниципального района считает, что право решения вопроса о необходимости оснащения муниципальных учреждений всех видов (здравоохранение, культуры, спорт, образование) дополнительными средствами обеспечения безопасности в настоящее время принадлежит исключительно исполнительным органам данных учреждений, должно финансироваться ими самостоятельно за счет субсидий или иных внебюджетных источников, и отсутствие средств реагирования полиции и круглосуточной охраны не влечет нарушение федерального законодательства о противодействии терроризму. Обязание совершения действий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования может возникнуть в том случае, когда действия по антитеррористической защищенности не исполняются и нарушен закон данным неисполнением. В рассматриваемом деле основания возникновения обязания ответчиков отсутствуют, поскольку ими совершены следующие действия. Решением Совета депутатов Зарайского муниципального района от ---г. № --- «О бюджете Зарайского муниципального района на --- год» в п. 19 предусматривались средства на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными антитеррористическими проявлениями (установка и обслуживание "тревожной кнопки"), в сумме --- рублей. Указанные расходы в бюджете Зарайского муниципального района предусматривались: - образованию ---- рублей. ----г. муниципальным заказчиком - Управлением образования администрации Зарайского муниципального района проведен конкурс. Предмет конкурса: выбор организации, оказывающей услуги по проведению установки, последующего обслуживания системы (КТС) и оказания охранных услуг на объектах, оборудованных КТС в ---- сельских образовательных учреждениях Управления образования администрации Зарайского муниципального района. На конкурс было подано --- заявки. ОВД по Зарайскому муниципальному району не был признан участником конкурса. С победителем конкурса был заключен муниципальный контракт. Предмет конкурса выполнен. Соответчик оборудован системой экстренного сигнала в ---г. Договоры на оказание охранных услуг на объекте, оборудованном КТС, заключались соответчиком ежегодно до настоящего времени. Бюджет Зарайского муниципального района ежегодно содержит расходы на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Вместе с тем Отдел Вневедомственной охраны при ОВД по Зарайскому муниципальному району ----г. направил в Администрацию Зарайского муниципального района копию искового заявления о признании результатов конкурса недействительным. Исковое заявление подавалось в Арбитражный суд Московской области. ОВД по Зарайскому муниципальному району в исковом заявлении ссылался на п. 4.2. Постановления Правительства Московской области от 22.09.2004г. №579/37 «О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области», которым предписывалось установление кнопок экстренного вызова милиции и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов. Отдел Вневедомственной охраны при ОВД по Зарайскому муниципальному району считал себя единственным поставщиком услуг и в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» требовал заключения договоров охраны муниципальных образовательных учреждений исключительно с ним. Более того, по заявлению Отдела Вневедомственной охраны при ОВД по Зарайскому муниципальному району, Зарайской городской прокуратурой в тот же период времени проводилась проверка соблюдения законодательства Администрацией Зарайского муниципального района, Управлением образования администрации Зарайского муниципального района при проведении конкурса по тем же основаниям, что и поданное в Арбитражный суд Московской области исковое заявление. По результатам проверки Зарайской городской прокуратурой в удовлетворении заявления было отказано. Исковое заявление в Арбитражном Суде Московской области также не рассматривалось. Администрация Зарайского муниципального района в период времени с ---- года по настоящее время обосновывала свою позицию следующим. Зарайский городской прокурор обязывает соответчиков оборудовать муниципальные образовательные учреждения кнопкой экстренного вызова полиции. То есть конечным исполнителем услуг является полиция. Прокурор неоднократно настаивал на своих требованиях, доказывал, что никакой другой исполнитель услуг, кроме полиции, в данном случае быть не может. В дело приобщались документы обследования зданий образовательных учреждений полицией, требования самой полиции заключить договор охраны только с полицией. Тот факт, что договор является возмездным Зарайским городским прокурором не отрицался, в дело приобщены расценки полиции на указанные услуги. Зарайским городским прокурором не указывается, что соответчик является муниципальным бюджетным учреждением. Любые заказы размещаются муниципальным бюджетным учреждением в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Соответчик может заключить муниципальный контракт с единственным поставщиком услуг, если данные услуги предоставляются исключительно органами государственной власти в соответствии с их полномочиями, утвержденными законодательством. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009г. N 1629-р (ред. от 01.09.2011) «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией», утвержден тот самый перечень объектов, договора на охрану которых заключаются только с полицией. Муниципальных образовательных учреждений в указанном списке нет и никогда не было. Таким образом, муниципальное образовательное учреждение может самостоятельно заключать договор на оказание охранных услуг, в том числе и связанных с противодействием терроризму, с любым поставщиком услуг, а не только с полицией. Учитывая, что Администрация Зарайского муниципального района уже в --- году выполнила меры по антитеррористической защищенности образовательных учреждений и ежегодно финансирует в полном объеме данные мероприятия, наличие договоров на обслуживание кнопки тревожного сигнала у учреждений, бездействие отсутствует, хотя Администрация Зарайского муниципального района признает, что при срабатывании кнопки тревожного сигнала отсутствует реагирование полиции на сигнал, поскольку ЧОП «----» не обязан сообщать полиции о срабатывании кнопки. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» запрещается: - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; - установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; - дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; - установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Администрация Зарайского муниципального района считает, что требования Зарайского городского прокурора противозаконны. Учитывая изложенное, Администрация Зарайского муниципального района просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Представитель ответчика МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад директор Миронова Т.Ф. иск признала и пояснила, что в настоящее время в учреждении оборудована тревожная кнопка, заключен договор на обслуживание тревожной кнопки с ЧОП «---» по ---- года. Однако кнопка тревожного сигнала не обеспечивает вызов полиции. Оборудовать кнопку экстренного вызова полиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану не представляется возможным, поскольку отсутствует финансирование. На совещании в ---- года Управление образования сообщило, что в --- году на эти цели Администрацией выделяются денежные средства, и тогда они оборудуют кнопку экстренного вызова полиции и заключат соответствующий договор на круглосуточную охрану учреждения. Свидетель Е.А.Г. показал, что он работает ---. В ---- года по указанию УВО ГУ МВД России по Московской области проводилась проверка состояния технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны объекта образовательных учреждений на территории Зарайского района. Комиссией установлено, что в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад отсутствует кнопка тревожной сигнализации с выводом на ПЦО ОВО. Имеется кнопка тревожной сигнализации на ЧОП «---». С данной частной охранной фирмой у ОВО нет договора на выезд наряда полиции. В настоящее время возможно переоборудовать кнопку тревожной сигнализации с выводом ее на ПЦО вневедомственной охраны, заключив непосредственно договор с ОВО либо с организацией–посредником, который имеет договор с ОВО на экстренный выезд наряда полиции. Приобретение материалов, необходимых для переоборудования приборов для вывода сигнала на ПЦН вневедомственной охраны, и стоимость монтажных работ в образовательных учреждениях, расположенных за пределами городского поселения Зарайск, составляет --- рублей. Стоимость проведения монтажных работ и приобретения материалов иных организаций, имеющих право на оказание данных видов работ на вышеуказанных учебных заведениях, составляет порядка --- рублей. Стоимость вывода средств сигнализации на ПЦН подразделений вневедомственной охраны по договору на экстренный вызов наряда полиции составляет --- рублей в месяц, техническое обслуживание (проведение регламентных работ по поддержанию средств сигнализации в работоспособном состоянии, плановый ремонт и осмотр) силами ФГУП «---» и иных коммерческих организаций, имеющих право проведения монтажных и регламентных работ составляет порядка --- рублей в месяц. Свидетель С.О.М. показала, что она работает «---». В этом году городские образовательные учреждения оборудовали кнопки экстренного вызова полиции с выходом на пульт ПЦО и заключили в ОВО договоры на круглосуточную охрану за счет средств на антитеррористическую защищенность из бюджета Зарайского муниципального района. По сельским образовательным учреждениям средства на установку кнопки экстренного вызова полиции и заключение договоров на круглосуточную охрану в бюджете Зарайского муниципального района на ---- год не планировались и не предоставлялись. Деньги были выделены лишь на обслуживание имеющихся КТС. В бюджете района на следующий год предусматриваются средства на установку кнопки экстренного вызова полиции, ее обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране образовательных объектов в сельской местности. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Суд считает, что истцом представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие непринятие ответчиками необходимых мер по оборудованию кнопкой экстренного вызова полиции и заключения соответствующих договоров на круглосуточную охрану МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад. Доказательства, подтверждающие, что установленная кнопка тревожного сигнала в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад обеспечивает экстренный вызов полиции и заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад ответчиками не представлены, указанные обстоятельства не доказаны. В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств. Согласно ч.1 ст.44 указанного закона образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним или принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудований и имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории. Согласно указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации. Согласно п.7.1 ст.14 и п.6.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения. Из обращения --- года --- Отдела МВД России по Зарайскому району А. А.В. в Зарайскую городскую прокуратуру следует, что Постановление Правительства Московской области от 22.09.2004 года № 579/37 «О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов, расположенных на территории Московской области», в котором п. 4.2 предписывает в школах и дошкольных учреждениях установку средств экстренного вызова наряда милиции с заключением соответствующих договоров на реагирование. Он просит принять меры прокурорского реагирования /л.д.41/. Из информации ---- управления образования от --- года об антитеррористической защищенности образовательных учреждений видно, что в --- сельских образовательных учреждениях установлены КТС с выводом на пульт ЧОП «---». Для установок кнопок экстренного вызова полиции в сельских образовательных учреждениях, в управлении образования администрации Зарайского муниципального района нет денежных средств /л.д.42/. Из информации ---- Централизованной бухгалтерии учреждений образования Зарайского муниципального района от ---- года с приложением списков учреждений Зарайского муниципального района предусмотрены и выделены денежные средства на установку в городских муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции, ее обслуживания и оплату договоров по круглосуточной охране объектов. Средства на установку кнопки экстренного вызова полиции и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану в сельских муниципальных образовательных учреждениях бюджетом Зарайского муниципального района на ---- год не предусматривались и не выделялись. При проектировании бюджете на ---- год денежные средства будут предусмотрены. /л.д.43-45/. В соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21, 22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» в рамках надзора за исполнением законов, Зарайской городской прокуратурой проведена проверка деятельности МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта при подготовке к началу нового учебного года. Проверка показала, что к началу нового учебного года в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма: в учреждении не установлена кнопка экстренного вызова полиции, не заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану данного учреждения /л.д.19/. Отсутствие кнопки экстренного вызова полиции в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад нарушает права посещающих учреждение детей на безопасное пребывание в учреждении и создает угрозу их безопасности. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Однако до настоящего времени МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад не оборудована кнопкой экстренного вызова полиции, то есть, администрацией Зарайского муниципального района, МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад допущено бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности образовательного учреждения. В соответствии с п.4.2. Постановления Правительства Московской области «О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области» от 22.09.2004г. № 579/37 главам муниципальных образований Московской области - председателям антитеррористических комиссий необходимо обеспечить совместно с руководителями объектов образования, находящихся в собственности муниципальных образований Московской области установление кнопок экстренного вызова милиции и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов. Исходя из буквального толкования данного пункта, следует считать заключение соответствующих договоров, как один из видов охраны в данном случае по договору на экстренный вызов наряда полиции. Отсутствие кнопки экстренного вызова полиции и договора по круглосуточной охране в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. В соответствии с п.6.1 ст. 15 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма муниципальных районов в сфере образования. П. 3 ст. 32 ФЗ «Об образовании» закреплена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения в Установленном законом Российской Федерации порядке. Законодательством об образовании обучающимся и воспитанникам гарантируется безопасный образовательный процесс. В соответствии с ФЗ от 10.04.2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни. Согласно ст. 3 и ст.6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. В соответствии со ст. 2,17,20,37,45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства. В этой связи суд считает, что невыполнение ответчиками своих обязанностей обеспечения и оборудования МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад кнопкой экстренного вызова наряда полиции и заключения соответствующего договора на круглосуточную охрану объекта, нарушает права и свободы человека и гражданина, а отсутствие финансирования, наличие кнопки тревожного сигнала не является основанием для отказа в удовлетворении иска Зарайского городского прокурора. При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиками не выполнены требования п.4.2 Постановления Правительства Московской области «О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, спорта, расположенных на территории Московской области» от 22.09.2004 года № 579/37, поскольку установлено, что кнопка тревожной сигнализации, установленная в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад по договору № ---- на оказание охранных услуг системы тревожной сигнализации, заключенном с Обществом с ограниченной ответственностью охранная фирма (Частная организация) «---», не соответствует требованиям п.4.2 указанного Постановления Правительства Московской области, в договоре не предусмотрено обязательство по вызову полиции при срабатывании тревожной сигнализации. Кнопка тревожной сигнализации не предусматривает экстренного вызова наряда полиции, так как отсутствует вывод сигналов на ОВО, что подтверждается Актом проверки состояния технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны объекта /л.д.16-18/ и справкой ОВО ОМВД России по Зарайскому району от ---- года /л.д.33/. Состояние технической укрепленности охраны МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад не отвечает требованиям в складывающейся обстановке. Все образовательные учреждения Зарайского муниципального района находятся вне зоны обслуживания ПЦО подразделения вневедомственной охраны Отдела МВД России по Зарайскому муниципальному району, что отмечено в справке ОВО ОМВД России по Зарайскому району от --- года /л.д.32/. Представленные представителем истца доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается, как на основание своих требований. Одной из форм защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре понуждение к совершению действий (ст. 12 ГК РФ), в связи с чем возникает необходимость в судебном порядке понудить администрацию Зарайского района Московской области и МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад принять меры по обеспечению МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад за счет средств бюджета Зарайского муниципального района Московской области кнопкой экстренного вызова полиции и заключения соответствующего договора по круглосуточной охране объекта. Согласно информации ---- вневедомственной охраны полиции, организации, перечисленные в Постановлении Правительства Московской области № 579/37 от 22.09.2004, имеют возможность вывести средства экстренного вызова нарядов полиции со своих объектов на пульты централизованного наблюдения (ПЦН) подразделений вневедомственной охраны либо на ПЦН организаций, имеющих заключенные договора с подразделениями полиции на реагирование нарядов полиции по сигналу «тревога» /л.д.36/. Приобретение материалов, необходимых для переоборудования приборов для вывода сигнала на ПЦН вневедомственной охраны, и стоимость монтажных работ в образовательных учреждениях, расположенных за пределами городского поселения Зарайск, составляет --- рублей. Стоимость проведения монтажных работ и приобретения материалов иных организаций, имеющих право на оказание данных видов работ на вышеуказанных учебных заведениях, составляет порядка --- рублей. Стоимость вывода средств сигнализации на ПЦН подразделений вневедомственной охраны по договору на экстренный вызов наряда полиции составляет --- рублей в месяц, техническое обслуживание (проведение регламентных работ по поддержанию средств сигнализации в работоспособном состоянии, плановый ремонт и осмотр) силами ФГУП «---» и иных коммерческих организаций, имеющих право проведения монтажных и регламентных работ составляет порядка --- рублей в месяц /л.д.36/. В соответствии с п. 6.1, п. 6.5 действующего Устава МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад учреждение финансируется в соответствии с действующим законодательством. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за учреждением, в порядке, определяемом законом. /л.д.8-12/. Учредителем и собственником имущества МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, согласно п. 1.1, п. 5.1 Устава, является Зарайский муниципальный район Московской области в лице администрации Зарайского муниципального района. Согласно справке финансового управления Администрации Зарайского муниципального района от --- года № --- следует, что в настоящее время идет работа по формированию бюджета Зарайского муниципального района на --- год. В расходной части бюджета предусматриваются средства на установку в муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции, ее обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране объектов. /л.д.40/. В списке образовательных учреждений Зарайского муниципального района, которые не оборудованы кнопками экстренного вызова наряда полиции, представленном прокурору, значится МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад /л.д.32/. Учитывая вышеизложенное, доводы представителя администрации Зарайского муниципального района Московской области Минаевой Ю.О. об отсутствии обязанности финансирования установки кнопки экстренного вызова полиции в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, о принятии всех мер к оборудованию кнопки тревожной сигнализации в --- году в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, не могут быть приняты судом. Суд считает, что обязанность по обеспечению и оборудованию кнопками экстренного вызова полиции лежит на администрации Зарайского муниципального района и Муниципальном дошкольном образовательном учреждении, как этого требует вышеуказанное Постановление Правительства Московской области от 22.09.2004 года № 579/37. В связи с изложенным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Зарайского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать Администрацию Зарайского муниципального района Московской области обеспечить здание Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад кнопкой экстренного вызова полиции за счет средств бюджета Зарайского муниципального района Московской области в срок до ---- года. Обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад за счет средств бюджета Зарайского муниципального района Московской области оборудовать учреждение кнопкой экстренного вызова полиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад в срок до ---- года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Горина Р.М. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13.12. 2011 г. решение оставлено без изменения.