решение по делу о признании отсутствующим права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2012 г. г.Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гуськова В.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-76/12 по иску Сандаровой Г.А. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Сандарова Г.А. обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, указав в исковом заявлении на следующие обстоятельства: Сандарова Г.А. является арендатором земельного участка, расположенного в (адрес 1), кадастровый номер ---, на основании договора аренды земельного участка № --- от 07.09.2001г.

Указанный договор аренды был в установленном порядке зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 12.10.2001г.

Земельным участком истица пользуется с 2001г. по настоящее время, т.е. с момента его предоставления по договору аренды, платит за него установленные налоги.

Поскольку договор аренды земельного участка № --- от 17.09.2011г. был заключен на два года и срок его действия истек, Сандарова Г.А. обратилась в администрацию Зарайского муниципального района о продлении договора аренды земельного участка.

На основании Постановления Главы Зарайского муниципального района № ---от 14.09.2011г. «О продлении срока аренды земельного участка» и Постановления Главы Зарайского муниципального района № --- от 23.09.2011г. «О внесении изменений в постановление главы района № --- от 14.09.2011г.» между Сандаровой Г.А. и Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района заключено соглашение от 30.09.2011г. о продлении срока аренды земельного участка на ---года.

В целях осуществления государственной регистрации права аренды земельного участка, истица обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Однако государственная регистрация вначале была приостановлена на 1 месяц, а затем еще на 3 месяца, в связи с тем, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок, и необходимостью обращения в суд.

Истица считает, что в данном случае нарушено ее право на аренду земельного участка.

Арендованный ею земельный участок является землей, право собственности, на которое не разграничено.

Согласно ст.17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной

собственности на землю» от 17.07.2001г. №101-ФЗ (действовавший до 01.07.2006г.) основанием регистрации права собственности РФ являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Из части 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-Ф3 от 25.10.2001г. следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что администрацией Зарайского муниципального района правомерно были изданы правовые акты о предоставлении Сандаровой Г.А. в аренду земельного участка и заключены соответствующие договора с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является договор или иные сделки, предусмотренные законом, а также иные сделки хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

На основании изложенного Сандарова Г.А. просит признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью --- га кадастровый номер --- расположенный в (адрес 1), отсутствующим.

В судебном заседании истица Сандарова Г.А. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области по доверенности Минаева Ю.О. в судебное заседание не явилась, письменно просила суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений по заявленным требованиям не имеет.

Представитель 3-го лица – Зарайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Из представленного письменного отзыва следует, что 16 ноября 2011 года была приостановлена государственная регистрация сделки — дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка под кадастровым номером --- от 30.09.2011 года, заключенного Сандаровой Г.А. с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью ---кв.м., расположенный по адресу: (адрес 1), за Российской Федерацией на основании Конституции РФ. Других сведений в ЕГРП не имеется.

Запись о регистрации права была произведена в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в которой прописано, что государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. На момент осуществления государственной регистрации права РФ законодательства о разграничении государственной собственности на землю не существовало, следовательно возможно было руководствоваться только Конституцией РФ и Гражданским Кодексом РФ, из которых следовало, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возражений по заявленным требованиям не имеет.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся, без ущерба для судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения истицы Сандаровой Г.А.., исследовав и юридически оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и Сандаровой Г.А. 07 сентября 2001г. был заключен договор аренды земельного участка № ---, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью --- кв.м. № --- для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: (адрес 1) согласно постановления Главы Зарайского района за № --- от 02.07.2001г. сроком на --- года (л.д.7-10).

Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 12.10.2001г.

Постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области № --- от 14.09.2011г. срок аренды указанного земельного участка продлен на --- лет.

Постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области № --- от 23.09.2011г. внесены изменения в постановление Главы Зарайского муниципального района Московской области № --- от 14.09.2011г. «О продлении срока аренды земельного участка Сандаровой Г.А.» - в пункте 1 постановления слова «на --- лет» заменить словами «на --- года».

На основании данного постановления между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района Московской области и Сандарова Г.А., заключено соглашение, которым дополнен договор аренды земельного участка № ---от 07.09.2001г.: «Продлить срок аренды земельного участка на --- года».

Однако по результатам обращения в Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Зарайский отдел) в адрес истца было направлено уведомление от 16.11.2011 г. № --- о приостановлении государственной регистрации на один месяц, поскольку в Единой государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью --- кв.м. под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1) (л.д.15).

Согласно уведомления Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Зарайский отдел) государственная регистрация сделки – дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, приостановлена на 3 месяца, начиная с 12 декабря 2011г. на основании заявления истицы от 10.12.2011г. в связи с необходимостью обращения в суд (л.д.16).

Истица, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратилась в суд с иском.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.

Как усматривается из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.01.2012г. правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.

Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истицы отсутствует право распоряжения им.

Таким образом, истица считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.

По смыслу ст.12 ГК РФ определение законом способа защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Из ч.2 ст.2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (действовал до 01.07.2006г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты.

Как следует из п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. №404.

В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.

При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.

Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.

Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло.

В силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), является государственной собственностью не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истицы, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.

При изложенных обстоятельствах суд находит требование истицы о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Требование истицы об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок суд считает оставить без удовлетворения, поскольку стороны договора об аренде земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о регистрации сделки, с приложением к заявлениям необходимого пакета документов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сандаровой Г.А. удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью --- га под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения

Судья В.А. Гуськов