Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 декабря 2011 года г.Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С., при секретаре судебного заседания Давыдкине Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-517/11 по заявлению Борисовой Л.Н. об оспаривании ненормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Борисова Л.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления. В обоснование заявленных требований Борисова указала, что 03 августа 2011 года, она как собственник --- доли жилого дома (адрес 1), получила из Администрации Зарайского муниципального района уведомление №---, подписанное заместителем главы администрации Зарайского района А.Р.А., из которого она узнала о существовании заключения межведомственной комиссии №--- от 26.12.2008 года о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, о распоряжении главы администрации от 30.12.2008 года о сносе этого дома и о том, что данный дом обследовался ООО «---». Впоследствии Администрация Зарайского муниципального района обратилась в суд с иском о выселении Борисовой Л.Н. и членов ее семьи из дома (адрес 1) в другой жилой дом. С принятыми решениями заявитель не согласна, считает, что они существенно нарушают ее права, поскольку при работе межведомственной комиссии были нарушены нормы «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для постоянного проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года (далее Положение...), которые выразились в следующем. В нарушение п. 7 Положения Борисова Л.Н. не была привлечена к работе межведомственной комиссии, как собственник жилого помещения, своего мнения в связи с этим не высказывала. В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия не вправе самостоятельно начинать процедуру своей работы, для этого необходимо заявление собственника, нанимателя, либо заключение контролирующего или надзирающего органа. В данном случае ничего этого не было. Присутствовавший на комиссии как ее член и одновременно как представитель собственника З.Ю.Н., на тот момент председатель комитета по управлению имуществом был не вправе без согласия Борисовой Л.Н. или судебного решения инициировать процедуру признания дома аварийным. Выводы комиссии не подтверждаются имеющимися в их распоряжении материалами, поскольку, как следует из заключения межведомственной комиссии № ---единственным основанием для принятия решения о сносе явился Акт технического обследования ООО «---», выполненный в 2008 году. Однако, на ксерокопии данного документа, представленной Борисовой отсутствуют номер и дата его изготовления. На основании указанного акта принимать решение было нельзя. В соответствии с Положением п. 34 многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в случае, если имеются: деформации фундамента, стен, несущих конструкций, значительную степень биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Между тем в выводах ООО «---» об исчерпании несущей способности и опасности обрушения не сказано ни слова. Как следует из Акта, фундаменты не обследовались, про состояние стен сказано, что они аварийные, без расшифровки этого понятия, про несущие конструкции не сказано ни слова. Кроме этого к Акту приложено 6 фотографий, а выводы относительно аварийности сделаны по 12 позициям. После того, как заявитель по делу узнала о состоявшихся решениях, она обратилась в независимую экспертную организацию с целью обследования ее доли жилого дома, и независимый эксперт пришел к выводу о том, что техническое состояние доли жилого дома позволяет постоянно проживать в нем. В связи с данным обстоятельством, руководствуясь ст. 245 ГПК РФ, разъяснениями ВС РФ Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г. (утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009г., ст. 12 ГК РФ, Борисова Л.Н. обращается в суд и просит признать незаконными и нарушающими ее права: - заключение межведомственной комиссии № --- от 26.12.2008 года о признании жилого дома (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу; - распоряжение главы администрации Зарайского муниципального района № --- от 30.12.2008 года. В судебном заседании Борисова Л.Н. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель заявителя Борисовой Л.Н. – адвокат Зенин С.Н. поддержал требования и просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что заключение межведомственной комиссии составлено с нарушением процедуры, Борисова Л.Н. как собственник части дома не была извещена о заседании комиссии, также критически оценивает техническое обследование, проведенное ООО «---». Полагает, что выводы заключения специалиста № --- произведенного ООО «---» по заказу заявителя Борисовой Л.Н. о возможности ремонта дома более соответствуют действительности. Представитель заинтересованного лица – Администрации Зарайского муниципального района Косиков М.Ф. возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Утверждение Борисовой Л.Н. о том, что она узнала о существовании заключения межведомственной комиссии № --- от 26.12.2008 г. о признании жилого дома (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу, распоряжения Главы администрации от 30.12.2008 г. о сносе этого жилого дома только 3 августа 2011 года из уведомления №---, подписанного заместителем главы администрации Зарайского муниципального района Р.Н. не соответствует действительности, о чем свидетельствуют: 1. заявление Борисовой Л.Н. на имя Главы Зарайского муниципального района Евланова А.В. от 24 марта 2009 г. о несогласии переселения из дома, где она проживает; 2. заявление Борисовой Л.Н. на имя Главы Зарайского муниципального района Евланова А.В. от 19 октября 2009 г., из содержания которого следует, что она в то время, то есть в октябре 2009 г., знала о том, что дом, где она проживает, включен в программу «Переселение граждан из аварийного фонда в Московской области» на 2008 год; 3. заявление Борисовой Л.Н. от 19 ноября 2009 г. о несогласии на изъятие у нее жилого помещения и предоставлении взамен жилого помещения в жилом доме по адресу: (адрес 2). При этом Борисова Л.Н., не подвергая сомнению законность и обоснованность соответственно заключения и распоряжения, лишь настаивает на том, чтобы ей предоставили возможность приобрести --- жилого дома, который подлежит расселению. Изложенное в полной мере свидетельствует о том, что Борисова Л.Н. была осведомлена как о существовании оспариваемых документов, так и об их содержании. Причем, в то время, то есть в 2009 году Борисова Л.Н., как уже отмечено, не оспаривала законность заключения межведомственной комиссии и распоряжения Главы Зарайского муниципального района. Другими словами, Борисова Л.Н. знала о них, признавала их законность, но не соглашалась переселяться из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по иным ранее упомянутым причинам, указанным в ее заявлениях от 2009 года. Таким образом, в нарушение требований ст. 256 ГК РФ Борисовой Л.Н пропущен трехмесячный срок, в течение которого она могла обратиться в суд с указанным заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, оспариваемое заключение межведомственной комиссии принято во исполнение Адресной программы «Переселение граждан из аварийного фонда в Московской области» на 2008 год на основании технического обследования состояния строительных конструкций жилого дома (адрес 1) Московской области, выполненного Проектной мастерской ООО «---», в соответствии со ст.ст. 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Заключение межведомственной комиссии подписано ее членами, каждый из которых является экспертом в своей области и действительно основано на техническом заключении Проектной мастерской ООО «---», имеющей лицензию на данный вид деятельности, выполненным по заказу администрации Зарайского муниципального района (заказ: №---), подписанным директором ООО «---» М.С.Н. и начальником Проектной мастерской В.Т.Ф., а также заведующей лабораторией ООО «---» К.Е.Н. Выводы их технического обследования состояния строительных конструкций дома (адрес 1) следующие: восстановление технических и эксплуатационных характеристик здания нецелесообразно, обследуемое здание предлагается разобрать. Поэтому заявление Борисовой Л.Н. о том, что нельзя доверять, по ее словам, «так называемым специалистам из ООО «---» надумано, необоснованно и не может быть принято во внимание. Распоряжение Главы Зарайского муниципального района от 30.12.2008 г. № --- «О признании жилого дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу» принято в соответствии и в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 7 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», на основании заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу в целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, подлежащего сносу. Представитель Косиков М.Ф. отметил, что в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 г. № 14974/10 указано, что программы переселения граждан из аварийного жилья носят специальный характер, принимающий во внимание исключительно состояние жилищного фонда. Поэтому именно в силу исключительного состояния жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья. Президиум ВАС РФ делает вывод о том, что заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем, к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости. При этом равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.д.) с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищных условий переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей. Исходя из существа и специальных правил регулирования данных отношений, как указывается в постановлении ВАС РФ, оценка рыночной стоимости аварийного жилья граждан не требуется, в связи с чем, по правилам Закона об оценке определяется только стоимость предоставляемых гражданам в рамках целевой подпрограммы благоустроенных квартир. При этом в соответствии с Адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» на 2008 год «муниципальными образованиями определяются параметры двух альтернативных решений для собственников» и «после проведения данных мероприятий органами местного самоуправления принимается решение о способе переселения граждан из аварийных жилых домов». В этой связи администрацией муниципального района было принято решение о переселении граждан-собственников жилья в ветхом и аварийном фонде путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения по договору мены с использованием жилых помещений, построенных и приобретенных в рамках Адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» на 2008 год на жилищном рынке недвижимости. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несостоятельности претензий заявителя об ущемлении ее жилищных и имущественных прав в части выбора способа переселения ее из аварийного жилья и не могут быть приняты во внимание. Таким образом, при принятии решения о переселении Борисовой Л.Н. из аварийного жилья, подлежащего сносу, в новое жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: (адрес 1) администрацией муниципального района выполнены все условия, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», целевой Адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» на 2008 год. Кроме того, при принятии указанных решений, администрация муниципального района исходила также из специального характера упомянутой программы, принимающей во внимание исключительно состояние жилищного фонда, из которого должны переселяться граждане. Последнее означает, что предоставление Борисовой Л.Н. другого жилья большей общей площадью во вновь построенном многоквартирном доме, являющимся во всех отношениях благоустроенным, отвечающим всем санитарным и техническим требованиям, не ущемляет ее жилищных и имущественных прав. Из изложенного следует, что: - оспариваемые заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома, в котором проживает ответчица, аварийным и подлежащим сносу, и распоряжение Главы Зарайского муниципального района «О признании жилого дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу» приняты в соответствии с законом, то есть не противоречат законодательству Российской Федерации; - при совершении оспариваемых действий по принятию соответствующих решений администрация муниципального района не вышла за пределы своих полномочий, то есть действовала в рамках своей компетенции, установленной законодательством; - оспариваемые решения администрации не повлекли неправомерного нарушения прав и свобод ответчицы. Исходя из изложенного, представитель Администрации Зарайского муниципального района Косиков М.Ф. просит отказать Борисовой Л.Н. в удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и юридически оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, обозрев в судебном заседании пенсионное дело истца, приходит к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что 11.06.1992 года Борисова Л.Н. приобрела по договору купли-продажи --- долю жилого дома, состоящего из двухэтажного бревенчато-кирпичного строения, находящегося в (адрес 1), что подтверждается копией договора купли-продажи (т.1 л.д.193-194). Собственником остальной части --- доли указанного жилого дома является Администрация Зарайского муниципального района, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Зарайского района Московской области на 01.10.2011 года (т.1 л.д. 138). Постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области от 26.02.08 г. № 248/2 «О межведомственной комиссии Зарайского муниципального района по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и переводу жилых домов (жилых помещений) в нежилые» было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Зарайского муниципального района по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и переводу жилых домов (жилых помещений) в нежилые, образована указанная комиссия и утвержден ее состав (т.1 л.д.126, 127-128, 129, т.2 л.д.9, 10-11, 12). Решение о признании жилого дома по адресу: (адрес 1) в числе других 27 жилых домов аварийным принималось межведомственной комиссией при администрации Зарайского муниципального района на основании письма заместителя главы администрации муниципального района Т.Р.И. о признании аварийного состояния 27 жилых объектов г. Зарайска (протокол межведомственной комиссии от 06.12.2006 года, т. 1 л.д. 151-153). В соответствии с муниципальным контрактом № 500/164 от 10 декабря 2008 года, заключенным администрацией Зарайского муниципального района и ООО «---» по результатам рассмотрения котировочной заявки о признании котировки ООО «---» полностью соответствующей требованиям заказчика, ООО «---» были выполнены работы по техническому обследованию состояния строительных конструкций 27 жилых домов в (адрес 1) (т.1 л.д.140-146, 147-148). На основании проведенного Проектной мастерской ООО «---» обследования на основании заказа администрации Зарайского муниципального района было изготовлено заключение технического обследования состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: (адрес 1), согласно выводов которого «восстановление технических и эксплуатационных; характеристик здания (многоквартирного дома по (адрес 1)) нецелесообразно, обследуемое здание предлагается разобрать» (т.1 л.д.110-125). На основании технического обследования состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: (адрес 1), проведенного Проектной мастерской ООО «---» было принято заключение межведомственной комиссии №--- от 26.12.2008 года о признании жилого дома (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.12, 135), что также подтверждается Протоколом № --- от 26.12.2008 года заседания межведомственной комиссии при администрации Зарайского муниципального района (т.2 л.д. 42-45) и распоряжение главы администрации Зарайского муниципального района №--- от 30.12.2008 года о признании жилого дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.139, т. 2 л.д. 51). Признанный на основании указанных заключения межведомственной комиссии №--- от 26.12.2008 года и распоряжения главы администрации Зарайского муниципального района № --- от 30.12.2008 года аварийным и подлежащим сносу дом (адрес 1) был включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилья в Московской области» на 2008 год (т.1 л.д. 154-176), а затем в адресную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011 годы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 18.03.2009 года № 216/8 (т.1 л.д.198-258). Согласно п. 6-8 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В силу п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 42, 43, 44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). В соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. В силу положений ч. 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Согласно ч. 3 ст. 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Судом установлено, что оспариваемые заявителем Борисовой Л.Н. заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома, в котором она проживает аварийным и подлежащим сносу, и распоряжение Главы Зарайского муниципального района «О признании жилого дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу» приняты в соответствии с законом, то есть не противоречат законодательству Российской Федерации, что подтверждается исследованными материалами дела. К доводам заявителя Борисовой Л.Н. и ее представителя адвоката Зенина С.Н. об оценке техническое обследование, проведенного ООО «---» и о выводах заключения специалиста №---, произведенного ООО «---» по заказу заявителя Борисовой Л.Н. о возможности ремонта дома как более соответствующие действительности, суд относится критически, так при проведении технического обследования ООО «---» был исследован весь дом в целом, а при проведении исследования ООО «---» осматривалось лишь жилое помещение заявителя Борисовой Л.Н. Компетентность ООО «---» по проведению указанных работ подтверждается имеющимися в материалах дела лицензиями (т.1 л.д.110-125). Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу положений статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Представителем заинтересованного лица Косиковым М.Ф. было заявлено о пропуске заявителем указанного трехмесячного срока для обращения в суд. Как установлено в судебном заседании, заявителю Борисовой Л.Н. было известно об обжалуемых решениях. К доводам Борисовой Л.Н. и ее представителя адвоката Зенина С.Н. о том, что она узнала о существовании заключения межведомственной комиссии №--- от 26.12.2008 г. о признании жилого дома (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу, распоряжения Главы администрации от 30.12.2008 г. о сносе этого жилого дома только 3 августа 2011 года из уведомления №---, подписанного заместителем главы администрации Зарайского муниципального района А.Р.Н., суд относится критически, так как они опровергаются заявлением Борисовой Л.Н. на имя Главы Зарайского муниципального района Евланова А.В. от 24 марта 2009 г. (т.1 л.д.137) о несогласии переселения из дома, где она проживает, заявлением Борисовой Л.Н. на имя Главы Зарайского муниципального района Евланова А.В. от 19 октября 2009 г. (т.1 л.д.136), из содержания которого следует, что она в то время, то есть в октябре 2009 г., знала о том, что дом, где она проживает, включен в программу «Переселение граждан из аварийного фонда в Московской области» на 2008 год, заявлением Борисовой Л.Н. от 19 ноября 2009 г. (т.1 л.д.149) о несогласии на изъятие у нее жилого помещения и предоставлении взамен жилого помещения в жилом доме по адресу: (адрес 1). При этом Борисова Л.Н., не подвергая сомнению законность и обоснованность соответственно заключения и распоряжения, лишь настаивает на том, чтобы ей предоставили возможность приобрести --- жилого дома, который подлежит расселению. Изложенное в полной мере свидетельствует о том, что Борисова Л.Н. была осведомлена как о существовании оспариваемых документов, так и об их содержании. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Борисовой Л.Н. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии № --- от 26.12.2008 года о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, распоряжения главы администрации № --- от 30.12.2008 года о признании жилого дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2011 года. Судья В.С. Муштаков Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16.02.2012 г. Решение оставлено без изменения.