Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 декабря 2011 г. г.Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С., с участием прокурора Дмитриенко Т.В., при секретаре судебного заседания Осиповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-552/11 по иску Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЕСКХ Зарайского района» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Зарайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЕСКХ Зарайского района» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав в заявлении, что при осуществлении проверки административного материала органов, осуществляющих административное преследование, было установлено, что Отделом надзорной деятельности по Зарайскому району ГУ МЧС России по Московской области с 12.05.2011г. по 18.05.2011 года проведена проверка здания конторы Муниципального унитарного предприятия «ЕСКХ Зарайского района», находящегося по адресу: (адрес 1), на предмет соответствия нормам пожарной безопасности, в ходе которой было выявлено, что в нарушение п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, п.9 т. 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №315 и п. 15 т.2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003г. №323 в принадлежащем МУП «ЕСКХ Зарайского района» здании конторы отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара. Таким образом, осуществление МУП «ЕСКХ Зарайского района» деятельности по эксплуатации и содержанию вышеназванного объекта с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области пожарной безопасности, в том числе ст. 34, ч.2 ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 150 ГК РФ, ст.ст. 45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Зарайский городской прокурор обращается в суд и просит: обязать МУП «ЕСКХ Зарайского района» оборудовать здание конторы, находящееся по адресу: (адрес 1), автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара в срок до 14.05.2012г. В судебном заседании прокурор Дмитриенко Т.В. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика - МУП «ЕСКХ Зарайского района» по доверенности Карасева О.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив следующее. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, при этом техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20),т.е. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с нормами Федерального закона «О пожарной безопасности» Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03). Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Абз. 4 п. 1 НПБ 110-03 гласит, что наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. П. 1.3 НПБ 104-03 предусмотрено, что при проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Исполняя данные нормы по установке систем, необходимо применить СП 5.131.30.2009 нормы и правилами установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические, которые являются необходимым документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливают нормы и правила проектирования автоматической сигнализации, и СП 3.13130.2009 требования пожарной безопасности по системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, так как указанные нормативные документы разработаны на основании Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Введение в действие данного закона направлено на исключение из практики применения отживших, избыточных и дублирующих противопожарных требований, его положения приведены в соответствие с имеющимися научно-техническими знаниями в области обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с п. 2 ст. 1 Технического регламента его положения обязательны для исполнения при проектировании и разработке технической документации на объекты защиты. Технический регламент, определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), предусматривает, что со дня вступления в силу Федерального закона «О пожарной безопасности» до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона (статья 151). Таким образом, положения НПБ 110-03 и НПБ 104-03 подлежат применению юридическими лицами и физическими лицами на основании части 1 статьи 151 Федерального закона. Данная позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 10.12.2010г. №ГКПИ10-1377, а именно «...положения НПБ 110-03 подлежат применению юридическими лицами и физическими лицами на основании ч.1 Федерального закона. В соответствии с письмом от 02.06.2011 №19-3-1-2086 «О применении ПУЭ, СНИП» при рассмотрении строительных норм и правил (СНИП) непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, запроектированные и построенные по действующим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются. Таким образом, в соответствии со статьей 4 Технического регламента на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Наличие угрозы жизни или здоровью людей определяется индивидуально по каждому объекту защиты, с учетом специфики его технологических процессов, наличия в непосредственной близости от него других опасных объектов, существующей системы обеспечения пожарной безопасности людей, в том числе ее работоспособностью и рядом других факторов. Затраты на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара закладываются в формирование тарифов, что приведет к значительному увеличению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что в настоящее время крайне нежелательно и может привести к социальным волнениям жителей г. Зарайска и Зарайского района. На основании изложенного, представитель МУП «ЕСКХ Зарайского района» просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности по Зарайскому муниципальному району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области по доверенности Курбанов Ш.А. заявленные требования просил удовлетворить, пояснив, что не согласен с доводами представителя ответчика о том, что НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащий защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации» не подлежат применению к зданию конторы МУП «ЕСКХ Зарайского района». Согласно п.4 ст.4 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружекн6ий и строений приводит к угрозе жизни или здоровья людей, вследствие возможного возникновения пожара. Таким образом, как пояснил представитель третьего лица Курбанов Ш.А., НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащий защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации» устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и юридически оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу. МУП «Единая служба коммунального хозяйства Зарайского района» в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Уставом МУП, свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ (л.д.6-11, 13, 14). Место нахождения ответчика: (адрес 1) В период с 25.10.2010г. по 01.11.2010г. во исполнение распоряжения начальника отдела ГПН по Зарайскому району, заместителя главного государственного инспектора Зарайского района по пожарному надзору №--- от 19.10.2010г. --- К.Ш.А. совместно с --- М.Т.В. в отношении МУП «ЕСКХ Зарайского района» была проведена проверка на предмет соответствия нормам пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в здании отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; необходимость замены горючей отделки путей эвакуации на не горючие материалы. Срок для устранения ответчиком выявленных нарушений установлен предписанием от 01.11.2010г. №--- – до 11.04.2011г. Настоящее предписание получено директором МУП «ЕСКХ Зарайского района» 02.11.2010 г. (л.д. 56-64). В установленный Законом срок ответчиком по делу указанное предписание не обжаловалось. 18.05.2011г. была проведена проверка в отношении МУП «ЕСКХ Зарайского района» на предмет исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Из акта проверки №--- от 18.05.2011г. следует, что ответчик не выполнил в установленный срок пункты 1, 2, 3 …предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности №--- от 01.11.2010г. (л.д.15). 18 мая 2011г. по факту неисполнения указанного предписания в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении №---, в котором имеется отметка представителя МУП «ЕСКХ Зарайского района» Н.С.А. о согласии с нарушениями (л.д. 34-35). 10 июня 2011 г. постановлением мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области МУП «ЕСКХ Зарайского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере --- рублей (л.д. 65). 18.05.2011г. МУП «ЕСКХ Зарайского района» вновь составлено предписание №--- по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в котором предписано в срок до 14 мая 2012 года: установить в здании автоматическую пожарную сигнализацию; оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; заменить горючую отделку путей эвакуации на не горючие материалы (л.д. 17-33). В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003г., Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.п. 2,3 Правил). Ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» предусматривает права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Согласно п.2 указанной статьи, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению… Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ч.1 ст. 38 вышеуказанного ФЗ). Материалами настоящего дела подтверждается, что в нарушение п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, п.9 т. 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №315 и п. 15 т.2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003г. №323 в принадлежащем МУП «ЕСКХ Зарайского района» здании конторы отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара Согласно ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции РФ соответственно каждый имеет право на жизнь и каждый имеет право на охрану здоровья… На основании изложенного, учитывая, что нарушение ответчиком Правил пожарной безопасности может поставить под угрозу жизнь и здоровье как граждан, работающих на производстве, так и находящихся в указанном месте по различным основаниям других лиц (неопределенный круг лиц), суд считает, что исковые требования Зарайского городского прокурора подлежат удовлетворению. Срок, указанный прокурором для устранения имеющихся нарушений Правил пожарной безопасности – до 14.05.2012 г., учитывая объем работы, суд находит разумным. Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов… При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере --- рублей в доход государства. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК, суд Р Е Ш И Л: Требования Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЕСКХ Зарайского района» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить. Обязать МУП «ЕСКХ Зарайского района» в срок до 14.05.2012 года оборудовать здание конторы, расположенное по адресу: (адрес 1) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей. Взыскать с МУП «ЕСКХ Зарайского района» в доход государства государственную пошлину в размере --- (---) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Муштаков В.С. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17.01.2012 года решение оставлено без изменения.