Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 июня 2012 года г. Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-175/12 по иску Архипова Е.И. к Администрации Зарайского муниципального района о признании права на обеспечение жилым помещением и о включении в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, У С Т А Н О В И Л: Архипов Е.И. обратился в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района о признании права на обеспечение жилым помещением и о включении в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, указав в исковом заявлении на следующие обстоятельства: По постановлению Главы Зарайского муниципального района от 19 сентября 2011 года за № 1184/9 Архипов Е.И. был включен в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявившим желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». По постановлению Главы Зарайского муниципального района Евланова А.В. от 29 ноября 2011 года за № 1592/11 Архипов Е.И. был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан. Архипов Е.И. с постановлением Главы района об исключении его (Архипова Е.И.) из данного списка не согласен и считает, что он (Архипов Е.И.) имеет право вместе с членами своей семьи на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета и включение его с членами семьи в соответствующий список. Таким образом, возник спор о праве. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст.8 ГК РФ и ст. 10 ЖК РФ гражданские и жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. В силу ст.1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. Право на обеспечение Архипова Е.И. с членами его семьи жилым помещением в соответствии с Федеральным законом подтверждается следующими обстоятельствами: Архипов Е.И. являлся сотрудником Зарайского отдела внутренних дел Московской области. ГУВД Московской области и Зарайский ОВД ходатайствовали перед исполкомом Зарайского горсовета об улучшении его (Архипова Е.И.) жилищных условий и постановки на очередь для получения жилья, что подтверждается письмом ГУВД МО от ----- года и письмом Зарайского ОВД от --------- года. По решению исполкома Зарайского городского Совета от 6 сентября 1988 года за № ----- Архипов Е.И. вместе с семьёй из 4 человек был поставлен на очередь для получения жилой площади в виду её недостатка. Позже, по постановлению Главы администрации Зарайского района «О рассмотрении предложений городской жилищной комиссии» за № --- от 10 февраля 1992 года Архипов Е.И. был включён в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений работников милиции согласно Закону РСФСР О милиции от 18.04.1991 года. Архипов Е.И. проходил службу в органах внутренних дел со ----- года по ------ года. Имеет выслугу лет на момент увольнения 27 лет 7 месяцев и 18 дней, что подтверждается приказом об увольнении за № --- от ---------- года и справкой Зарайского ОВД от -------- года за № -------. С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ, а также закон Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счёт федерального бюджета, и членов их семьи» от 25 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ. 21 апреля 2011 года на основании вышеназванных Законов Архипов Е.И. обратился в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением о включении его в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета и предоставил все необходимые для этого документы согласно порядка формирования органами местного самоуправления списков граждан утверждённого распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 9 февраля 2011 года № 2. 17 октября 2011 года Архипов Е.И. был вызван в администрацию Зарайского муниципального района к представителю уполномоченного органа А.Е.Л., которая сообщила ему о перечислении денежных средств в местный бюджет в виде субвенции из средств федерального бюджета для получения ему единовременной выплаты на приобретение жилья. Архипов Е.И. подал заявление о выдаче ему соответствующего свидетельства в рамках действия федеральной жилищной программы и ему (Архипову Е.И.) была подобрана квартира, расположенная в ------- районе г.----------. Таким образом, постановление Главы Зарайского муниципального района от 19 сентября 2011 года за № 1184/9, перечисленные из федерального бюджета в местный бюджет денежные средства в виде субвенции с целевым назначением для приобретения Архипову Е.И. жилого помещения и подбор этого жилого помещения, являются доказательствами законного исполнения органом местного самоуправления по обеспечению его (Архипова Е.И.) с членами семьи жилым помещением в рамках действующего 342 Федерального закона. Однако на последнем этапе выполнения требований закона процедура предоставления Архипову Е.И. жилого помещения прервалась. 5 декабря 2011 года, Архипову Е.И. стало известно от представителя уполномоченного органа администрации Зарайского муниципального района А. Е.Л. о том, что Глава Зарайского муниципального района Евланов А.В. издал постановление за № 1592/11 от 29 ноября 2011 года об исключении его (Архипова Е.И.) из списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ, сославшись на письмо чиновника министерства строительного комплекса Московской области от 21 ноября 2011 года за № --------, в котором говорится, что Архипов Е.И. не обращался в администрацию Зарайского района с заявлением о постановке его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и что данный вопрос не рассматривался в жилищно-бытовой комиссии (опровергается постановлением № 379/17 от 6.09.1988г. и постановлением № 40/3 от 10.02.1992 г.), отсутствуют документы, направленные ГУВД Московской области о том, что Архипов Е.И. имеет право на обеспечение жильём (опровергается письмом ГУВД Московской области № ---- от 13.06.1988 г.) и не воспользовался правом встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в год увольнения со службы из органов внутренних дел. Однако вышеназванные решения органа местной власти о включении Архипова Е.И. в список граждан о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с 1988 года и решение Зарайской городской жилищной комиссии о включении его (Архипова Е.И.) с членами семьи в список первоочередников на получение жилого помещения с 19 апреля 1991 года (постановление Главы района № 40/3) по настоящее время никто не оспаривал (не обжаловал) и никто не отменял, а потому Архипов Е.И. не обязан был подтверждать данные решения в год увольнения со службы из органов внутренних дел. У ответчика, администрации Зарайского муниципального района имеется личное дело Архипова Е.И. за № ---- как состоящего в очереди на получение жилого помещения. Личное дело возникло на основании решения исполкома Зарайского Горсовета за № ------ от 6 сентября 1988 года и каждый год по настоящее время велась перерегистрация учёта Архипова Е.И. в качестве нуждающегося в жилом помещении. Другим доказательством того, что и после увольнения в ----- году из органов внутренних дел в отставку Архипов Е.И. продолжает являться очередником, нуждающимся в получении жилого помещения, является письмо заместителя Главы администрации Зарайского района Т.Р.И. за № ------ от 29 мая 2006 года о ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Письмо областного чиновника из министерства строительства противоречит вышеназванным федеральному и областному Закону, в которых отсутствует такое понятие как, «воспользоваться правом встать на учёт в год увольнения», и противоречит распоряжению самого этого министерства от 9 февраля 2011 года за № 2. В п.2 распоряжения и в п.9 утверждённого порядка формирования списка таких граждан говорится о включении в список категории граждан, принятых до 1 января 2005 года этим органом местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В п. 10 утверждённого порядка отсутствует такое основание для отказа о включении в список, как обязанность встать на учёт в год увольнения из органов внутренних дел. Письмо, на которое сослался Глава района в своём постановлении об исключении Архипова Е.И. из списка, не является даже подзаконным актом, а является мнением чиновника из правительства Московской области, которое больше напоминает такое явление как «телефонное право», и как несоответствующее Закону, такое письмо не может быть единственным основанием для издания правового акта органом местного самоуправления, каковым является постановление Главы района за № 1592/11 от 29.11.2011 года. Такое постановление является ничтожным, поскольку не соответствует требованиям вышеназванному Федеральному закону от 8.12.2010 года № 342-ФЗ и закону Московской области № 34/2011-ОЗ от 25.03.2011г. Чиновник министерства строительного комплекса МО в своём письме не признал за Архиповым Е.И. право на обеспечение жилым помещением по основаниям Федерального закона №342 и 34/2011-ОЗ закона Московской области, но в противоречие своего же мнения признал за Архиповым Е.И. право на обеспечение жильём за счёт жилищного сертификата из средств федерального бюджета. Однако это его (Архипова Е.И.) право, а не обязанность. Перечисление денежных средств в бюджет района на приобретение Архиповым Е.И. жилого помещения, является ещё одним фактом, подтверждающим его (Архипова Е.И.) право на улучшение жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, а согласно ч.1 ст.30 Закона РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 года сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома представляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, иными словами законодатель признал право на улучшение жилищных условий как за счёт федерального, так и за счёт местного бюджета, а согласно ст.6 ЖК РФ закон обратной силы не имеет. В администрации Зарайского муниципального района Архипов Е.И. значится в списках льготных очередников и имеется его личное дело со всеми необходимыми документами, предоставленными им в соответствии с требованиями, утверждёнными Министерством строительного комплекса МО от 9 февраля 2011 года № 2 О порядке формирования списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. 12 ГК РФ, 11 ЖК РФ и ст.3 ГПК РФ, Архипов Е.И. просит суд: Признать постановление Главы Зарайского муниципального района от 29 ноября 2011 года за № 1592/11 об исключении его (Архипова Е.И.) из списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», незаконным. Признать за ним, Архиповым Е.И. и членами его семьи в количестве 5 человек, право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ и в соответствии с законом Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счёт федерального бюджета, и членов их семьи» от 25 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ и обязать администрацию Зарайского муниципального района включить его (Архипова Е.И.) с членами семьи в количестве 5 человек в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями. В судебном заседании представители истца по доверенности Мацик Т.Е. уточнила исковые требования в части количества членов семьи Архипова Е.И., указав в качестве членов семьи 4 человек. Истец Архипов Е.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, заявления об отложении слушания дела не подавал. Представитель истца по доверенности Мацик Т.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить. Представитель истца по ордеру адвокат Кожаров В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить. Он пояснил, что ст. 56 ГПК РФ обязывает каждую сторону доказать те обстоятельства, на которые сторона ссылается как на основания своих требований и возражений. Он считает, что в первую очередь следует ответить на вопрос, является ли Архипов Е.И. субъектом жилищных правоотношений в рамках вышеназванной Федеральной программы согласно 342 ФЗ. Архипов Е.И. проходил службу в органах внутренних дел со ------ года по ---------- года и имеет выслугу лет на момент увольнения 27 лет 7 месяцев и 18 дней, что подтверждается приказом об увольнении за № ----- от ------- года и справкой Зарайского ОВД от --------- года за № -------. Архипов Е.И. с 6 сентября 1988 года был принят органом местного самоуправления (местным органом государственной власти на тот период) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении вместе с членами своей семьи, являясь сотрудником Зарайского отдела внутренних дел. ГУВД Московской области и Зарайский ОВД ходатайствовали перед исполкомом Зарайского горсовета об улучшении жилищных условий Архипова Е.И. и постановки на очередь для получения жилья, что подтверждается письмом ГУВД МО от 13 июня 1988 года и письмом Зарайского ОВД от 24 августа 1988 года. По решению исполкома Зарайского городского Совета от 6 сентября 1988 года за № ---- Архипов Е.И. вместе с семьёй из 4 человек был поставлен на очередь для получения жилой площади. Позже уже после распада СССР и образования нового Государственного устройства в России, по постановлению Главы администрации Зарайского района «О рассмотрении предложений городской жилищной комиссии» за № 40/3 от 10 февраля 1992 года Архипов Е.И. был включён в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений работников милиции согласно Закону РСФСР о милиции от 18.04.1991 года. Имеется личное дело очередника Архипова Е.И. за № ----, возникшее на основании решения исполкома Зарайского горсовета за № ---- от 6 сентября 1988 года. Это личное дело доказывает, что Архипов Е.И. ежегодно по настоящее время подтверждал своё право принятого на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В силу ст.1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. Таким образом, вышеизложенные обстоятельства доказывают, что Архипов является субъектом правоотношений, регулирующихся Законом, и право Архипова Е.И. с членами его семьи на обеспечение жилым помещением полностью соответствует требованиям 342 ФЗ. Это право нашло своё подтверждение и в постановлении Главы Зарайского муниципального района от 19 сентября 2011 года за № 1184/9, в соответствии с которым Архипов Е.И. был включён в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Этому предшествовало следующее обстоятельство: 21 апреля 2011 года на основании 342 ФЗ и Закона Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011 - 03 Архипов Е.И. обратился в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением о включении его в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета и предоставил все необходимые для этого документы в соответствии с порядком формирования органами местного самоуправления списков граждан, утверждённого распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 9 февраля 2011 года № 2. После включения Архипова Е.И. в данный список 17 октября 2011 года он был вызван в администрацию Зарайского муниципального района к представителю уполномоченного органа А.Е.Л., которая ему сообщила о перечислении денежных средств в местный бюджет в виде субвенции из средств федерального бюджета для получения единовременной выплаты на приобретение жилья. Архипов Е.И. в связи с этим подал заявление о выдаче ему соответствующего свидетельства в рамках действия федеральной жилищной программы и ему была подобрана квартира, расположенная в --------районе г.----------. И уже после этих процедур после вмешательства чиновника из министерства строительного комплекса Московской области Архипов Е.И. был исключён из списка. В письме чиновника министерства строительного комплекса за № ----- от 21 ноября 2011 года, на основании которого Архипова Е.И. исключили из списка, говорится, что Архипов Е.И. якобы не обращался в администрацию Зарайского района с заявлением о постановке его и членов семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и что данный вопрос не рассматривался в жилищно-бытовой комиссии (опровергается пост. № 379/17 от 6.09.1988 г. и пост. № 40/3 от 10.02.1992 г.), отсутствуют документы, направленные ГУВД Московской области о том, что Архипов Е.И, имеет право на обеспечение жильём (опровергается письмом ГУВД Московской. обл. № ---- от 13.06.1988 г.) и что он якобы не воспользовался правом встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в год увольнения со службы из органов внутренних дел. Однако вышеназванные решения органа местной власти о включении Архипова Е.И. в список граждан о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с 1988 года и решение Зарайской городской жилищной комиссии о включении его с членами семьи в список первоочередников на получение жилого помещения с 19 апреля 1991 года (постановление Главы района № 40/3), личное дело, возникшее на основании решения исполкома Зарайского Горсовета за № --- от 6 сентября 1988 года, доказывают, что Архипов Е.И. каждый год и по настоящее время проходил перерегистрацию учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении и что по настоящее время никто не оспаривал (не обжаловал), никто не отменял решения о постановке Архипова Е.И. на данный учёт В связи с этим Архипов Е.И. не обязан был подтверждать данные решения в год увольнения со службы из органов внутренних дел. Другим доказательством того, что и после увольнения в ----- году из органов внутренних дел в отставку он продолжает быть очередником и стоящим на учёте в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, является письмо заместителя Главы администрации Зарайского района Т.Р.И. за № ---- от 29 мая 2006 года. Письмо областного чиновника из министерства строительного комплекса противоречит вышеназванным федеральному и областному Закону и Распоряжению самого этого министерства от 9 февраля 2011 года за № 2, в которых отсутствует такое понятие как, «воспользоваться правом встать на учёт в год увольнения». В п.2 распоряжения и в п.9 утверждённого порядка формирования списка таких граждан, говорится о включении в список категории граждан, принятых до 1 января 2005 года органом местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В п. 10 утверждённого порядка отсутствует такое основание для отказа о включении в список, как обязанность встать на учёт в год увольнения из органов внутренних дел. Письмо, на которое ссылается Глава района в своём постановлении об исключении Архипова Е.И. из списка, не является даже подзаконным актом, а является мнением чиновника из правительства Московской области, которое больше напоминает такое явление как «телефонное право», и как несоответствующее Закону, такое письмо не может быть единственным основанием для издания правового акта органом местного самоуправления, каковым является постановление Главы района за № 1592/11 от 29.11.2011 года, исключившее Архипова Е.И. из списка. Удивляет своим содержанием письменные пояснения представителя администрации Зарайского муниципального района от 3 апреля 2012 года своей непонятной позицией и мотивацией по делу, в том числе стремлением не являться в судебное заседание и как итог - просить принять решение на усмотрение суда. Ранее администрация района вообще признавала исковые требование, что подтверждается определением Зарайского городского суда от 19 марта 2012 года под председательством федерального судьи Муштакова B.C. Другим документом, не соответствующим Закону, являются письменные возражения Минмособлстроя за № ------ от 13 апреля 2012 года, в которых этот областной орган ссылается как на основания своих возражений на ряд правовых норм. Однако эти нормы не регулируют правовые отношения в споре с Архиповым Е.И. и не могут быть применены для отказа в удовлетворении заявленных им требований. Минмособлстрой признаёт и подтверждает принятие органом местного самоуправления Архипова Е.И на учёт с семьёй в качестве нуждающегося в жилом помещении, но при этом считает, что у Архипова Е.И. имеется право на получения жилья в администрации Зарайского муниципального района или в ГУВД Московской области за счёт жилищного сертификата и нет права получения жилья за счёт средств федерального бюджета. Действовал Указ Президента РФ от 28 июня 1999 года № 825, согласно которому приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение жильём военных отставников является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Однако реализация данной федеральной программы и участие в ней являются правом, а не обязанностью граждан, признанных в улучшении жилищных условий. Более того ст.4 №342-ФЗ даёт право на обеспечение жилыми помещениями гражданам, уже получившим жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не обеспеченным жилыми помещениями. Ссылка министерства на пункты 4, 12, 24 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, которым утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и со службы в органов внутренних дел, противоречит п. 10 Распоряжения Министерства строительного комплекса М.О. от 9 февраля 2011 года № 2, изданным в соответствии с 342- ФЗ, поскольку пункт 10 Распоряжения содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа о включении в список упомянутых граждан, где законодатель акцентирует внимание только на пункт 26 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (основания снятия военнослужащих с очереди). При этом очень важно отметить то обстоятельство, что данное постановление было принято после принятия Архипова Е.И. с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на первоочередное получение жилья работников милиции согласно Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года. Поскольку в силу ст.6 ЖК РФ закон обратной силы не имеет, следовательно, право Архипова Е.И. на обеспечение его жильём за счёт средств федерального бюджета возникло с момента принятия ч.1 ст. ЗО Закона РФ «О милиции» В ч.1 ст.ЗО Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года сказано, что сотрудникам милиции признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома представляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, иными словами законодатель признал право на улучшение жилищных условий как за счёт федерального, так и за счёт местного бюджета. Из Определения Конституционного суда РФ от 15 февраля 2005 года № 58-O и из Определения Конституционного суда РФ от 17 октября 2006 года № 485-O следует, что полномочия органов в предоставлении жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с ч.1 ст.ЗО Закона «О милиции» сохраняются как за счёт средств из местного бюджета, так и за счёт средств федерального бюджета. И уж совсем не соответствует применению к Архипову Е.И. ссылка министерства на подпункт г пункта 6 Правил, утверждённых Постановлением Правительства от 6 сентября 1998 года № 1054, в соответствии с которым, по мнению министерства, Архипов Е.И. должен был служить 15 лет и более в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и быть оттуда уволенным. Однако Архипов Е.И. там не служил и уволен был из ОВД Зарайского района М.О. Из этого по мнению министерства следует, что право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета на Архипова Е.И. не распространяется. Сознательно или не сознательно, но чиновники местного и регионального уровня чинят препятствия Архипову Е.И в осуществлении им законных жилищных прав. При этом они не ориентируются на Закон и подзаконные акты. Так, в соответствии с Порядком формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 09 февраля 2011 года № 70 говорится: П. 1 Формирование списка граждан осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, уполномоченным на основании муниципального правового акта соответствующего муниципального образования на реализацию полномочий по обеспечению граждан, уволенных с военной службы жилыми помещениями в муниципальном образовании (далее-уполномоченный орган). Уполномоченный орган несет ответственность за обоснованность включения граждан в список граждан. П. 2 В связи с тем, что законодательством СССР и Российской Федерации для категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не предусматривалась процедура перерегистрации и в целях подтверждения оснований, которые давали гражданам право на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, документы, представленные гражданином, должны обеспечивать непрерывность информации за период с даты признания его органом местного самоуправления нуждающимся в жилье до даты подачи заявления в уполномоченный орган. О том, что Архипов Е. И. должен был повторно встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении именно в год увольнения со службы в органах внутренних дел, законодателем не предусмотрено. Дата принятия заявления и документов, представленных гражданами, фиксируется уполномоченным органом в Книге регистрации заявлений граждан. В материалах дела приложены 2 квитка от 21 апреля 2011 года (заявление от Архипова Е. И. и членов его семьи на реализацию обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета) и от 17 октября 2011 года (заявление от Архипова Е. И. и членов его семьи на выдачу свидетельства на приобретение (строительство) жилого помещения). Данные документы подтверждают то, что Архипов Е. И. надлежащим образом и своевременно подал необходимые документы в уполномоченный орган Администрации Зарайского муниципального района. П. 3 Для формирования списка граждан уполномоченные органы согласно имеющимся спискам лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилье, направляют гражданам уведомления о проводимом формировании списка граждан в целях обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом. П. 7 Уполномоченные органы вносят представленные документы в опись документов, находящихся в учетном деле гражданина и проводит проверку всех документов учетного дела и содержащихся в них сведений. В ходе проверки уполномоченный орган устанавливает: 1. соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений 2. соответствие основания постановки гражданина на учет нуждающихся в жилье, 3. соответствие срока действия представленных документов дате подачи заявления. повторной постановки на очередь в год увольнения со службы из ОВД. П. 8 По результатам проверки уполномоченным органом составляется заключение, которое подписывается руководителем уполномоченного органа и заверяется печатью. Решение оформляется правовым актом соответствующего органа местного самоуправления. П. 54 Министерство осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований МО на обеспечение жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом. Поскольку в деле имеется мнение министерства строительного комплекса о том, что у Архипова Е.И. якобы не возникло право на обеспечение его жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, что само по себе является спором о праве, то исходя из вышеизложенного он считает необходимым удовлетворение требований о признании за Архиповым Е.И. с членами семьи в количестве 4 человек права на обеспечение жилым помещением. Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, решение вынести по усмотрению суда. Из представленных ранее письменных возражений Администрации Зарайского муниципального района на исковое заявление Архипова Е.И. следует, что в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 08.06.2011г. №528/11 (ред. от 09.12.2011г.) «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений», раздел II и III, орган местного самоуправления предоставляет в Министерство строительного комплекса Московской области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих реализовать право на жилье в соответствии с указанным порядком. Сводный список формируется Министерством строительного комплекса Московской области. С учетом объема субвенции на соответствующий финансовый год, Министерство строительного комплекса составляет Список претендентов на получение социальной выплаты, основываясь на составленном им же Сводном списке. Свидетельство на получение социальной выплаты выдается органом местного самоуправления по месту жительства семьи получателя, если семья включена в Список претендентов, указанный выше. При этом в Списке претендентов Министерство строительного комплекса Московской области указывает размер социальной выплаты каждой семьи, количество членов семьи. Сведения в Свидетельство на получение социальной выплаты вносятся в точном соответствии с данными, указанными в Списке претендентов. Постановлением Главы Зарайского муниципального района от 19.09.2011г. №1184/9 истец с семьей 4 человека был включен в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату. Постановление с учетным делом было направлено в Министерство строительного комплекса Московской области для включения в Сводный список. Письмом Министерства строительного комплекса Московской области от 21.11.2011г. №------ администрация Зарайского муниципального района была уведомлена о том, что Архипов Е.И. не включен в Сводный список. Постановление Главы Зарайского муниципального района от 19.09.2011 г. №1184/9 было отменено оспариваемым в настоящем деле актом Главы. Органы местного самоуправления лишь формируют список заявок граждан, изъявивших желание получить социальную выплату как истец, но не принимают решений о включении указанных семей в Сводный список и Список претендентов, что дает право им на получение выплаты. Требования истца заявлены о признании права обеспечения жилым помещением. Органы местного самоуправления не реализуют в настоящих отношениях переданных отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, не финансируют указанные обязательства. Также, ответчик не получал субсидию в местный бюджет на социальную выплату указанной семье, поскольку семья не была включена в Список претендентов и расчета выплаты не было. С учетом изложенного требования о признании права предъявлены к ненадлежащему ответчику. Иск заявлен о признании права семьи из 5 человек, истец в деле один. Более того, администрация Зарайского муниципального района как орган местного самоуправления не обладает полномочиями по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановке таких семей на соответствующий учет в целях получения жилья, рассмотрения вопросов в целях постановки на жилищных комиссиях. Как следствие, не может принимать решений о признании нуждающейся семьи Архипова Е.И. в составе 5 человек, вместо 4 ранее стоявших на учете. Полномочиями в указанной части обладают органы местного самоуправления поселений. На основании изложенного с учетом предъявления иска о праве к ненадлежащему ответчику, Администрация Зарайского муниципального района просит суд решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда. Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствии. Из представленных ранее письменных возражений Минмособлстроя на исковое заявление Архипова Е.И. следует, что Министерство строительного комплекса Московской области считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования, указанные в исковом заявлении Архипова Е.И. с учетом следующих обстоятельств. Архипов Е.И. решением исполкома Зарайского городского Совета народных депутатов от 26.03.1988 № ---- был поставлен, как сотрудник органов внутренних дел, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Зарайском муниципальном районе. Согласно действующему на тот момент законодательству граждане могли становиться на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по своему желанию в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (далее -постановление Совмина РСФСР). Пунктом 12 постановления Совмина РСФСР установлено, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. На основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» постановлением Главы администрации Зарайского района от 10.02.1992 № 40/3 Архипов Е.И. был включен в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, как работник милиции. В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти (по смыслу - Министерство внутренних дел Российской Федерации), органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Указом Президента РФ от 28.06.1999 № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, а также одобрено предложение Правительства Российской Федерации о распространении действия президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» на указанные категории граждан. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 № 1095 установлено, что обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Учет граждан указанных категорий, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, осуществлялся органами местного самоуправления в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054. В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии. Архипов Е.И. уволен из органов внутренних дел Зарайского района Московской области. Из этого следует, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на Архипова Е.И. не распространяется. Кроме того, пункт 4 Правил указывает, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. В соответствии с п. 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Согласно п.24 Правил из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. Из изложенного следует, что для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения или улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, Архипов Е.И. должен был в установленном порядке обратиться с соответствующим заявлением в отдел по учету и распределению жилой площади (жилищный отдел) администрации Зарайского муниципального района, либо в главное управление внутренних дел Московской области. При этом при подаче соответствующего заявления он должен был приложить к нему документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел (пункт 17 Правил): заявление на имя главы муниципального образования; выписку из личного дела о составе семьи; выписку из домовой книги; копию финансового лицевого счета; выписку из приказа об увольнении; выписку из приказа об исключении из списков личного состава части; справку об отсутствии забронированной жилой площади; справку из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья; справку финансовых органов части о неполучении социальных выплат; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации. В соответствии с Правилами право граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникало только после фактического увольнения их со службы в органах внутренних дел. Именно поэтому, в перечень документов, установленных пунктом 17 Правил, входит выписка из приказа об увольнении и выписка из приказа об исключении из списков личного состава части. Архипов Е.И. в установленном законодательством порядке не обращался в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в соответствии с требованиями Правил, в связи с чем данный вопрос не рассматривался жилищно-бытовой комиссией администрации Зарайского муниципального района, соответственно решения о постановке Архипова Е.И. на вышеуказанный учет по указанным выше основаниям не имеется. Основным отличием в вопросе обеспечения жильем граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и граждан, принятых на учет в соответствии с Правилами, является то, что те, кто состоят на учете в общей очереди, обеспечиваются жильем за счет местного бюджета, а те, кто был поставлен на учет в соответствии с Правилами - за счет федерального бюджета. В учетном деле Архипова Е.И. отсутствует удостоверение на право пользования льготами, предусмотренное пунктом 8 Правил. Это тоже является косвенным подтверждением того, что на момент увольнения из органов внутренних дел Архипов Е.И. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий соответствующим органом внутренних дел и не имел прав на льготы по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Судебной практикой, сложившейся в Московской области, (определение судебной коллегии по гражданским делам Московской областного суда от 27.12.2011) по заявлению гражданина С. установлено, что при отсутствии полного комплекта документов, установленных пунктом 5 Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - Порядок), утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 09.02.2011 № 70, правовых оснований для рассмотрения заявления граждан об обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета у органов местного самоуправления не имеется. Кроме того, Федеральным законом Российская Федерация передала органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц. Полномочия по обеспечению жильем граждан, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях за счет средств местного бюджета, органам исполнительной власти субъектов РФ не передавались. В связи с изложенным у администрации Зарайского муниципального района отсутствовали основания по включению семьи Архипова Е.И. в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Подпунктом 5 пункта 18 Порядка установлено, что граждане, включенные в список граждан, исключаются из него в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилье, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилье. В связи с этим ввиду отсутствия оснований для обеспечения жильем Архипова Е.И. за счет средств федерального бюджета, он имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации за счет средств местного бюджета. Обеспечение жильем семьи Архипова Е.И., состоящей из 5 человек, повлечет за собой необоснованное расходование средств федерального бюджета в размере ----------- рублей: 18 кв.м * 5 чел. * ---------- рублей = ----------- рублей. В связи с чем Минмособлстрой просит суд в удовлетворении исковых требований Архипова Е.И. отказать. Представитель Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания дела не подавал. Суд считает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц без ущерба для судебного разбирательства. Свидетель А.Е.Л. в судебном заседании показала, что она работает в отделе ЖКХ и Отделе окружающей среды Администрации Зарайского муниципального района Московской области --------------. Архипов Е.И. состоял на учете для получения жилья в очереди с 1988 года. Он был поставлен на учет с соблюдением закона, действующего в тот период времени. Он длительное время состоял на учете как работник отдела внутренних дел. В 1992 году он был поставлен на учет в соответствии с законом «О милиции», выделен в льготную очередь в отдельный список. В Администрации имеется общая очередь граждан, поставленных на учет на получение жилья и льготная очередь, в которой стоит Архипов Е.И., как сотрудник ОВД, вставший на учет до 01.01.2005 года (л.д.98-102). Когда был принят закон № 342-ФЗ в 2010 году, Архипов Е.И. обратился в администрацию и изъявил желание включить его в список для получения жилья за счет бюджетных средств в соответствии с указанным законом. Он представил необходимый пакет документов, предусмотренный Положением. Его включили в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» постановлением Главы администрации Зарайского муниципального района от 19.09.2011 № 1184/9. Указанные документы были направлены в Министерство строительного комплекса Московской области, которое формирует Сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Деньги на приобретение или строительство жилья в местный бюджет поступили. Однако документы Архипова Е.И. возвратили, указав в письме, что он не имеет права на участие в указанной программе. Глава администрации вынес постановление 29 ноября 2011 года № 1592/11об исключении Архипова Е.И. из списка граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Деньги, поступившие из федерального бюджета, не возвращены, в настоящее время находятся в местном бюджете. Суд, выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, обозрев личное учетное дело № --- Архипова Е.И., приходит к следующему выводу. По делу установлено, что Архипов Е.И. проходил службу в органах внутренних дел с ----- года на различных должностях офицерского состава Зарайского ОВД ГУВД Московской области, что подтверждается справкой №------- от 07.04.2011 года (л.д.28). Поскольку Архипов Е.И. являлся сотрудником Зарайского отдела внутренних дел, то ГУВД Московской области и руководство Зарайского ОВД ходатайствовали перед исполкомом Зарайского горсовета об улучшении его жилищных условий и постановке на очередь для получения жилья, что подтверждается письмом ГУВД Московской области от 13.06.1988 года №---- (л.д.20) и письмом Зарайского ОВД от 24.08.1988 года №----- (л.д.21). Согласно действующему на тот момент законодательству граждане могли становиться на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по своему желанию в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (далее -постановление Совмина РСФСР), в соответствии с которым учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете районного городского, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства. Для принятия на учет гражданином подавалось заявление, и прилагались жилищные документы. Заявление регистрировалось в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства производилось решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, в целях контроля передавались в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Таким образом, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился на основании заявления поданного гражданином с предоставлением соответствующих документов и решения принятого органом местного самоуправления. 24.08.1988 года Архиповым Е.И. на имя председателя исполкома городского Совета народных депутатов было подано заявление о принятии его и членов его семьи на учет для получения жилой площади, что подтверждается материалами личного дела №---. 06.09.1988 года Архипов Е.И. был поставлен на очередь для получения жилой площади в виду ее недостатка с соблюдением требований закона. Данный факт подтверждается решением исполнительного комитета Зарайского городского Совета народных депутатов Московской области от 06.09.1988 года № -----. (л.д.22). В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. На основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» постановлением Главы администрации Зарайского района от 10.02.1992 № 40/3 Архипов Е.И. был включен в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, как работник милиции. (л.д.23). 09.08.2000 года Архипов Е.И. был уволен из органов внутренних дел по ст.19 п. «б» (по достижении предельного возраста), что подтверждается выпиской из приказа № 96 от 09.08.2000 года (л.д.26). С 01.01.2011 года вступили в силу нормы Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ. 21.04.2011 года Архипов Е.И. обратился в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением о включении его в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета в соответствии с указанным законом, и предоставил все необходимые для этого документы согласно Порядка формирования органами местного самоуправления списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета в соответствии с указанным законом, утверждённого распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 9 февраля 2011 года № 2. Данный факт подтверждается материалами личного дела №---. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Архипов Е.И. был включен в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области от 19.09.2011 года №1184/9. (л.д.14). Однако 29.11.2011 года постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области № 1592/11 Архипов Е.И. был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» без указания причин, рассмотрев письмо Министерства Строительного комплекса Московской области от 21.11.2011 года № 4-13/1679 (л.д.15). Архипов Е.И. данное решение Главы Зарайского муниципального района считает незаконным, в связи с чем и обратился в суд. Проанализировав положения Федерального закона № 342-ФЗ от 08.12.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», суд приходит к выводу о том, что исключение истца из списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» является незаконным. Данный вывод основан на следующем. В соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», вступившего в действие с 01.01.2011 года, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом положениями ст.2 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Однако другие сотрудники МВД, к которым относится и Архипов Е.И., приравнены к льготным категориям только лишь Федеральным Законом № 342-ФЗ от 08.12.2010 года. В этой связи ссылка Министерства Строительного комплекса Московской области на Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 года № 1095 в этой части несостоятельна. В соответствии с ст.3 Федерального закона № 342-ФЗ от 08.12.2010 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставлении гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Московской области от 25.03.2011 года № 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей» установлен порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих») и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее – Федеральный закон), за счет средств федерального бюджета и наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов Московской области государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом. В соответствии со ст.2 вышеуказанного Закона жилыми помещениями обеспечиваются следующие категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом: 1) граждане, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: в) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно ч.1 ст.3 Закона Московской области, обеспечение граждан, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона (далее - граждане), а также совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом осуществляется по выбору гражданина, выраженному в письменном виде, в форме: 1) предоставления на территории Московской области жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставления на территории Московской области жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - единовременная выплата). 2. Жилые помещения на территории Московской области в соответствии с Федеральным законом предоставляются гражданам, которые: 1) приняты уполномоченными органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года; 2) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченных органах местного самоуправления; 3) представили в уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документы, перечень которых определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (далее - уполномоченный орган), подтверждающие статус гражданина; 4) избрали форму обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом и письменно известили об этом уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 3. Жилые помещения в соответствии с Федеральным законом предоставляются гражданам и совместно проживающим членам семьи в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным органом местного самоуправления. 5. Формирование списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, и совместно проживающих членов семьи (далее - списки) осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. 6. Списки формируются в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и представляются в уполномоченный орган. 7. Списки ежемесячно уточняются уполномоченными органами местного самоуправления, и при наличии изменений, но не реже одного раза в год, уточненные списки представляются в уполномоченный орган. 8. Уполномоченный орган на основании списков, представленных уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи, формирует сводный список граждан и совместно проживающих членов семьи (далее - Сводный список) и утверждает его. 9. Порядок формирования Сводного списка определяется Правительством Московской области. 10. Порядок предоставления гражданам и совместно проживающим членам семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом определяется Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 09.02.2011 года № 70 (ред. от 01.08.2011 года) утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Согласно указанного Порядка (п.14) список граждан формируется в той же хронологической последовательности, в какой гражданин был поставлен на учет нуждающихся в жилье. По делу установлено, что Архипов Е.И. с семьей из 4 человек, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 06.09.1988 года. Архипов Е.И. был уволен из органов внутренних дел --------- года по достижении предельного возраста, имеет выслугу лет на момент увольнения 27 лет 7 месяцев и 18 дней. Свидетель А.Е.Л. подтвердила, что Архипов Е.И. представил необходимый полный пакет документов, установленный Порядком формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»,который был направлен Минстрой комплекса Московской области. Установив, что Архипов Е.И. соответствует критериям, установленным Федеральным законом от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», а именно: уволен со службы из органов внутренних дел РФ по достижении им предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более, до 1 января 2005 года он был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, суд приходит к выводу о том, что Архипов Е.И. имеет право на включение в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Следовательно, постановление Главы Зарайского муниципального района от 29.11 2011 года №1592/11 «О внесении изменений в постановление Главы Зарайского муниципального района от 19.09.2011 года № 1184/9 « О включении в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями соответствии Федеральным законом от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ « О внесение изменений в Федеральный закон « О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» вынесено незаконно. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Архипова Е.И. удовлетворить. Признать незаконным постановление Главы Зарайского муниципального района от 29 ноября 2011 года за № 1592/11 об исключении Архипова Е.И. из списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Признать за Архиповым Е.И. и членами его семьи в количестве 4 человек право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Обязать администрацию Зарайского муниципального района включить Архипова Е.И. с членами семьи в количестве 4 человек в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Р.М.Горина
законодательству Российской Федерации;
указанного в выписке из решения органа местного самоуправления законодательству
СССР и РФ, действующему на дату постановки гражданина на данный учет;
Исходя из изложенной позиции законодателя, от Архипова Е. И. не требовалось