Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2010 г. г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С., с участием прокурора Ульянова В. С., при секретаре судебного заседания Карасевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-597/10 г. по заявлению Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области, выразившегося в непостановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения – земляной плотины пруда на (Адрес), и устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Зарайский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области, выразившегося в непостановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения – земляной плотины пруда (Адрес), и устранении допущенных нарушений.
В обоснование заявленных требований помощник прокурора в судебном заседании пояснил следующее.
В ----- г. Зарайской городской прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой было установлено, что на территории Муниципального Образования «Сельское поселение Гололобовское Зарайского района Московской области» расположено гидротехническое сооружение - земляная плотина пруда (Адрес). Плотина земляная, водосброс трубчатый, площадь водоема --------- га. Данное гидротехническое сооружение является бесхозяйной недвижимостью.
В нарушение ст. 225 ГК РФ Администрация сельского поселения Гололобовское Зарайского района не предприняла соответствующих мер по постановке указанного бесхозяйного имущества на учет.
По причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, не могут быть реализованы меры, установленные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений», поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местной самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, Зарайский городской прокурор, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области, выразившееся непостановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - плотины пруда (Адрес), и обязать устранить допущенные нарушения путем обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного в срок до --------------- г.
Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области по доверенности от --------------- г. Косиков М. Ф. в судебном заседании возражал против требований прокурора, доводы, изложенные в заявлении, считает необоснованными и не соответствующими нормам закона.
Представитель заинтересованного лица пояснил в обоснование своей правовой позиции, что согласно нормам ст. 225 Гражданского кодекса постановка бесхозяйной вещи на учет производится органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится. Далее, разъясняя свою позицию, представитель пояснил, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Следовательно, это является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Кроме того, представитель заинтересованного лица, поясняя свои возражения относительно удовлетворения требований прокурора, ссылается на п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому «автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;», следовательно, по мнению представителя, указанный объект является элементом обустройства автомобильной дороги «Подъезд к д. Жилконцы», а непосредственно водосброс трубчатый – защитным дорожным сооружением и сама плотина строилась как основание дорожного полотна, возводилась исключительно с целью прокладки по ней дороги и, возможно, находится на балансе Государственного учреждения Московской области «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор».
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства, отмечает следующее.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений», в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктами 8, 23, 26 части 1 статьи 6 Устава сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области принятого решением Совета депутатов сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области от 31.01.2006 года №5/1 к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (л.д. 22,23).
Согласно материалам проверки Зарайской городской прокуратуры, проведенной в августе-сентябре 2010 года, на территории МО «Сельское поселение Гололобовское Зарайского района Московской области», расположено гидротехническое сооружение - земляная плотина пруда (Адрес). Плотина земляная, водосброс трубчатый, площадь водоема ----------- га. Данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным недвижимым имуществом (л.д.5,6). По данной причине, учитывая неопределенность балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, меры, установленные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» не могут быть реализованы, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
Доводы представителя заинтересованного лица Администрации сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области о том, что указанный объект является элементом автомобильной дороги «Подъезд к д. Жилконцы», возведен исключительно с целью прокладки дороги, и, возможно, находится на балансе Государственного учреждения Московской области «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор», суд считает несостоятельными, так как они противоречат материалам дела, так, согласно ответа на запрос суда из ГУ МО «Мосавтодор» гидротехническое сооружение (плотина) на (Адрес) в оперативное управление и на баланс Управления «Мосавтодор» не передавалось (л.д.69). Кроме того, согласно сведений, представленных Государственным учреждением по водному хозяйству по Московской области «Мособлводхоз» год ввода в эксплуатацию плотины пруда на (Адрес) – ---------- (л.д.7), а дата ввода в эксплуатацию автомобильной дороги «Подъезд к д. Жилконцы» - --------г., согласно копии акта, представленного Управлением «Мосавтодор» (л.д.77,78).
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Московской области от 2 ноября 1998 года № 94/33 «О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в Московской области» в целях обеспечения учета бесхозяйного недвижимого имущества в Московской области Правительство Московской области постановляет:
1. Главам муниципальных образований Московской области в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации принять меры по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества на территории муниципальных образований и постановке его на учет в Московской областной регистрационной палате по местонахождению объекта недвижимого имущества.
Таким образом, отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местной самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества.
При таких обстоятельствах, суд делает суждение о том, что неисполнение Администрацией сельского поселения Гололобовское Зарайского района обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения - земляной плотины пруда (Адрес), свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления Федерального закона РФ, в связи с чем, заявленные Зарайским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области по постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - плотины пруда (Адрес).
Обязать Администрацию сельского поселения Гололобовское Зарайского района Московской области устранить допущенные нарушения путем обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного в срок до ---------- года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.С. Муштаков
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.01.2011Г. РЕШЕНИЕ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ