Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2010 г. г.Зарайск
Судья Зарайского городского суда Московской области Гуськов В.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-675/10 по заявлению Ивановой Н. А. о признании недействительным Постановления Главы Зарайского муниципального района № ---- от "-------" г. и обязании Администрации Зарайского муниципального района устранить в полном объеме допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий органа местного самоуправления.
В судебном заседании истец в лице его представителя Гиясова Р.Л. уточнил требования по данному заявлению и просил суд рассмотреть заявление о признании недействительным Постановления Главы Зарайского муниципального района № ---- от "-------" г. и обязании Администрации Зарайского муниципального района устранить в полном объеме допущенные нарушения.
В обоснование заявления представитель заявителя Гиясов Р.Л. и адвокат по ордеру Обухов А.Ю. пояснили следующее:
Ивановой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером --------- общей площадью -------- кв.м., расположенный по адресу: (Адрес) из земель сельхозназначения, с видом разрешённого использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Данный земельный участок принадлежит ей на основании договора дарения от "-------" г. и выдано свидетельство о праве собственности ---------- от "-------" г.
"-------" г. Иванова Н.А.. обратилась в Администрацию Зарайского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешённого использования данного земельного участка на «для дачного строительства». Постановлением Главы Зарайского муниципального района № ---- от "-------" г. «О проведении публичных слушаний» было назначено проведение публичных слушаний в соответствии с п.3 части 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ.
"-------"года состоялись публичные слушания, по результатам которых было рекомендовано Администрации Зарайского муниципального р-на отказать в удовлетворении заявления Ивановой Н.А. по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Возражения Администрации основаны на том, что действующее законодательство не содержит положений о возможности изменения вида разрешённого использования земельного участка с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства» для физического лица, в собственности которого находится данный земельный участок.
На основании данного протокола, "-------" года Постановлением Главы Зарайского муниципального района № ---- Ивановой Н.А. отказано в изменении вида разрешённого использования земельного участка.
Заявительница считает, что постановление Главы администрации Зарайского муниципального района об отказе в изменении вида разрешенного использования незаконно по следующим основаниям:
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Однако в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а следовательно, и разрешенное использование не устанавливается, хотя сельскохозяйственные угодья в составе земель иных категорий могут входить в состав зон сельскохозяйственного использования в соответствии с документами территориального зонирования (ч. 9 ст. 35 и ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В случае если установление разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом не осуществляется, его разрешенное использование определяется правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Разрешенный вид использования земельного участка сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения выбирается с учетом видов использования, разрешенных в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения (ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации), в том числе собственник земельного участка вправе изменить вид разрешенного использования с "для крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для дачного строительства".
До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид может быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Следовательно, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г., допустимо принятие решения об установлении «такого вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, как "для дачного строительства". Также при наличии вышеназванных условий допустимо определить разрешенное использование земельного участка на основании утвержденного проекта планировки территории (п. 5 ч. 1 ст. 4 от 29.12.2004 N 191-ФЗ Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Что касается соотношения названных правовых норм с нормами Федерального закона 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то требования, предъявляемые названным Законом к зонированию территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (ст. ст. 12, 14 и 15 названного Закона), распространяются исключительно на случаи предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства некоммерческими объединениями граждан.
Таким образом, особые условия для зонирования территории для размещения вышеназванных организаций не являются препятствием для изменения разрешенного использования земельного участка, принадлежащего гражданину, на такой вид разрешенного использования, как "для дачного строительства". Право гражданина вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке закреплено ст. 8 названного Закона.
В этой связи Иванова Н.А. полагает, что действия Администрации, которая отказала ей по мотивам отсутствия соответствующих норм в законодательстве, не соответствуют действующему законодательству и нарушают ее законные права на пользование земельным участком, в связи с чем заявительница просит суд признать недействительным Постановление Главы Зарайского муниципального района № ---- от "-------" г. и обязать Администрацию Зарайского муниципального района устранить в полном объеме допущенные нарушения.
Представитель Администрации Зарайского муниципального р-на по доверенности Минаева Ю.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, мотивируя тем, что постановление Главы администрации Зарайского муниципального р-на об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка было принято в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом рекомендаций публичных слушаний. Ранее земельный участок, площадью -------- м.кв. выдавался бывшему собственнику из земель сельхозназначения, с разрешенным видом использования :для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Удовлетворить либо отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка это право Администрации Зарайского муниципального р-на, поскольку речь идет о земельном участке из земель сельхозназначения, площадью ---- га,, который был выделен по прямому назначению, т.е. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с ч.1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья- пашни,. ....в составе сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Обращение Ивановой Н.А., как собственника указанного земельного участка, площадью ----- м.кв. в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования, фактически предполагает перевод земель из одной категории в другую, что не в компетенции Главы администрации Зарайского муниципального района.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает заявление Ивановой Н.А.. удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям:
Ивановой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером -------- общей площадью -------- кв.м., расположенный по адресу:(Адрес) из земель сельхозназначения, с видом разрешённого использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Данный земельный участок принадлежит ей на основании договора дарения от "-------" г. Ивановой Н.А. выдано свидетельство о праве собственности на данный земельный участок ---- № --------от "-------" г.
"-------"г. заявительница обратилась в Администрацию Зарайского муниципального района Московской области с заявлением о переводе разрешенного вида использования принадлежащего ей земельного участка, площадью -------- кв.м., с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», из земель сельскохозяйственного значения в земли для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области от "-------"г. № ---- Ивановой Н.А.. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью -------- кв.м., кадастровый номер --------, расположенного по адресу: (Адрес ), КФХ И.П.М., с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства».
Заявительницей не оспаривается процедура проведения публичных слушаний об изменении вида разрешённого использования земельного участка с « для ведения крестьянского фермерского хозяйства» на «для дачного строительства».
Ею оспаривается законность и обоснованность вынесения постановления Главы Зарайского муниципального района № ---- от -------- г. об отказе в изменении вида разрешённого использования земельного участка по мотивам того, что нет конкретной формулировки по каким основаниям было отказано в удовлетворении заявления Ивановой Н.А.
В этой связи суд считает, что удовлетворить либо отказать в подобного рода заявлении это право Администрации Зарайского муниципального р-на, поскольку речь идет о земельном участке, из земель сельхозназначения, площадью -------- м.кв., собственником которого в настоящее время по договору дарения от "-------" г. является Иванова Н.А.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Законом Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17.06.2003г. установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения дачного строительства. Минимальным размером земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность для ведения дачного строительства является площадь – ---- га, максимальным размером земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность для ведения дачного строительства является площадь – ---- га.
Таким образом, земельный участок площадью -------- кв.м. не может быть предоставлен физическому лицу для дачного строительства.
Обращение Ивановой Н.А., как собственника указанного земельного участка, площадью -------- м.кв. в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования, фактически предполагает перевод земель из одной категории в другую, что не в компетенции Главы администрации Зарайского муниципального района.
В соответствии с ч.1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья- пашни,. ....в составе сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В постановлении Главы Администрации Зарайского муниципального района № ---- от "-------" г. приведена ссылка на то, что постановление вынесено на основании протокола публичных слушаний, состоявшихся "-------" г. и постановления первого заместителя главы администрации Зарайского муниципального района от "-------" № ---- «О проведении публичных слушаний», в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 19-ФЗ.
По мнению суда в оспариваемом постановлении приведены достаточные основания к разрешению заявления Ивановой Н.А. по существу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ивановой Н. А. о признании недействительным Постановления Главы Зарайского муниципального района № ---- от "-------" г. и обязании Администрации Зарайского муниципального района устранить в полном объеме допущенные нарушения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: В.А. Гуськов
ОПРЕДЛЕНИЕМ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.02.2011 г.РЕШЕНИЕ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ