решение по делу об оспаривании бездействий органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2010г. г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., с участием прокурора Дмитриенко Т.В., при секретаре судебного заседания Авдошиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-585/10 по заявлению Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Струпненское Зарайского района Московской области,

У С Т А Н О В И Л:

Зарайский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Струпненское Зарайского района Московской области, выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйное имущество гидротехническое сооружение – плотину нижнего пруда на р.Журавка в д. Журавна Зарайского района, и устранении допущенных нарушений.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Администрации сельского поселения Струпненское – требования не признал.

В судебном заседании Косиков М.Ф., представляющий интересы Администрации сельского поселения Струпненское с предъявленными требованиями не согласился и пояснил, что плотина нижнего пруда на р.Журавка в д.Журавна Зарайского
муниципального района Московской области (далее - гидротехническое сооружение,
ГТС) находится на территории сельского поселения Струпненское Зарайского района
Московской области.

По мнению представителя, прокурором указывается на ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» согласно которой, в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Исходя из положений указанной статьи 9 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений», а также согласно статьям 5 и 6 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подпункта 5 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представитель заинтересованного лица делает вывод, что решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации
бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим
государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа
местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом,
заявление органа местного самоуправления является, необходимым и единственным
основанием для инициирования процесса постановки на учет недвижимого имущества в
качестве бесхозяйного. Вместе с тем, из содержания ст. 225 Гражданского кодекса
Российской Федерации не следует прямая, обязанность органа местного самоуправления
подавать в регистрационный орган вышеуказанное заявление. Следовательно, ни одна из
приведенных прокуратурой норм права не содержит указаний на обязанность обращения
органа местного самоуправления с такими требованиями.

Применительно мотивировки обращения прокурора в суд в интересах
неопределенного круга лиц, то здесь, по мнению представителя, отсутствует взаимосвязь (как и доказательства) возникновения, либо угрозы возникновения неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц с не постановкой Администрацией ГТС на учет в регистрационном органе. Явно, что избранный прокуратурой способ защиты путем постановки на учет ГТС в качестве бесхозяйного имущества не устранит нарушения прав и законных, интересов неопределенного круга лиц, которое, по мнению прокуратуры, имеет место быть. Это следует из того, что постановка ГТС на учет в качестве бесхозяйной недвижимой веши не влечет возникновения права собственности, обязанностей по содержанию и эксплуатации указанного объекта, в связи с чем, данное предполагаемое к исполнению действие Администрации не может устранить нарушения, по поводу которых обратился прокурор.

Далее представитель заинтересованного лица Косиков М. Ф. по поводу доводов прокурора о возможном наступлении чрезвычайной ситуации вследствие аварии на ГТС из-за его неудовлетворительного технического состояния, пояснил, что даже в случае гипотетического разрушения плотины и массового сброса воды не будет причинен какой-либо значимый ущерб жизни и здоровью людей, ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, т.к. указанный водоем расположен таким образом, что водосток не пересекает какие-либо хозяйственные постройки, а осуществляется по руслу ручья. Следовательно, при любых вариантах развития ситуации с возможной аварией на ГТС говорить о наступлении чрезвычайной ситуации не приходится по причине отсутствия ее признаков, указанных в ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В дополнение Косиков М.Ф., добавил, что удовлетворение рассматриваемых требований прокурора об обязании постановки на учет спорного объекта как бесхозяйного не влечет обязанности по содержанию объекта, так как предусмотренная ч.3 ст. 225 ГК РФ возможность по истечении года с момента постановки на учет бесхозяйной вещи признания права муниципальной собственности на нее является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью.

На основании изложенного и в соответствии со ч. 4 ст. 258 ГПК РФ представитель заинтересованного лица просит суд отказать в удовлетворении заявления Зарайского городского прокурора полностью.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, обозрев в судебном заседании материалы прокурорской проверки, приходит к следующему.

Зарайской городской прокуратурой в августе-сентябре 2010 г. проводилась проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение Струпненское Зарайского района Московской области расположено гидротехническое сооружение - земляная плотина нижнего пруда на р. Журавка в д. Журавна Зарайского района, водосброс трубчатый, площадь водоема 5.9 га. Данное гидротехническое сооружение (далее - ГТС) является бесхозяйной недвижимостью.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений», в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение указанных требований Федерального закона.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 8, 23, 26 части 1 статьи 6 Устава сельского поселения Струпненское Зарайского района Московской области принятого решением Совета депутатов сельского поселения Струпненское Зарайского района Московской области от 23.01.2006 года №4/1 к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Меры, установленные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Поскольку гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования сельское поселение Струпненское Зарайского района, необращение администрации поселения в Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь, ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение Струпненское Зарайского района Московской области, выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйное имущество гидротехническое сооружение – плотину нижнего пруда на р. Журавка в д. Журавна Зарайского района Московской области, и обязать устранить допущенные нарушения путем обращения в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного в срок до 01.07.2011 г.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней.

Судья: Киселева Т.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.02.2011 г. РЕШЕНИЕ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200