Решение по делу об оспаривании постановления органов местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» июля 2012г. г.Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П., при секретаре судебного заседания Дубовенко О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-290 по заявлению Фисенко А.В. об оспаривании постановления органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Фисенко А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы Зарайского муниципального района от 11.04.2012г. №----- «Об отмене постановлений Главы Зарайского муниципального района и первого заместителя главы Администрации Зарайского муниципального района», обязании Администрацию Зарайского муниципального района восстановить заявителя в сформированном списке молодых семей – участников подпрограммы Зарайского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2011 годы в соответствии с постановлением главы Зарайского района №---- от 15.03.2011г. «О формировании списка молодых семей участников долгосрочной целевой программы Зарайского муниципального района», под тем же номером и с теми же правами.

В судебном заседании Фисенко А.В. мотивировал свои заявленные требования, указав, что он, с семьей 3 чел. (супруга и малолетний сын), приняли участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

Во исполнение требований указанной подпрограммы Фисенко А.В. собрал и подал 24.03.2008г. в Администрацию Зарайского муниципального района все необходимые документы: заявление от 24.03.2008г., копию паспорта, копию свидетельства о заключении брака; копию свидетельства о рождении ребенка; постановление от 20.03.2008г. №---- «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий» по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010годы.

В 2009г. при повторном сборе документов сотрудники обжалуемого органа запросили ещё и документ, подтверждающий факт возможности оплаты части жилья, превышающей размер предоставляемой субсидии, в рамках реализации подпрограммы, и заявитель представил такое подтверждение.

09.02.2010г. Фисенко А.В. получил заключение о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы.

15.03.2011г. заявитель получил постановление №---- главы Зарайского муниципального района, по которому он и его семья были включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с 20.03.2008 г.

При таких обстоятельствах, и зная, что по условиям участия в подпрограмме семья имеет право использовать предоставляемый сертификат на социальную выплату на погашение ипотечного кредита как на уплату первоначального взноса, так и на погашение основного долга, прождав своей очереди несколько лет, Фисенко А.В. решил оформить ипотечный кредит и приобрести жилье согласно требованиям программы (не менее 18 кв.м. на человека).

Перед тем как приобрести квартиру по ипотеке он несколько раз позвонил сотрудникам Министерства строительного комплекса Московской области, приходил на консультацию в Администрацию Зарайского муниципального района, чтобы убедиться в правильности своего решения, где консультанты по вопросам, связанным с реализацией программы, подтвердили, что он имеет право приобрести в ипотеку жилье, а средствами, предоставленными по сертификату, погасить взятый кредит банку, главное, чтобы площадь квартиры соответствовала условиям участия в программе, т.е. была не менее 18 кв.м. на человека.

22.01.2011г. заявитель заключил кредитный договор (ипотеку) на приобретение квартиры в Луховицком отделении №2588 Сбербанка России и приобрел 2-х комнатную квартиру, общей площадью ----- кв.м., расположенную по адресу: (адрес 1)

В 2012г. Фисенко А.В. сообщил об оформлении ипотечного кредита и покупке жилья сотруднику Администрации Зарайского муниципального района, которая занимается вопросами реализации подпрограммы в районе, на что ему сообщили, что теперь их семью исключат из числа участников программы.

11.04.2012г. заявителю вручили постановление главы Зарайского муниципального района Московской области № -----, которым все ранее принятые в отношении молодой семьи Фисенко постановления – о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий - отменены, фактически их исключили из числа претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», ссылаясь на постановление Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 (в редакции от 27.12.2011г.) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы». При этом Фисенко А.В. считает себя участником совсем другой программы и настаивает, что на него распространяются правила Постановления Правительства РФ от 17.09.2001г. №675 «О Федеральной Целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы», которые он и его семья не нарушали.

Он настаивает, что по всем постановлениям главы Зарайского муниципального района (№ ----- от 20.03.2008г., № ----- от 15.03.2011г.), он являлся (с семьей) участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002 – 2010 годы, ему неизвестно почему его исключили и рассматривали как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы», поскольку участником этой подпрограммы его не признавали, никаких уведомлений на данный счет ему не выдавали. Выдача сертификатов по программе в 2012г. является, по – мнению Фисенко А.В., «запоздалой формой» выполнения своих обязательств перед участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002 – 2010 годы» Правительством РФ.

При изложенных обстоятельствах заявитель считает постановление № ---- от 11.04.2012г. незаконным и необоснованным, изданным с нарушением прав и свобод не только его, но и членов его семьи, в праве на обеспечение жильем.

При таких обстоятельствах Фисенко А.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании вышеуказанного акта органа местного самоуправления.

В судебном заседании Фисенко А.В. поддержал свои требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации Зарайского муниципального района по доверенности М.Ю.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Фисенко А.В. В обоснование своих возражений она указала следующее:

Постановлением Главы Зарайского муниципального района от 20.03.2008г. №--- «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (в ред. от 02.06.2008г. №632/6) семья Фисенко А.В., 3 человека, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в целевой программе в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного члена семьи.

Постановлением Главы Зарайского муниципального района от 15.03.2011г. №---- «О формировании списка молодых семей участников долгосрочной целевой программы Зарайского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2012», семья заявителя включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», поскольку семья подтвердила наличие доходов, позволяющих финансировать приобретение жилья в части стоимости, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Постановление Главы Зарайского муниципального района от 15.03.2011г. № ----- было принято в соответствии с Порядком формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 10.11.2009 N 937/46.

Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2011г. N 527/21, Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, признан утратившим силу.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отмененный Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, как и долгосрочная целевая программа Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы на 15.03.2011г. полностью соответствовали условиям существовавшей ранее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050, вступила в силу с момента официального опубликования первоначального текста документа в издании "Собрание законодательства РФ" 31.01.2011г.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы поздно была доведена до органов местного самоуправления. По имеющейся на момент подготовки проекта постановления Главы Зарайского муниципального района о формировании списка молодых семей информации, федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы должна была быть продлена в данном же документе путем внесения изменений. Проект постановления Главы Зарайского муниципального района о формировании списка готовился и согласовывался долго в связи с большим количеством семей, в него включенным.

Таким образом, в постановлении Главы Зарайского муниципального района от 15.03.2011г. № ----- «О формировании списка молодых семей участников долгосрочной целевой программы Зарайского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2012г.г.» указана федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, но на момент издания акта органа местного самоуправления действовала федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015г.г.. На момент издания акта органа местного самоуправления условия формирования списка граждан для участия в программе, как и в 2010г., регулировались единым документом - Постановлением Правительства Московской области от 10.11.2009г. N937/46.

В соответствии с условиями реализации федеральной и областной программ, формирование сводного списка органами местного самоуправления осуществляется за год, предшествующий планируемому.

Таким образом, семья заявителя при наличии финансирования имела бы право получить финансовую выплату только в 2012 г.

В соответствии со ст. 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года.

Семья заявителя могла получить социальную выплату в 2012 г. за счет бюджетов трех уровней на 2012 год и заложенных на реализацию программ, действующих в 2012г.

В 2012 году действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы" и подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы завершилась в 2010 году.

Учитывая изложенное, отсылка на федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы в постановлении Главы Зарайского муниципального района от 15.03.2011г. № ---- «О формировании списка молодых семей участников долгосрочной целевой программы Зарайского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2012 годы» не влечет за собой каких-либо юридических последствий для реализации ими права на улучшение жилищный условий. Семья могла стать претендентами на получение социальной выплаты только в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы.

Указанные обстоятельства также подтверждает тот факт, что семья Фисенко А.В. по информации Министерства строительного комплекса Московской области была включена субъектом Российской Федерации в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (2012г.) в соответствии с п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

В 2012 г. семья Фисенко А.В. предоставила свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2012г. №-----, подтверждающего приобретение ими в 2011 г. жилого помещения на праве собственности с обременением ипотекой.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. N575 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" изменены условия использования социальных выплат. В частности, социальная выплата может быть использована молодой семьей для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011г.

Изменения в данной части внесены и в долгосрочную целевую программу Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы.

Таким образом, жилое помещение, принадлежащее на праве собственности с обременением семье Фисенко А.В., должно учитываться при расчете общей площади жилого помещения приходящегося на каждого члена семьи заявителя.

Представитель обжалуемого органа указывает также в своих возражениях, что постановление Правительства РФ от 14.07.2011г. N575 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" никем не отменено и не оспорено. А орган местного самоуправления должен соблюдать условия реализации целевых программ, установленных федеральным законодательством.

С учетом изменения жилищных условий семьи Фисенко А.В., при которых стала соблюдаться норма обеспеченностью в жилом помещении, и руководствуясь Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 (в ред. от 27.12.2011г.) - подпункт б пункта 6, пункт 7, пункт 18 подпункт а, подпункт е пункта 2; пункт 2 часть 1 ст. 56 ЖК РФ, пункт 1 часть 1 ст. 51 ЖК РФ, было издано постановление Главы Зарайского муниципального района от 11.04.2012г. № ---- «Об отмене постановлений Главы Зарайского муниципального района и первого заместителя главы администрации Зарайского муниципального района».

Решением Совета депутатов Зарайского муниципального района МО от 28.12.2006г. N 40/1 (ред. от 30.11.2007) "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи в целях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" и в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" установлена учетная норма общей площади жилого помещения для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в программах, в размере не более 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Соглашением №99 от 14.11.2011г. в соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.1 п.3), полномочия по реализации долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы» переданы сельским поселением ----- Зарайскому муниципальному району.

В соответствии с действующим законодательством и разъяснениями высших судебных органов, акт органа местного самоуправления может быть признан судом незаконным только при одновременном наличии двух условий: нарушением при его принятии действующего законодательства и нарушением при его действии прав и законных интересов граждан.

Представитель Администрации района настаивает, что орган местного самоуправления вынужден был принять обжалуемое решения в связи изменением федерального законодательства. Не принятие решения органом местного самоуправления в сложившихся условиях измененного федерального законодательства и субъекта Российской Федерации, повлекло бы нецелевое расходование бюджетных средств и соответствующую ответственность на должностных лиц. Права заявителей изменило федеральное законодательство, и акт органа местного самоуправления не может быть отменен без изменений в федеральном законодательстве.

Таким образом, при принятии акта органа местного самоуправления действующее федеральное законодательство не нарушено и обжалуемое решение не может быть признано незаконным. Оспариваемый акт органа местного самоуправления принят уполномоченным органом. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не соответствуют фактическим.

С учетом изложенного, Минаева Ю.О. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ф.О.Н., выступающая в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Ф.Д.А., ----- года рождения, поддержала заявленные Фисенко А.В. требования, полагая их подлежащими удовлетворению.

Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. В дело представлено письменное мнение, из которого следует, что Администрация Зарайского муниципального района включила семью Фисенко А.В. в Список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы по Зарайскому району для участия в 2012г. в реализации подпрограммы. В связи с этим указанная семья была включена Министерством в Сводный список молодых семей – участниц Подпрограммы по Московской области, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012г.

После доведения до Московской области информации об объеме средств федерального бюджета на 2012г., распоряжением Министерства от 04.05.2012г. №41 был утвержден Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012г. по Московской области. В указанный Список претендентов включена молодая семья Фисенко А.В. (номер 102).

Однако, 11.05.2012г. в адрес Министерства поступило письмо администрации Зарайского района № ---- от 11.05.2012г. об исключении семьи Фисенко А.В. из списка молодых семей – участников подпрограммы. До настоящего времени изменения в Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012г. Министерством не вносились.

При рассмотрении судом заявления Фисенко А.В. Министерство строительного комплекса Московской области просит учесть, что в соответствии с п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, молодая семья может использовать социальную выплату:

а) для оплаты цены договора купли – продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли – продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого, жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в т.ч. ипотечного или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли – продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам (в том числе ипотечным) или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пени за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Таким образом, Министерство считает, что использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам (в том числе ипотечным) или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, взятым после 01.01.2011г. законодательством Российской Федерации не предусматривается и в соответствии со ст.289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

В связи с тем, что Фисенко А.В. ипотечный договор заключил после 01.01.2011г. (22.01.2011г.), его семья не соответствует требованиям, установленным к участникам Подпрограммы, поэтому Министерство полагает целесообразным отказать ему в удовлетворении заявления в полном объеме.

Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, без ущерба для судебного разбирательства в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, их представителей, тщательно исследовав и юридически оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, полагает заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что постановлением Главы Зарайского муниципального района от 20.03.2008г. №--- «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (в ред. от 02.06.2008г. №632/6) семья Фисенко А.В., 3 человека, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в целевой программе в связи с тем, что обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного члена семьи (л.д.9, 50).

Постановлением Главы Зарайского муниципального района от 15.03.2011г. №---- «О формировании списка молодых семей участников долгосрочной целевой программы Зарайского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2012», семья Фисенко включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (л.д.51).

Постановление Главы Зарайского муниципального района от 15.03.2011г. №---- было принято в соответствии с Порядком формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 10.11.2009 N 937/46.

В соответствии с разд. III п.12 Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, уполномоченным на основании муниципального правового акта соответствующего муниципального образования на реализацию Подпрограммы в муниципальном образовании.

Согласно п.13 названного Порядка молодая семья для участия обязана была представить в уполномоченный орган необходимые документы.

Судом установлено из материалов учетного дела, и никем из участников процесса не оспаривалось, что Фисенко А.В. представил в Администрацию Зарайского муниципального района все необходимые документы для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2012 годы.

В соответствии с разд. IV (п.21) Порядка формирование сводного списка молодых семей - участниц Подпрограммы по Московской области, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - Сводный список участниц) осуществляется Государственным заказчиком в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся на основании списков, указанных в п.19 Правил.

На территории Московской области государственным заказчиком является Министерство строительного комплекса Московской области.

Согласно п.22 Правил на основании Сводного списка участниц и с учетом предварительных контрольных цифр в отношении бюджетных средств, предусмотренных из федерального бюджета бюджету Московской области, и размера средств, предусматриваемых бюджетом Московской области и бюджетами муниципальных образований на соответствующий финансовый год на реализацию Подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих кредиты и займы, с учетом указанных средств, Государственный заказчик утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году по Московской области (далее - Сводный список претендентов).

Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2011г. N 527/21, указанный выше Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, признан утратившим силу.

Суд соглашается с доводами представителя Администрации, в той части, что отмененный Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, как и долгосрочная целевая программа Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы на 15.03.2011г. полностью соответствовали условиям существовавшей ранее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050, вступила в силу с момента официального опубликования первоначального текста документа в издании "Собрание законодательства РФ" 31.01.2011г.

В соответствии с условиями реализации федеральной и областной программ, формирование сводного списка органами местного самоуправления осуществляется за год, предшествующий планируемому.

Таким образом, семья заявителя при наличии финансирования имела бы право получить финансовую выплату только в 2012 г., поскольку государственным заказчиком включена в сводный список только на 2012г. (распоряжением от 04.05.2012г. №---).

В 2012 году действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы" и подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы завершилась в 2010 году, как правильно указано представителем обжалуемого органа.

При изложенных обстоятельствах семья Фисенко А.В. могла стать претендентами на получение социальной выплаты только в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы.

24.01.2011г. супруги Фисенко приобрели в общую совместную собственность 2-х комнатную квартиру общей площадью ---- кв.м. по адресу: (адрес 1), что подтверждается договором купли – продажи (л.д.47-48) и свидетельством о регистрации права в ЕГРП (л.д.52). При этом право обременено ипотекой в силу закона, на что указано в свидетельстве от 28.01.2011г.---- №------ (л.д.54).

На приобретение указанного жилья Фисенко А.В. и О.Н. брали заемные средства в банке, что подтверждается кредитным договором от 22.01.2011г. (л.д.55-60).

В силу п.2 п.п. «г» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приложение №3 к Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы (в первоначальной редакции постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 социальные выплаты используются: для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

В 2012г. семья Фисенко А.В. сообщила в Администрацию района о приобретении жилья.

Поскольку постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. N575 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" изменены условия использования социальных выплат, и в частности: социальная выплата может быть использована молодой семьей для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным только до 01.01.2011г., то было издано постановление Главы Зарайского муниципального района от 11.04.2012г. №509/4 «Об отмене постановлений Главы Зарайского муниципального района и первого заместителя главы администрации Зарайского муниципального района».

Постановление Правительства РФ от 14.07.2011г. №575 было впервые опубликовано в официальном источнике "Собрание законодательства РФ" только 18.07.2011г. N 29 (ст. 4496).

Суд отмечает, что согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996г. №763 (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997г. N 490, от 13.08.1998г. N 963, от 28.06.2005г. N 736, от 17.11.2011г. N 1505) акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу (п.п.6 и 7).

Таким образом. Постановление Правительства РФ от 14.07.2011г. №575 вступает в силу только 26.07.2011г.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Из положений ст.7 Конституции РФ следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу положений ст.15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, внося изменения в действующее правовое регулирование, законодатель обязан обеспечить соблюдение конституционных требований, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Суд установил, что на дату приобретения семьёй Фисенко А.В. двухкомнатной квартиры, нормативные акты федерального, областного и муниципального уровня не содержали положений, ограничивающих использование средств социальной выплаты на погашение кредита, полученного в банке на приобретение жилья.

Исследовав представленные доказательства, суд делает суждение, что Фисенко А.В. и его семья уже выполнили ранее установленные требования, и на их семью изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. №575 и во исполнение данного нормативного акта, другими актами и решениями органов власти Московской области и муниципальными актами распространяться не должны.

Согласно сформулированной Конституционным Судом РФ в определении от 05.11.2002 № 320-О правовой позиции - внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение жилищной субсидии, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично - правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 32 Устава Зарайского муниципального района Московской области» муниципальные правовые акты муниципального района не имеют обратной силы и вступают в действие со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

При таких обстоятельствах требования Фисенко А.В. об оспаривании правового акта органа местного самоуправления подлежат удовлетворению.

Принимая указанное решение, суд отмечает, что согласно информации Министерства строительного комплекса Московской области от 28.06.2012г. семья Фисенко А.В. (из 3 чел.) до настоящего времени числится в Сводном списке молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по Московской области, номер участников – ----.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Фисенко А.В. удовлетворить.

Признать незаконным со дня его вынесения постановление главы Зарайского муниципального района от 11.04.2012г. №---- «Об отмене постановлений Главы Зарайского муниципального района и первого заместителя главы Администрации Зарайского муниципального района».

Обязать Администрацию Зарайского муниципального района восстановить молодую семью Фисенко А.В. (3 чел.) в сформированном списке молодых семей – участников подпрограммы Зарайского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 годы, для участия в 2012г. в реализации подпрограммы, под тем же номером и с теми же правами.

Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято судом 17 июля 2012 года.

Судья Бондаренко Н.П.