Признание нормативно-правовых актов противоречащими закону



Дело №2-21/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года г.Западная Двина

Западнодвинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шульга Н.Е.,

при секретаре Кузьминой Е.А.,

с участием помощника прокурора Западнодвинского района Т.И.Ермоленко,

представителя заявителя адвоката Проскуриной Л.А.,

представителей заинтересованных лиц Гришачкиной Я.А., Антоновой Е.Л., Стариковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Проскуриной Л. А., действующей в интересах Проскурина В. А., о признании нормативных правовых актов противоречащими закону,

УСТАНОВИЛ:

Проскурина Л.А., действующая в интересах Проскурина В.А., обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов. В заявлении указала, что Проскурину В.А. принадлежит на праве совместной собственности квартира, расположенная по адресу: г. Западная Двина Тверской области, ул., д., кв.. Он не вносит плату за жилое помещение и за коммунальные услуги в ООО «Управляющая компания» за период с 2007 по 2009 год по причине несогласия с правовыми актами, определяющими тарифы по коммунальным услугам: холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, поскольку считает, что при определении указанных тарифов нарушено действующее законодательство.

В соответствии ч.4 ст.154 Жилищного Кодекса РФ сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов в не входят в перечень коммунальных услуг, предусмотренный данной статьей. Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения, данная услуга должна оказываться только на основании договора с потребителем, который с потребителями в Западнодвинском районе не заключался, но тем не менее включается в квартплату решением общего Собрания депутатов городского поселения «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги для населения г.Западная Двина на 2009 год».

Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления законодательством РФ допускается в соответствии с п.34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года №75. В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома.

Вышеуказанного открытого конкурса не проводилось, поэтому размер платы за капитальный ремонт неправомерно установлен органами местного самоуправления муниципальными правовыми актами, такие акты необходимо признать принятыми с нарушением действующего законодательства и они подлежат отмене.

В соответствии с п.34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае, если собственники жилых помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года №75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома. Установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого дома до проведения открытого конкурса является незаконным. Открытый конкурс не проводился, следовательно, акты, определяющие размер платы за содержание и ремонт жилого помещения без проведения конкурса являются незаконными и подлежат отмене.

В соответствии с Федеральным Законом №41-ФЗ от 14.04.1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» полномочия по назначению тарифов на тепловую энергию возложены на органы исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с данным Федеральным законом РЭК тверской области издал приказы от 15.11.2007 года №125-нп и от 08.12.2008 года №191-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосети» г.Западная Двина».

Собрание депутатов Западнодвинского района своими решениями «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 и 2008 годы» приняли неверный норматив потребления тепловой энергии на 1 кв.м., вместо 0,007 принят 0,02. Данный коэффициент составляет 100% оплату теплоснабжения, а коэффициент необходимо определить на 35% теплоснабжения, который установлен тем же собранием депутатов Западнодвинского района, то есть указанные решения противоречат сами себе, что не может быть законным и обоснованным, поэтому решения собрания депутатов Западнодвинского района в части утверждения тарифов на тепловую энергию являются незаконными, а, следовательно, не могут быть применены для определения размера платы за отопление квартир граждан, эти акты должны быть отменены. Норматив тепловой энергии по формуле определяется на 218 дней, а расчет ООО «Управляющая компания» делает на 365 дней, что также не может быть законным. На 2009 год тарифы на тепловую энергию для потребителей г.Западная Двина установлены Региональной энергетической комиссией Тверской области приказом №191-нп от 08.12.2008 в размере 1355,2 руб/Гкал.

Просит признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия следующие нормативные акты: решение Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №48 от 24.11.2006 года «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 год»; решение Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №60 от 04.12.2007 года «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год» с приложениями; постановление главы администрации городского поселения город Западная Двина №17 от 05.12.2008 года.

В судебном заседании представитель заявителя Проскурина Л.А., действующая в интересах Проскурина В.А., заявленные требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в оспариваемых решениях Собрания советов депутатов Западнодвинского района от 2006 и от 2007 года завышены тарифы, при повышении тарифов из года в год завышен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на тепло. Граждане должны платить 37,5 %, от фактических затрат, однако фактически населении платит 100%. Заявитель не оспаривал решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №48 от 24.11.2006 года и №60 от 04.12.2007 года в период действия данных актов, поскольку не был ознакомлен с ними, о завышении тарифов Проскуриным стало известно только после предъявления ООО «Управляющая компания» к ним иска о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. В 2007-2008 году они коммунальные услуги не оплачивали ни разу, поскольку были не согласны с качеством услуг. Фактически коммунальные услуги им предоставлялись. Незаконность постановления главы администрации городского поселения город Западная Двина №17 от 05.12.2008 года заключается в том же – установленные тарифы на водоснабжение и водоотведение завышены. Такой вывод они сделали сравнив их с тарифами, установленными в других районах, и там они ниже. На основании данного постановления ООО «Управляющая компания» необоснованно собирает с населения платежи за водоснабжение и водоотведение по завышенным тарифам. В 2007-2008 году она неоднократно ходила в ООО «Управляющая компания» и сообщала о ненадлежащем качестве коммунальных услуг. Квитанцию на оплату при этом ни разу не брала, о тарифах на предоставляемые услуги не спрашивала. Привести нормы федерального законодательства, которым не соответствуют оспариваемые нормативно-правовые акты, представитель заявителя не смогла.

Представители заинтересованных лиц – Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области Е.Л.Антонова, администрации Городского поселения город Западная Двина Л.В.Старикова и ООО «Управляющая компания» Я.А.Гришачкина возражали против удовлетворения заявленных требований. Представитель Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области Е.Л.Антонова пояснила, что решения №48 от 24.11.2006 года и №60 от 04.12.2007 года приняты в соответствии с действующим законодательством, а именно – Федеральным Законом №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии со ст.5 которого представительные органы муниципальных образований осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса. Тарифы в оспариваемых актах установлены в соответствии с предельным индексом максимально возможного изменения тарифов.

Представитель ООО «Управляющая компания» Гришачкина Я.А. пояснила, заявителем ни разу не было представлено надлежащего подтверждения факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как того требует постановление правительства №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Представитель администрации городского поселения город Западная Двина Л.В.Старикова пояснила, что оспариваемое постановление главы администрации №17 принято в точном соответствии с требованиями Федерального Закона №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Принятие такого рода решения относится к полномочиям органа местного самоуправления, тарифы установлены в соответствии с предельными максимальными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Прокурор против удовлетворения заявленных требований возражал, полагая, что оспариваемые заявителем нормативно-правовые акты приняты в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление Проскуриной Л.А., действующей в интересах Проскурина В.А., не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (п.11) разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п.1 ч.1 ст.134 в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте) поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренной главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Из смысла приведенного разъяснения следует, что поскольку при обращении в суд с заявлением об оспаривании недействующего нормативно-правового акта, утратившего силу в связи с ограничением его действия временными рамками, суду следует отказать в принятии такого заявления ввиду того, что такой акт не порождает правовых последствий и не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя, то, соответственно, данные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований об оспаривании такого нормативно-правового акта.

Согласно п.2 ст.13 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования.

В заявлении Проскурина В.А. оспариваются, в частности, следующие нормативные правовые акты: Решение Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №48 от 24.11.2006 года «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 год»; Решение Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области от 04 декабря 2007 года № 60 «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год».

Действие приведенных актов ограничено временными рамками, указанными в самих актах, данные нормативно-правовые акты на момент обращения Проскуриной Л.А. в суд не порождали правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя. Поэтому в признании их незаконными следует отказать.

В качестве причин, по которым данные акты не были оспорены заявителем в период их действия, Проскуриной Л.А. указывается, что о завышении тарифов заявителю стало известно только после предъявления ООО «Управляющая компания» к их семье иска о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. В 2007-2008 годах они не вносили плату за коммунальные услуги, поэтому о том, что стоимость услуг завышена не знали. Однако, такая причина пропуска срока обращения в суд (незнание размера тарифов на коммунальные услуги ввиду уклонения от обязанности по оплате данных услуг) не может быть признана судом уважительной.

Постановлением Главы администрации городского поселения город Западная Двина №17 от 05.12.2008 года «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал» г.Западная Двина» установлены и введены в действие с 01 января 2009 года тарифы на услуги системы водоснабжения, оказываемые ООО «Водоканал» в размере 22.68 руб/куб.м., на услуги системы водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал» в размере 19,84 руб/куб.м., на услуги системы водоотведения и очистку сточных вод, оказываемые ООО «Водоканал» в размере 43,13 руб/куб.м.

Статьей 17 Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).

Согласно ч.ч.2, 3 ст.5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования), в частности, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования,

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

В соответствии со ст.8 п.5 Устава города Западная Двина Тверской области, принятого Советом депутатов городского поселения город Западная Двина 09 февраля 2006 года (далее – Устав), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями в том числе и по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги производителей в сфере электро- и теплоснабжения).

Согласно ст.33 Устава администрация поселения осуществляет полномочия по вопросам местного значения поселения, за исключением тех, которые, согласно действующему законодательству, Уставу и решениям Совета депутатов поселения входят в компетенцию главы поселения и Совета депутатов поселения. Глава администрации поселения в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации поселения (статья 32 Устава).

Статьи 27 и 28 Устава, определяющие компетенцию Совета депутатов поселения и главы поселения, не содержат указания о полномочиях данных органов по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Соответственно, такой вопрос относится к компетенции администрации поселения, которым на принципах единоличия руководит глава администрации (ст.31 Устава).

Таким образом, оспариваемое заявителем постановление №17 от 05.12.2008 года «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал» г.Западная Двина» принято главой администрации городского поселения город Западная Двина в пределах установленных полномочий, в той форме, в которой он вправе принимать такого рода акт. Постановление зарегистрировано в специальном журнале регистрации постановлений главы администрации городского поселения город Западная Двина.

Факт состоявшегося в семидневный срок опубликования постановления подтвержден копией газеты «Авангард» №49 (9889) от 12 декабря 2008 года. Публикация полного текста постановления произведена на государственном языке РФ, в средстве массовой информации, определенном в тексте самого оспариваемого постановления в качестве издания, в котором постановление подлежало опубликованию.

Постановление принято в соответствии с протоколом заседания Комиссии по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной собственности, приватизации и административно-территориального устройства, которая в соответствии с «Положением о порядке регулирования тарифов организаций коммунального комплекса на территории городского поселения город Западная Двина», в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса уполномочена производить расчет цен (тарифов) для потребителей.

Согласно ст.4 ч.3 Федерального Закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования, в среднем по муниципальным образованиям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 1 декабря 2008 г. № 187-нп «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год» предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год по городскому поселению город Западная Двина составил 127%.

Согласно решению Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №60 от 04.12.2007 года «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год» тарифы на ЖКУ для населения г.Западная Двина в 2008 году составили: водоснабжение – 19,5 рублей, водоотведение – 38,27 рублей.

Соотношение величин тарифов на услуги организации коммунального комплекса по водоснабжению и водоотведению, установленных оспариваемым постановлением на 2009 год, и действовавших в 2008 году, показывает, что при установлении и введении в действие с 01 января 2009 года тарифов на услуги систем водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод, оказываемых ООО «Водоканал», предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги превышен не был.

Иных критериев, по которым установленные тарифы могут быть признаны завышенными, заявителем не приведены и судом не усмотрены.

Таким образом, судом не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя постановлением Главы администрации городского поселения город Западная Двина Тверской области №17 от 05 декабря 2008 года «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал», а также несоответствие данного акта федеральному законодательству, поэтому заявление Проскурина В.А. о его оспаривании удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Проскурина В. А. о признании противоречащими закону нормативных правовых актов - Решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №48 от 24 ноября 2006 года «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 года», Решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №60 от 04 декабря 2007 года «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год», постановления Главы администрации городского поселения город Западная Двина № 17 от 05 декабря 2008 года «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Шульга

Мотивированное решение суда изготовлено 30.08.2010 года.