Взыскание надбавки, компенсации морального вреда



Дело № 2-273/2010

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 года г. Западная Двина

Западнодвинский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Шульга Н.Е.

при секретаре Кузьминой Е.А.,

с участием истца Боруновой С.Н.,

представителя истца адвоката Куца В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боруновой С. Н. к Военному комиссариату Тверской области о взыскании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, компенсации морального вреда, расходов на представителя,

у с т а н о в и л:

Борунова С.Н. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Тверской области о взыскании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, компенсации морального вреда, расходов на представителя. В исковом заявлении указала, что на основании приказа военного комиссара Тверской области № 230 с 15 декабря 2009 года она была назначена на должность начальника отдела (военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам), что подтверждается записью в её трудовой книжке.

Приказом № 30 того же военного комиссара от 19.02.2010 года она была отстранена от указанной выше должности. После отстранения от должности ей прекратили начислять и выплачивать заработную плату.

25 мая 2010 года военный прокурор Тверского гарнизона принес протест на приказ № 30 от 19 февраля 2010 года как на незаконный и подлежащий отмене.

Удовлетворяя протест прокурора, 01.06.2010 года военный комиссар Тверской области издал приказ № 124, которым отменил свой приказ № 30 от 19 февраля 2010 года об отстранении её от должности как незаконный. Из содержания названного приказа видно, что ответчик признает то обстоятельство, что она была отстранена от занимаемой должности неправомерно. После отмены незаконного приказа ей была начислена и выплачена заработная плата за весь период незаконного отстранения от должности. При этом заработная плата состояла из должностного оклада, надбавок за секретность и выслугу лет, что подтверждается её расчетным листком за июнь 2010 года. Однако ей не начислили и не выплатили надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100 процентов должностного оклада, которую ей начисляли и выплачивали до незаконного отстранения от должности.

01 июля 2010 года военный комиссар Тверской области издал приказ №108 параграф 2 об увольнении её с работы по собственному желанию. Названным приказом ответчик решил не производить ей выплату надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в связи с изменением режима работы в период с 18.02.2010 года по 02.07.2010 года, связанным с проведением следственных и судебных действий. Однако, указанные в приказе обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку режим работы не изменялся, а она не работала вообще. И не в связи с проведением следственных и судебных действий, а вследствие незаконного отстранения её от работы по вине ответчика.

В соответствии со ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы. Требования данной статьи ТК РФ ответчиком в полной мере не исполнены, поскольку в состав заработка, не полученного ею по вине работодателя, не включена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада, которую ей начисляли и выплачивали до незаконного отстранения от должности и которую она получала бы, если бы её право не было нарушено.

Согласно расчетного листка за июнь 2010 года за весь период вынужденного прогула должностной оклад начислен в сумме 34 763 рубля 16 копеек. Поскольку надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы до незаконного отстранения от должности ей начисляли и выплачивали в размере 100% должностного оклада, следовательно, размер незаконно невыплаченной ей надбавки также составляет сумму 34 763 рубля 16 копеек.

Ответчик неправомерно отстранил её от работы, что подтверждается его собственным приказом, её трудовые права были восстановлены не в полном объеме, ответчик неправомерно не выплатил ей надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы за 5 месяцев, в связи с чем она испытала нравственные страдания, вызванные лишением её возможности трудиться и зарабатывать средства к существованию. Моральный вред она оценивает в 5 000 рублей.

Просит взыскать в её пользу с Военного комиссариата Тверской области надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы за период с февраля по июнь 2010 года в сумме 34 763 рубля 16 копеек; компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей; расходы на представителя в сумме 7 000 рублей.

В судебном заседании истец и её представитель адвокат Куц В.А. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Борунова С.Н. пояснила, что с 15 декабря 2009 года она была назначена на должность начальника отдела военного комиссариата, а 19.02.2010 года приказом военного комиссара она была отстранена от указанной должности. С момента отстранения до июня 2010 года ей не выплачивалась заработная плата. 25 мая 2010 года военный прокурор принес протест на приказ об её отстранении от должности начальника отдела и 01.06.2010 года военный комиссар Тверской области отменил свой приказ об отстранении её от должности как незаконный. После отмены незаконного приказа ей была выплачена заработная плата за весь период незаконного отстранения от должности, при этом надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы ей не выплатили. Указанную надбавку она получала с 01 февраля 2010 года в размере 100% должностного оклада. На работу она фактически не ходила с 19 февраля 2010 года. Со 02 июня 2010 года она также не вышла на работу, так как была больна. 02 июля 2010 года она была уволена. Причиненный ей моральный вред заключается в перенесенных ею нравственных страданиях, поскольку она была незаконно лишена возможности трудиться. В результате того, что ей не платили заработную плату (выплатили только в июне 2010 года), она вынуждена была занимать деньги в долг, поскольку попала в тяжелое материальное положение. Кроме того, на её иждивении находится дочь – студентка.

Представитель ответчика в суд не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений по существу иска в суд не представил. Ранее в суд поступило заявление об отложении судебного разбирательства по делу, подписанное и.о.начальника отдела ВКТО по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам Е.Хохловой, однако, полномочия данного лица на представление интересов ответчика ничем не подтверждены.

В данном случае следует с учетом мнения истца рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.

Согласно п.4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ, утвержденного приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 (в ред. от 05.05.2009 года) начальникам отделов (отделений, частей) организаций Вооруженных Сил по согласованию с соответствующим распорядителем средств федерального бюджета устанавливается надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100 процентов должностного оклада при условии выполнения установленных показателей.

Копией трудовой книжки на имя Боруновой С. Н. подтверждается, что она была 15.12.2009 года переведена в отдел (военного комиссариата Западнодвинского, Андреапольского, Жарковского и Торопецкого районов) начальником отдела и уволена по собственному желанию 02 июля 2010 года.

Согласно копии приказа Военного комиссара Тверской области № 30 от 19 февраля 2010 года «Об отстранении от должности Боруновой С.Н. – начальника отдела (военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам)» в связи с возбуждением уголовного дела в отношении Боруновой С. Н. приказано ее от занимаемой должности отстранить с 19 февраля 2010 года.

Копией приказа военного комиссара Тверской области № 124 от 01 июня 2010 года «Об отмене приказа военного комиссара Тверской области № 30 от 19 февраля 2010 года «Об отстранении от должности Боруновой С.Н. – начальника отдела (военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам)» подтверждается, что приказ военного комиссара Тверской области от 19 февраля 2010 года № 30 об отстранении Боруновой С.Н. от занимаемой должности начальника отдела (военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам) отменен, как незаконный.

Согласно выписки из приказа военного комиссара Тверской области №108 от 01 июля 2010 года Борунова С. Н. уволена по собственному желанию по п.3 ст.77 ТК РФ 02 июля 2010 года. В связи с изменением режима работы в период с 18.02.2010 года по 02.07.2010 года, связанным с проведением следственных и судебных действий, выплату надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы приказано не производить.

Копией расчетного листка за июнь месяц 2010 года на имя Боруновой С.Н. подтверждается, что оклад, доплаты за секретность и выслугу лет, оплата больничного листа за время отстранения истца от работы с февраля по июнь 2010 года были выплачены Боруновой С.Н. в июне 2010 года. Оклад истца за 5 дней февраля 2010 года составил 2 763 рубля 16 копеек, в марте – 10 500 рублей, в апреле – 10 500 рублей, в мае 10 500 рублей, за 1 день в июне – 500 рублей.

Как следует из копии справки Военного комиссариата Тверской области № ФЭО/681 от 03.08.2010 года Борунова С. Н. работала с 21.11.2009 года по 02.07.2010 года в отделе (военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам) в должности начальника отдела, и в период с 15.12.2009 года по 19.02.2010 года ей выплачивалась надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы за февраль 2010 года в размере 7 736 рублей 84 копейки.

Судом установлено, что Борунова С.Н. работала в должности начальника отдела военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам). Приказом военного комиссара Тверской области она была отстранена от занимаемой должности с 19 февраля 2010 года, который впоследствии был отменен приказом военного комиссара Тверской области как незаконный. 02 июля 2010 года истец была уволена по собственному желанию, при этом выплата надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы за период отстранения от должности ей не производилась.

Поскольку отстранение истца от занимаемой должности с 19 февраля 2010 года приказом военного комиссара Тверской области признано незаконным, незаконность состоявшегося отстранения признается самим работодателем, что следует из текста приказа от 01.06.2010 года, то исходя из требований ст.234 ТК РФ ответчик, незаконно лишив Борунову С.Н. возможности трудиться, обязан возместить ей не полученный ею заработок.

Как следует из содержания приведенного выше Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, установка надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы начальникам отделов поставлена в зависимость от выполнения установленных показателей, однако истец, незаконно лишенная возможности трудиться, соответственно не имела возможности выполнить в работе какие бы то ни было показатели.

Причина, по которой приказано не выплачивать истцу надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в период с 18.02.2010 по 02.07.2010 года, а именно – изменение режима работы в связи с проведением следственных и судебных действий, не соответствует действительности и не может быть признана основанной на законе, поскольку у истца не произошло изменения режима работы по каким либо причинам, а имело место незаконное лишение ее возможности трудиться вообще.

Справкой, предоставленной ответчиком, подтверждено, что до отстранения от должности (в феврале 2010 года) Борунова С.Н. получила указанную надбавку в размере 7736,84 рублей, что с учетом фактически отработанного ею времени в указанном месяце и размера ее должностного оклада (10500 рублей), составило 100% должностного оклада истца.

Таким образом, требования о взыскании с ответчика надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы подлежит удовлетворению.

Представленный истцом расчет, причитающейся ей надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы за период с 19 февраля 2010 года по 02 июля 2010 года верен.

Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Поскольку действия работодателя в данном случае носили неправомерный характер, требование истца о компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из обстоятельств данного дела (в связи с незаконным отстранением от должности истец была лишена возможности трудиться, в связи с задержкой выплат попала в трудное материальное положение, не получила причитающуюся ей надбавку за несколько месяцев), с учетом объема и характера, причиненных работнику, нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости. Таким требованиям при определении размера компенсации причиненного Боруновой С.Н. морального вреда, по мнению суда, отвечает сумма 3 000 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку от судебных расходов истец освобождена, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом представлено документальное подтверждение понесенных ею расходов на оплату услуг представителя в сумме 7 000 рублей – квитанция №009318 от 27 июля 2010 года. Данная сумма по мнению суда не является завышенной.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Боруновой С. Н. удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Тверской области в пользу Боруновой С. Н. надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы за период с 19 февраля по 02 июля 2010 года в сумме 34 763 (тридцать четыре тысячи семьсот шестьдесят три) рубля 16 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 3000 (три тысячи) рублей, возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме 7000 (семь тысяч) рублей.

Взыскать с Военного комиссариата Тверской области в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1 442 рубля 89 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано через Западнодвинский районный суд в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Е.Шульга

Мотивированное решение суда изготовлено 06 сентября 2010 года.