О признании квартиры общим имуществом



Дело № 2-286/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2010 года г. Западная Двина

Западнодвинский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Шульга Н.Е.

при секретаре Ковалевой М.Л.,

с участием истца Короткова Д.А.,

ответчика Кудровой Л.И.,

представителя ответчика Петрова Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Короткова Д. А. к Кудровой Л. И. о признании квартиры общим имуществом и признании права собственности на ? долю в праве собственности на квартиру,

У с т а н о в и л:

Коротков Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к Кудровой Л.И. о признании общим имуществом квартиры и права собственности на ? долю в праве собственности на квартиру. В иске указал, что с ответчиком проживал в гражданском браке с 2001 года в г. Западная Двина ул. Почтовая Тверской области. В начале 2003 года они, для совместного проживания, решили приобрести квартиру, расположенную по адресу: г. Западная Двина, ул., д.61, кв.1, принадлежащую Сухоруковой Т.А. Договор купли-продажи земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости был оформлен на Кудрову Л.И., так как они посчитали, что это удобнее и времени для оформления документов у неё было больше. 26 мая 2003 года Кудрова Л.И. зарегистрировала своё право на указанную квартиру. С этого времени у них начались скандалы в семье. По его просьбе Кудрова Л.И. в 2006 году прописала его в квартире по ул., д.61, кв.1. Однако семейная жизнь между ними не сложилась, и он был вынужден временно проживать у своей матери по 3-му Строительному переулку д.3 г. Западная Двина. В дальнейшем он предпринимал попытки помириться, проживать в указанной квартире, однако все было бесполезно, ответчик заменила замки на входной двери, так что он не мог попасть в квартиру.

Спорная квартира была приобретена ими совместно на общие средства, на покупку данной квартиры, стоимость которой была 100 000 рублей, он затратил вначале 30 000 рублей. Кудрова Л.И. также затратила 30 000 рублей, а затем они взяли ссуду на 40 000 рублей, которую совместно погашали.

Факт сожительства и ведение общего хозяйства указывают на то, что лица, проживающие в гражданском браке, не разделяли имущество и считали его общим. Наличие указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что к имуществу, нажитому во время «гражданского брака» можно применять нормы, касающиеся общей долевой собственности. При разделении имущества должна быть определена доля каждого лица. Поскольку в таких случаях почти невозможно установить, кто и какие суммы вкладывал в приобретение общего имущества, то просит суд применить ч.1 ст.245 ГК РФ, согласно которой, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех её участников, доли считаются равными.

Считает спорную квартиру общим имуществом, поскольку оно приобреталось на деньги обоих сожителей для совместного проживания.

Просит признать общим имуществом квартиру № 1 в доме № 61 по улице Дачная города Западная Двина в отношении него и Кудровой Л.И. Признать за ним право собственности на ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу г. Западная Двина, ул., д.61 Тверской области, выделив её из общего имущества.

В судебном заседании истец Коротков Д.А. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что он сожительствовал с Кудровой. Его мать решила купить им жилье, чтобы они жили отдельно. Договорились с Сухоруковой о покупке у неё квартиры. Им пришлось взять ссуду. Кудрова занималась оформлением документов на дом, он работал, времени на это у него не было. Впоследствии планировали оформить долю в праве собственности на квартиру и на него, но своего обещания Кудрова не выполнила. В 2005 году он потребовал свою долю – либо в виде денег, либо часть жилья, но Кудрова ему отказала. В суд он не обращался, поскольку они еще проживали совместно, он ждал, что она все-таки выполнит свое обещание. Спорную квартиру они приобретали на совместные средства, в период ее покупки они сожительствовали, вели совместное хозяйство.

Просит признать спорную квартиру общим имуществом и право собственности за ним на ? долю в праве собственности на квартиру.

Ответчик Кудрова Л.И. исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что указанную квартиру она купила за свои средства у Сухоруковых за 50 000 рублей. Своё право собственности на квартиру она зарегистрировала надлежащим образом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 мая 2003 года. Она никогда не состояла в браке с Коротковым, некоторое время она с ним сожительствовала, но в гражданском браке, как он указывает в исковом заявлении, они никогда не были. Как установлено решением Западнодвинского районного суда от 02 августа 2010 года Коротков не является членом её семьи, собственника спорного жилого помещения, бремя содержания жилого помещения не несёт, законных оснований для пользования квартирой у него не имеется. На покупку квартиры она брала ссуду в банке в сумме 40 000 рублей и 10 000 рублей ей подарила её мать. Полученную ссуду полностью гасила она. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, применить срок исковой давности к требованиям истца.

Представитель ответчика адвокат Петров Н.Е. иск не признал, поддержал пояснения Кудровой Л.И., пояснил, что Коротков указывает в своем заявлении, что 26 мая 2003 года Кудрова зарегистрировала своё право на спорную квартиру. Этим Коротков признаёт, что знал, что с этого момента квартира зарегистрирована на Кудрову, а так же знал, что его предполагаемое право на долю квартиры нарушено. Факт проживания Короткова в указанной квартире и регистрации в ней не является основанием считать, что всё это время квартира являлась общим имуществом, и Коротков имел право на ? долю в праве на квартиру, а его право было нарушено тогда, когда он перестал проживать в квартире или был снят с регистрационного учёта. Все это время квартира была собственностью ответчика.

Согласно ст.ст.196, 200 ГК РФ срок исковой давности составляет три года, течение срока начинается с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Иск Коротковым предъявлен в суд по истечении более семи лет с момента предполагаемого нарушения его права. Коротковым не предъявлены доказательства пропуска срока исковой давности по уважительным причинам и не заявлено ходатайство о восстановлении указанного срока. Просит применить срок исковой давности и на основании ст.199 ГК РФ отказать в иске Короткову по этому основанию.

Согласно п.4 ст.244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено. В данном случае имущество (квартира) поступило только в собственность Кудровой, поэтому оно не может быть признано общим. Письменного соглашения между Кудровой и Коротковым о том, что квартира является общей собственностью, не заключалось. Кудрова всегда считала квартиру своей.

Статья 245 ГК РФ может быть применена, когда на законном основании имеется долевая собственность, но доли не определены. В данном случае долевой собственности нет, поэтому нет законных оснований признавать за Коротковым право собственности на ? долю в праве на указанную квартиру.

Выслушав истца, представителя истца, ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Свидетель Сухорукова Т.А. пояснила, что знает Кудрову и Короткова, так как продавала им квартиру в 2003 году. Деньги за квартиру отдавали сразу 60 000 рублей, позже взяли ссуду – ещё 40 000 рублей. Она продала квартиру только потому, что знала мать Короткова, которая попросила ее об этом, так как нужно было жильё молодым. Мать Короткова говорила ей, что 30 000 рублей платят они и 30 000 рублей - Кудрова. Коротков и Кудрова вместе отдавали ей 60 000 рублей.

Свидетель Кузьмина М.А. пояснила, что Короткова знает с детства, Кудрову знает с тех пор, как она стала жить с Коротковым. Деньги на покупку квартиру Кудрова и Коротков собирали вместе. Мать Короткова занимала деньги на приобретение жилья у соседки Петровой. Деньги Петрова передавала Коротковой при ней. Коротков проживал с Кудровой, неплохо зарабатывал.

Свидетель Воронова С. П. пояснила, что Короткова знает давно, так как он работал в ОАО «Березка». Кудрова тоже некоторое время работала в их организации, и они (Кудрова и Коротков) познакомились на работе, жили вместе, совместно купили квартиру. Покупка квартиры обсуждалась у них на работе, так как мать Короткова работала у них начальником цеха и говорила об этом. Кто-то из них брал ссуду на покупку жилья, она (свидетель) писала справки для банка. Заработная плата у Короткова была на порядок выше, чем у Кудровой, кроме того, он получил хорошее пособие по травме, которое, по словам его матери, он вкладывал в дом.

Согласно копии договора купли-продажи земельного участка с объектами недвижимости от 29 апреля 2003 года Кудрова Л. И. купила у Сухоруковой Т. А., Сухорукова В. С., Сухорукова С. В. земельный участок, площадью 00 кв. метров, и размещенные на нем объекты недвижимости: трехкомнатная квартира общей полезной площадью 54,2 кв. метра, в том числе жилой 40 кв. метров, с надворными постройками и сооружениями, находящиеся по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул., д.61, кв.1.

Копиями свидетельств о государственной регистрации права серии 69 АА № 372587 и № 372586 от 26 мая 2003 года подтверждается, что собственником земельного участка, расположенного на землях поселений, для ведения индивидуального строительства и личного подсобного хозяйства площадью 00 кв. метров и трехкомнатной квартиры, общей площадью 54,2 кв. метра, в том числе жилой – 40 кв. метров, расположенных по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул., д.61, кВ.1, является Кудрова Л. И. Какие-либо ограничения, обременения права не зарегистрированы.

Как установлено судом, спорная квартира принадлежит Кудровой Л.И. на праве собственности, была приобретена ею по договору купли-продажи 29 апреля 2003 года. Право собственности истца на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке. В браке истец и ответчик не состояли. Соответственно, законные основания для признания спорного имущества общим имуществом супругов отсутствуют.

Согласно ст.ст.196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

С момента совершения сделки купли-продажи и регистрации права собственности Кудровой Л.И. на спорную квартиру прошло более 3 лет, Коротков Д.А. признал в судебном заседании, что был осведомлен о регистрации права собственности на спорную квартиру за истцом с 2003 года. До истечения срока исковой давности требования о защите нарушенного права Коротков не предъявлял, ходатайств о восстановлении срока исковой давности не заявлял. Уважительных причин пропуска истцом такого срока не установлено.

Таким образом, заявление Кудровой Л.И. о применении срока исковой давности к требованиям Короткова Д.А. обоснованно и подлежит удовлетворению, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Короткова Д. А. к Кудровой Л. И. о признании квартиры № 1 в доме № 61 по ул. города Западная Двина Тверской области общим имуществом и признании права собственности на ? долю в праве собственности на данную квартиру оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Шульга

Мотивированное решение суда изготовлено 10 сентября 2010 года.