Об оспаривании действий Управления Россельхознадзора



Дело № 2-315/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 года г. Западная Двина

Западнодвинский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Шульга Н.Е.

при секретаре Кузьминой Е.А.,

с участием представителя заявителя Лапшова Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Западнодвинского лесничества Тверской области об оспаривании действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям,

У с т а н о в и л:

Западнодвинское лесничество Тверской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям. В заявлении указали, что в ноябре 2009 года по приказу от 28.10.2009 года № 3870-П Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (Управление) проводилась проверка Западнодвинского лесничества (Лесничество) на предмет исполнения переданных полномочий в части осуществления государственного лесного контроля и надзора, а также государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания. По результатам проверки был составлен Акт от 30.11.2009 года № 309-Л, выдано предписание об устранении нарушений от 30.11.2009 года № 309-Л, срок исполнения которого установлен 14.12.2009 года. Предписание содержало требования из 5 пунктов. По приказу от 08.12.2009 года № 5030п Управлением проводилась проверка выполнения Лесничеством выданного предписания от 30.11.2009 года № 309-Л. По результатам проверки был составлен Акт от 15.12.2009 года № 312-Л, выдано предписание об устранении нарушений от 15.12.2009 года № 312-Л. Предписание содержало требования из 3 пунктов. Исходя из проведенной проверки и выданного предписания, следует вывод, что Лесничеством было выполнено 2 пункта предписания № 309-Л, а именно, в части проведения повторного освидетельствования делянок и по фактам незаконных порубок. Кроме этого, частично признан исполненным пункт 4 по созданным лесным культурам. Данная информация подтверждена актом Управления от 15.12.2009 года № 312-Л. По приказу от 21.04.2010 года № 726-Пр Управлением проводилась проверка выполнения Лесничеством выданного предписания от 15.12.2009 года № 312-Л. По результатам проверки был составлен Акт от 25.05.2010 года № 14-Л, в котором указано, что «комиссия сочла, что нет необходимости рассматривать пункты предписания от 15.12.2009 года № 312-Л», и фактически была проведена проверка выполнения предписания от 30.11.2009 года № 309-Л, что является нарушением требований Приказа Минсельхоза № 443. Кроме этого, Лесничеству не ясно, выполнены ли два пункта из предписания № 309-Л, факт выполнения которых зафиксирован актом проверки № 312-Л. Лесничество полагает, что все пункты предписания выполнены, поскольку по каждому пункту в Управление был представлен исчерпывающий перечень документов, свидетельствующих о выполнении. Однако, в связи с тем, что сотрудниками Управления по-разному оцениваются исполнение одного и того же пункта, о чем свидетельствуют акты проверок № 309-Л и № 14-Л, считают их выполнение невозможным.

Предписание Управления от 25.05.2010 года № 14-Л содержит требования из 5 пунктов, фактически дублируя предписание № 309-Л, которые, согласно акту № 312-Л, были признаны Управлением частично выполненными. По приказу от 07.06.2010 года № 1269-Пр Управлением проводилась проверка выполнения Лесничеством выданного предписания от 25.05.2010 года № 14-Л. По результатам проверки был составлен Акт от 18.06.2010 года № 19-Л, выдано предписание об устранении нарушений от 18.06.2010 года № 19-Л, которое содержало требования из 5 пунктов, полностью дублирующих требования предписания от 25.05.2009 года № 14-Л. Таким образом, Управлением за полгода было проведено 4 проверки Лесничества, в ходе которых документы, представленные Лесничеством о выполнении пунктов предписаний, Управлением то учитывались, то не учитывались. Управлением выдано четвертое по счету предписание, содержащее одни и те же изначальные требования. Из-за некорректно сформулированных требований пунктов предписания, отсутствия конкретных требований, которые необходимо выполнить Лесничеству, требования предписания не выполнимы. Например, из формулировки п.5 предписания Управления от 18.06.2010 года № 19-Л «Лесничеству потребовать от заготовителей привести в проезжее состояние дороги…» не ясно, в каком месте, какой протяженностью, на каком участке, какой длины провести восстановление дорог. По исполнению данного пункта были проведены проверки, по результатам которых выданы предписания ГУП «Западнодвинский лесхоз», ООО «Лесные технологии», ООО «Компаньон», ООО ЛПХ «Сияние» о приведении дорог в пригодное к использованию состояние. По выполнению данных предписаний Лесничеством при участии представителей указанных юридических лиц были проведены обследования указанных в предписаниях участков дорог, и установлены факты проведения ремонта и приведения их в пригодное к использованию состояние, что зафиксировано актами. Однако, указанные сведения и представленные материалы Управлением не принимаются в качестве выполнения пункта 5 предписания Управления от 18.06.2010 года № 19-Л. По другим четырем пунктам требований выданных предписаний Лесничеством проведена работа по их выполнению и в Управление представлены документы, свидетельствующие о выполнении всех пунктов предписаний. Однако Управлением данная информация к сведению не принята, представленные документы к актам проверки № 14-Л и № 19-Л не приложены.

В выданном Лесничеству предписании Управления № 14-Л в пунктах 2,3,4, содержащих требования, необходимые для использования Лесничеством, отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, которые являлись основаниями для вынесения требований пунктов предписания; в пунктах 1 и 3 предписания № 14-Л указываются нормативные акты, по которым Лесничество хозяйственную деятельность не осуществляет, а, следовательно, не может их нарушить. Данное предписание является незаконным и не подлежит исполнению.

Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных органов при осуществлении контроля и надзора за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, обязаны проводить контрольные мероприятия на основании и в соответствии с законодательством РФ, приказами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или её территориальных органов. Исходя из нормативных правовых актов о проведении проверок исполнения органами исполнительной власти субъектов переданных полномочий по государственному лесному контролю и надзору, Управление должно было проверить, каким образом Лесничество осуществляет переданные функции по лесному контролю и надзору органами власти субъектов, то есть то, как Лесничеством были организованы и проведены плановые и внеплановые проверки.

Фактически сотрудники Управления сами провели проверку на выборочных делянках, разрабатываемых организациями, в отношении которых государственный лесной контроль и надзор органом государственной власти субъекта РФ не осуществлялся в связи с отсутствием оснований (объекты не были включены в план, жалобы не поступали), а, следовательно, сотрудники Управления превысили установленные законом полномочия. Считают, что предписание от 16.07.2010 года № 30-Л Управления, выданное по результатам проверки, проведенной с нарушениями законодательства РФ, является незаконным.

Просят суд признать незаконным и отменить предписание Управления от 16.07.2010 года № 30-Л.

В судебном заседании представитель заявителя Лапшов Г.С. поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснил, что представители Россельхознадзора действовали за рамками своих полномочий. Россельхознадзор должен осуществлять контроль того, как лесничество проводит проверки, проверяют лесосеки и те участки, которые определены планом. Фактически сотрудники Россельхознадзора сами провели проверку объектов, которые не были включены в план лесного контроля, что не входит в полномочия Россельхознадзора. Западнодвинское лесничество оспорило в суде предписания Управления №14-Л и №19-Л и данные предписания были признаны незаконными.

Представитель Управления Россельхознадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела и возражений по существу заявления не представили. При таких обстоятельствах рассмотрение дела возможно без участия представителя Управления Россельхознадзора.

Выслушав представителя заявителя исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Западнодвинского лесничества Тверской области подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 5.2(1).8 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Россельхознадзор осуществляет, в частности, контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора и государственного пожарного надзора в лесах с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26 сентября 2008 г. N 443 утвержден Порядок организации работы по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора (далее - переданных полномочий), который определяет процедуру контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом от 28 октября 2009 года № 3870-П Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям в Западнодвинское лесничество Тверской области в период с 10 по 30 ноября 2009 года создана комиссия о проведении плановой проверки на предмет исполнения Западнодвинским лесничеством переданных полномочий в части осуществления государственного лесного контроля и надзора, а также государственного контроля и направлена комиссия с задачей проведения плановой выездной проверки на предмет исполнения переданных полномочий в части осуществления государственного лесного надзора и контроля, а также государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

По результатам проверки был составлен акт от 30.11.2009 года № 309-Л и лесничеству выдано предписание об устранении нарушений от 30.11.2009 года № 309-Л, содержащего следующие пункты со сроком исполнения до 14.12.2009 года:

- Провести повторное освидетельствование делянок, проверенных комиссией, зафиксировать выявленные нарушения и подсчитать ущерб, нанесенный лесному хозяйству (п.п. 16, 17, 18, 21 Правил пожарной безопасности, п.87 Санитарных правил в лесах РФ, п. 60, 61, 62 правил заготовки древесины);

- Провести повторное освидетельствование делянок, освидетельствованных в 2008, 2009 г.г. по следующим лесозаготовителям: ООО «Норд», ООО «Компаньон», ООО «Тандем+», ООО «Двинлес», ООО «Меридиан»;

- По всем выявленным комиссией фактам незаконных рубок составить соответствующие документы и направить в правоохранительные органы на основании ст.51 Лесного Кодекса РФ;

- По созданным лесным культурам 2008 и 2009 г.г. подсчитать объем приписок (оплата за невыполненную работу) и предъявить иски организациям, проводившим лесовосстановление на возмещение затрат государству;

- Лесничеству потребовать от заготовителей привести в проезжее состояние дороги, имеющие, в том числе противопожарное назначение, разбитые в процессе вывозки древесины.

Приказом от 15 декабря 2009 года № 5069-П по Управлению Россельхознадзора приказано провести внеплановую документальную проверку на предмет исполнения Западнодвинским лесничеством предписания от 30.11.2009 года № 309-Л об устранении ранее выявленных нарушений в части осуществления государственного лесного контроля и надзора. По результатам проверки составлен акт от 15.12.2009 года № 312-Л и выдано предписание об устранении нарушений от 15.12.2009 года № 312-Л. Согласно акта проверки № 312-Л от 15.12.2009 года пункты 1 и 3 предписания № 309-Л от 30.11.2009 года Лесничеством выполнены полностью.

Приказом от 21 апреля 2010 года № 726-П по Управлению приказано провести внеплановую выездную проверку на предмет контроля исполнения Западнодвинским лесничеством предписания от 15.12.2009 года № 312-Л об устранении ранее выявленных нарушений в части осуществления государственного лесного контроля и надзора. По результатам проверки составлен акт от 25.05.2010 года № 14-Л и выдано предписание об устранении нарушений от 25.05.2010 года № 14-Л, содержащее пункты, аналогичные пунктам предписания № 309-Л от 30.11.2009 года.

Приказом от 07 июня 2010 года № 1269-Пр по Управлению приказано провести внеплановую выездную проверку на предмет контроля исполнения Западнодвинским лесничеством предписания от 25.05.2010 года № 14-Л об устранении ранее выявленных нарушений в части осуществления государственного лесного контроля и надзора и пожарного надзора в лесах. По результатам проверки составлен акт от 18.06.2010 года № 19-Л и выдано предписание об устранении нарушений от 18.06.2010 года № 19-Л, содержащее пункты, аналогичные пунктам предписания № 14-Л от 25.05.2010 года.

Приказом от 28 июня 2010 года № 1454-Пр по Управлению приказано провести внеплановую выездную проверку на предмет контроля исполнения Западнодвинским лесничеством предписания от 18.06.2010 года № 19-Л об устранении ранее выявленных нарушений в части осуществления государственного лесного контроля и надзора и пожарного надзора в лесах. По результатам проверки издан акт от 16.07.2010 года № 30-Л и выдано предписание об устранении нарушений от 16.07.2010 года № 30-Л, содержащее пункты, аналогичные пунктам предписания № 19-Л от 18.06.2010 года.

Решением Московского районного суда г.Твери от 20 сентября 2010 года по гражданскому делу по заявлению Западнодвинского лесничества Предписания Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям №14-Л от 25.05.2010 года и №19-Л от 18.06.2010 года признаны незаконными со дня принятия. Данное решение суда вступило в законную силу 17.10.2010 года.

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как видно из содержания приказа №1454-Пр от 28 июня 2010 года заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям предметом проверки в отношении Западнодвинского лесничества являлось исполнение Лесничеством предписания от 18.06.2010 года №19-Л об устранении ранее выявленных нарушений в части осуществления государственного лесного контроля и надзора, а также пожарного надзора в лесах.

Поскольку приведенным выше решением суда предписание №19-Л от 18.06.2010 года признано незаконным со дня принятия, суд приходит к выводу, что законных оснований для проведения внеплановой выездной проверки Западнодвинского лесничества в июле 2010 года не имелось.

Более того, по результатам рассмотрения гражданского дела по заявлению Западнодвинского лесничества об оспаривании предписаний №14-Л и №19-Л судом было установлено, что все пункты предписания №309-Л Западнодвинским лесничеством были исполнены, доказательств обратного Управлением Россельхознадзора представлено не было. Указанные обстоятельства в силу ст.61 ГПК РФ не подлежат повторному доказыванию и оспариванию. Соответственно, предписание, выданное по результатам проверки, для проведения которой отсутствовали законные основания, также незаконно.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Западнодвинского лесничества Тверской области об оспаривании действий Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям удовлетворить.

Признать предписание №30-Л от 16 июля 2010 года Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, выданное Западнодвинскому лесничеству Тверской области, незаконным со дня его принятия и отменить его.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Шульга

Мотивированное решение суда изготовлено 26 октября 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200