Об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов



Дело № 2-399/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года г. Западная Двина

Западнодвинский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Шульга Н.Е.

при секретаре Штраус С.А.,

с участием помощника прокурора Западнодвинского района Тверской области Лобачевой О.В.,

представителя ответчиков Кутилкиной А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению «ХХ» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,

У с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском к ГУ »ХХ» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Свои требования мотивирует тем, что в соответствии c п. 5 решения коллегии прокуратуры области от 20.07.2011 «Об итогах работы прокуратуры Тверской области в первом полугодии 2011 года по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Западнодвинском районе», в ходе которой установлено, что в ГУ «ХХ», расположенном по адресу: ХХ область, г.ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, условия инвалидам и маломобильным группам населения для удовлетворения минимальных потребностей, в частности - беспрепятственного доступа в здание Управления, не созданы. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. В связи с этим разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-012001 вход в здание Управления Пенсионного фонда не имеет пандуса. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит обязать ГУ «ХХ» обеспечить беспрепятственный доступ в здание Управления путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Впоследствии прокурор уточнил требования – просил установить срок для сооружения пандуса при входе в здание Управления пенсионного фонда в ХХ районе в срок до 01.06.2012 года.

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечено Государственное учреждение «ХХ».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчиков Кутилкина А.Г. пояснила, что в первом полугодии 2012 года запланировано проведение капитального ремонта здания, занимаемого ГУ Управление пенсионного фонда РФ в ХХ районе. При выполнении капитального ремонта запланированы работы в том числе и по устройству пандуса на входе в здание. Занимаемое УПФ РФ в ХХ районе здание находится в оперативном управлении ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по ХХ области, на каком основании данное здание было передано в пользование ГУ УПФ РФ в ХХ районе пояснить затруднилась.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Под социальной инфраструктурой обычно понимается совокупность учреждений, оказывающих общественные (социальные) услуги населению, за обеспечение которых отвечают органы публичной власти - учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п. Учреждения, занимающиеся пенсионным обеспечением граждан, безусловно относятся к данной совокупности.

Статьей 9 "Конвенции о правах инвалидов" установлено: чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает наличие возможности у инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, культурно-зрелищные и другие учреждения.

Для обеспечения такой возможности разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 №73, Строительные нормы и правила РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №73 (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). Данными нормативными документами в качестве общих требований к зданиям и сооружениям предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Установлено, что в здании, занимаемом ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ХХ районе расположенном по адресу: г.ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, инвалидам и иным маломобильным группам населения условия для беспрепятственного доступа в здание не созданы. Данное обстоятельство подтверждается справкой о проведении прокуратурой проверки от 19.09.2011 года, фотоснимками фасада указанного здания и не оспаривается представителем ответчиков.

Указанное нежилое помещение является федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 18.03.2004 года.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2002 года часть производственного корпуса, расположенного по адресу: г.ХХ, ХХ области, ул.ХХ, д.ХХ, находится в оперативном управлении ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ – Единая пенсионная служба по ХХ области. Основанием приобретения права является договор купли-продажи объекта недвижимости от 20 мая 2002 года и акт приема-передачи от 08 июля 2002 года.

Согласно ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Положением о ГУ – Отделении ПФРФ по ХХ области предусмотрено, что отделение обеспечивает исполнение сметы доходов и расходов на содержание Отделения в соответствии с плановыми показателями, утвержденными Правлением ПФР. Отделение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, обязанность по содержанию нежилого помещения, расположенного по адресу: г. ХХ, ул. ХХ, д.ХХ, лежит на юридическом лице, обладающем в отношении данного помещения правом оперативного управления – ГУ ОПФР по ХХ области, поэтому обязанность по сооружению пандуса при входе в здание должна быть возложена именно на него.

Сведения о том, на каком основании данное помещение было передано в пользование ГУ в ХХ районе, а также об условиях, на которых это пользование осуществляется, в материалах дела отсутствует.

Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Западнодвинского районного суда Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ХХ области обеспечить беспрепятственный доступ в здание, занимаемое государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ХХ районе ХХ области путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Шульга

Мотивированное решение суда изготовлено 30.11.2011 года.