О признании договора на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения и свидетельства о государственной регистрации права незаконными



Дело № 2-457/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года г. Западная Двина

Западнодвинский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Шульга Н.Е., при секретаре Штраус С.А.,

с участием представителя истца адвоката Проскуриной Л.А.,

представителя ответчика Антоновой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лисицинской Т.Г. к Администрации городского поселения город ХХ о признании договора на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения и свидетельства о государственной регистрации права незаконными, о возложении обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства,

У с т а н о в и л:

Лисицинская Т.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского поселения город ХХ о признании договора на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения и свидетельства о государственной регистрации права незаконными, о возложении обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства. В иске указала, что она имела на праве собственности однокомнатную квартиру общей площадью ХХ кв.м. жилой площадью ХХ кв.м., расположенную на первом этаже двухэтажного жилого дома по адресу: ХХ. Указанный жилой дом подлежал сносу и в настоящее время снесен. 18 января 2011 года между администрацией городского поселения город ХХ и Серебровой Л.М., действующей в ее (истца) интересах по доверенности, был заключен договор на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения, согласно которому она обязана была переселиться из указанной выше квартиры в установленные договором сроки в благоустроенное жилое помещение. Отвечающее санитарным и техническим нормам, а именно – в комнату, расположенную по адресу: г. ХХ, ул. ХХ, д. ХХ, кв. ХХ, комн. ХХ, общей площадью ХХ кв.м. Возникшее на основании договора право собственности было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, получено свидетельство о государственной регистрации права.

Полагает, что согласно статьи 89 ЖК РФ ей должны были предоставить жилье, равное по статусу тому жилью, которое она имела ранее, то есть однокомнатную квартиру.

Первоначально квартира по адресу: г. ХХ, ул. ХХ, д. ХХ, кв.ХХ, принадлежала ее отцу – СеребровуГ.В., на основании договора приватизации, в котором общая площадь квартиры указана ХХ кв.м.. а жилая площадь – ХХ кв.м. 09.11.2005 года ее отец умер. Наследство после его смерти она оформляла уже тогда, когда администрацией города решался вопрос о сносе данного жилого дома. При оформлении наследства в новом техническом паспорте на ее квартиру были изменены и общая, и жилая площади – общая площадь указана ХХ кв.м., жилая площадь указана ХХ кв.м.

Считает, что ей предоставлена комната в коммунальной квартире на основании договора от 18.01.2011 года с нарушением действующего законодательства.

Просит признать незаконными договор на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения (квартиры) от 18 января 2011 года между администрацией городского поселения город ХХ и СеребровойЛ.М., действовавшей в интересах Лисицинской Т.Г., и свидетельство о государственной регистрации права на имя Лисицинской Т.Г. сер.69-АВ №136569 от 03.02.2011 года. Обязать администрацию городского поселения город ХХ предоставить ей квартиру взамен однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. ХХ, ул. ХХ. д. ХХ, кв. ХХ, в доме, снесенном в рамках реализации «Адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», в соответствии с нормами действующего законодательства – однокомнатную квартиру общей площадью не менее ХХ кв.м., жилой площадью не менее ХХ кв.м.

В судебном заседании представитель истца адвокат Проскурина Л.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что договор от 18.01.2011 года не соответствует требованиям ст.89 и 32 ЖК РФ, поэтому в соответствии со ст.168 ГК РФ должен быть признан недействительным. Данный договор был подписан представителем истца под угрозой, что в случае отказа от его подписания иного жилья истец не получит. Никаких иных вариантов обмена, а также выкупа квартиры у истца, Лисицинской Т.Г. ответчиком не предлагалось. Квартире №ХХ в доме №ХХ а по ул. ХХ не приспособлена для проживания нескольких семей. Кроме того, в договоре от 18.01.2011 года не определена доля истца в праве собственности на места общего пользования в квартире. Ответчик обязан предоставить истцу благоустроенную однокомнатную квартиру взамен квартиры в снесенном доме.

Истец Лисицинская Т.Г. в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика Антонова Е.Л. в суде против удовлетворения иска возражала. Полагает, что ст.89 ЖК РФ не применима к спорным правоотношениям. Нарушений закона при подписании спорного договора допущено не было. Поэтому основания для признания его недействительным отсутствуют. Представитель истца добровольно подписала данный договор, никакого воздействия на нее при этом не оказывалось.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Свидетель Сереброва Л.М. пояснила, что Лисицинская Т.Г. – ее дочь. Она подписала на нее (свидетеля) генеральную доверенность. В судебном порядке за Лисицинской Т.Г. было признано право собственности в порядке наследования на квартиру, ранее принадлежавшую ее отцу, по адресу: г.ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, кв.ХХ. Им сообщили, что в связи со сносом дома, в котором данная квартира расположена, им дадут другую квартиру. Когда они пришли в администрацию города первый раз, сотрудник администрации Старикова сообщила, что им дадут квартиру №ХХ, за которую пришлось много переплатить. Когда они пошли в администрацию во второй раз, им сказали, что им выделяется только комната №ХХ на первом этаже нового дома. Эта комната была очень маленькая. Затем ее заменили на комнату, расположенную на втором этаже. Когда она (свидетель) пришла в администрацию в следующий раз, ей сказали, что если она откажется подписать договор, то она не получит и этой комнаты. Она подписала спорный договор, поскольку испугалась этих угроз, боялась, что ее дочери вообще не дадут никакого жилья. В старом доме у Лисицинской Т.Г. была однокомнатная квартира – вход в квартиру был из общего коридора, кухню от комнаты отделяла капитальная стена и печь, общая площадь квартиры была ХХ кв.метров. Ее дочь унаследовала от отца не только квартиру, но и долги. В частности, она оплатила имеющийся долг за коммунальные услуги более, чем за три года. Проживавшему в квартире, расположенной над квартирой ее дочери, дали однокомнатную квартиру, хотя у него было такое же жилое помещение, как и у Лисицинской Т.Г. Перед подписание договора она не обратилась за юридической консультацией о правах своей дочери из-за отсутствия денежных средств. Предложения выкупить старую квартиру ей от администрации не поступало. Если бы ей предложили отдельную квартиру, но с доплатой, она бы согласилась. По сравнению со старой квартирой новое жилье гораздо хуже, поскольку ранее у ее дочери была отдельная квартира, а сейчас ей принадлежит комната в коммунальной квартире, межкомнатные стены в которой из гипсокартона.

Свидетель Богданов А.М. пояснил, что Лисицинская Т.Г. является его племянницей. В 1986 году он делал ремонт в квартире, расположенной над квартирой истца. У Лисицинской Т.Г. была точно такая же квартира, он в ней тоже бывал, там были кухня и комната, которые разделялись капитальной стеной. В эту стену была врезана печь. Истец приходила к нему посоветоваться и говорила, что ей дают комнату, а не квартиру, что если она не подпишет договор, то ей ничего не дадут.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст.567 ГПК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Из копии свидетельства о государственной регистрации права сер.69-АБ №585298 с отметкой о погашении и копии свидетельства о праве на наследство по закону от 09.11.2009 года следует, что квартира, расположенная по адресу: ХХ область, г. ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, кв.ХХ, принадлежала на праве собственности в порядке наследования Лисицинской Т.Г.

Как видно из копии договора на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения (квартиры) от 18 января 2011 года, администрация городского поселения город ХХ и Сереброва Л.М., действующая в интересах Лисицинской Т.Г. на основании доверенности, договорились о том, что истец обязуется переселиться из принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения – квартиры, находящейся по адресу: ХХ область, г.ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, кв.ХХ, в установленные договором сроки в благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Указанная квартира имеет общую площадь 20 кв.м, в том числе жилую ХХ кв.м. Администрация обязуется передать в собственность Лисицинской Т.Г. являющееся муниципальной собственностью помещение (комнату), находящееся по адресу: ХХ область, г.ХХ, ул.ХХ, д.ХХ, кв.ХХ, комната ХХ. Указанная комната имеет общую площадь ХХкв.метров.

Передаточным актом к вышеуказанному договору от 18.01.2011 года подтверждается факт его исполнения сторонами.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права сер.69-АВ №136569 от 03.02.2011 года возникшее у Лисицинской Т.Г. на основании указанного выше договора право собственности на комнату, расположенную по адресу: г. ХХ, ул. ХХ, д.ХХ, кв.ХХ, комн.ХХ, зарегистрировано в установленном законом порядке.

Судом установлено, что в порядке статьи 32 ЖК РФ Лисицинской Т.Г., как собственнику жилого помещения, расположенного в многоквартирном аварийном жилом доме, администрацией городского поселения город ХХ в рамках реализации региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы» было предложено произвести обмен принадлежащей ей квартиры на другое жилое помещение – комнату меньшей площади, расположенную по адресу: ХХ область, г. ХХ, ул.ХХ, д. ХХ, кв. ХХ, комн. ХХ. Уполномоченный представитель Лисицинской Т.Г. – Сереброва Л.М. согласилась на подписание договора мены на предложенных условиях.

Факт подписания Серебровой Л.М. договора на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения (квартиры) от 18 января 2011 года свидетельствует о том, что между сторонами были согласованы условия о предмете договора и иные существенные условия.

При этом факт несоответствия характеристик обмениваемых жилых помещений не влечет незаконности данной сделки. Статьей 32 ЖК РФ муниципальному образованию предоставлено право предлагать собственнику взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, что по своей правовой природе соответствует договору мены.

В случае, если условия предлагаемого к подписанию договора не устроили истца, в частности – характеристика предоставляемого жилого помещения, она была вправе отказаться от его подписания, чего не сделала.

В таком случае если бы с собственником жилого помещения не было достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган местного самоуправления в соответствии со ст.32 ЖК РФ мог предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В силу ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Представитель истца, руководствуясь данной статьей, указывает на недействительность договора от 18.01.2011 года, заключенного между Серебровой Л.М., действовавшей в интересах Лисицинской Т.Г., и администрацией городского поселения город ХХ, ввиду его несоответствия ст.ст. 32 и 89 ЖК РФ. Однако, ст.89 ЖК РФ регулирует правоотношения, связанные с предоставлением гражданам других жилых помещений по договору социального найма, что не применимо к правоотношениям сторон по данному иску. Требованиям ст.32 ЖК РФ указанный договор не противоречит. Каких-либо специальных требований, предъявляемых к договору мены, законом не предусмотрено.

Ранее представитель истца ссылалась на недействительность договора от 18.01.2011 года, поскольку он был подписан Серебровой Л.М. под влиянием обмана и угроз, заключавшихся в утверждении о том, что в случае отказа от подписания договора Лисицинской Т.Г. не будет предоставлено никакого жилья. Данное обстоятельство было подтверждено и свидетелем Серебровой Л.М., однако, по результатам рассмотрения дела суд приходит к выводу о том, что каких либо обмана или угроз, в смысле, придаваемом этим понятиям статьей 179 ГК РФ, в адрес истца и ее представителя не поступало. Оснований полагать, что истец в действительности не получила бы никакой компенсации за квартиру в доме, подлежащем сносу, не имелось, поскольку права истца, как собственника жилого помещения, защищены законодательством.

Соответственно, отсутствуют предусмотренные законом основания для признания недействительной сделки – договора на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения от 18.01.2011 года, а также для признания недействительным свидетельства о государственной регистрации права на имя истца.

Обязанность предоставить истцу однокомнатную квартиру общей площадью не менее ХХ кв.м, жилой площадью не менее ХХ кв.м взамен квартиры, ранее принадлежавшей Лисицинской Т.Г., не может быть возложена на администрацию городского поселения город ХХ, поскольку ответчик исполнил свою обязанность – предоставил собственнику изымаемого жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, в порядке компенсации другое благоустроенное жилое помещение меньшей площади, а истец согласился с такой компенсацией, о чем свидетельствует подписание спорного договора.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лисицинской Т.Г. к Администрации городского поселения город ХХ о признании договора на переселение граждан из аварийного жилья на условиях мены жилого помещения и свидетельства о государственной регистрации права незаконными, о возложении обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Шульга

Мотивированное решение суда изготовлено 27 декабря 2011 года.