Дело № 2-150/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Западная Двина 26 июня 2012 года Западнодвинский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи А.В. Потанина, с участием заместителя прокурора Западнодвинского района Комарова И.М., при секретаре Е.А. Антипенковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения <адрес> об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Западнодвинский районный суд с иском к администрации городского поселения <адрес> об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения. Ответчик представитель администрации городского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем имеется отметка в почтовом уведомлении, возражений на иск не представил. Суд признает причины неявки представителя ответчика неуважительными и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации городского поселения <адрес>. С согласия заместителя прокурора Западнодвинского района Тверской области Комарова И.М. и по определению суда дело рассматривалось без участия представителя ответчика администрации городского поселения <адрес>. В судебном заседании заместитель прокурора Западнодвинского района Тверской области Комаров И.М. заявленные требования поддержал по тем же основаниям и показал, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст. 8 указанного Федерального закона «Об отходах производства и потребления, п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом ССР 05 августа 1988 г. № 4690-88 (далее правила). В соответствии с п.1.2. Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно- бытового назначения; жидких из неканализованных бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых, зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается (п.1.13. Правил). В ходе проведения проверки деятельности администрации городского поселения <адрес> установлено, что сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован, а именно: на территории города имеются несанкционированные (стихийные) свалки мусора и бытовых отходов: на <адрес>, во дворе домов по <адрес> напротив ФОКа, на ул. <адрес>. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 градусов) не более одних суток (ежедневный вывоз). Таким образом, ежедневный вывоз мусора из контейнеров не осуществляется. В результате чего территория городского поселения <адрес> захламляется бытовыми отходами, права граждан на благоприятную окружающую среду нарушаются. При этом одним из важнейших гарантированных государством прав граждан является право на благоприятную окружающую среду. В ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.Таким образом, бездействие администрации городского поселения <адрес> ведет к нарушению не только требований действующего законодательства, но и конституционного права жителей города на благоприятную окружающую среду ст. 42 Конституции Российской Федерации (интересы неопределенного круга лиц). Просит обязать администрацию городского поселения <адрес> организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории населения в срок до 01.09.2012 года. Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 11 Федерального закона от 11.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 51 Федерального закона от 11.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ), отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 1.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года № 4690-88 (далее Правила), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Согласно пункту 1.13. указанных выше Правил, вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается. Согласно справки от 18.05.2012 года помощником прокурора Западнодвинского района Тверской области Лобачевой О.В. 17.05.2012 года проведена проверка соблюдения природного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, в ходе которой обнаружена несанкционированная (стихийная) свалка мусора на <адрес>, контейнер установлен с нарушением Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», кроме того обнаружены несанкционированные (стихийные) свалки мусора в конце <адрес> в <адрес>, во дворе домов по <адрес> в <адрес>, напротив физкультурно-оздоровительного комплекса. Однако, согласно представленным материалам дела, судом установлено, что несанкционированная (стихийная) свалка мусора на <адрес> в <адрес> устранена 21.05.2012 года. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Их утилизация и переработка возложены в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона на органы местного самоуправления муниципального района. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155). Твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Органы местного самоуправления устанавливают режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Кроме того, органы местного самоуправления определяют предельные сроки вывоза бытовых отходов, утверждают тарифы по оказанию услуг по вывозу отходов, устанавливают льготы по оплате для отдельных категорий потребителей. Согласно имеющимся в материалах дела копии муниципального контракта № и копии приложения № к муниципальному контракту на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов от жилых домов частного сектора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией городского поселения <адрес> в лице главы администрации ФИО6 (Заказчик) и ООО «Благоустройство» в лице ФИО7 (Подрядчик), Подрядчик принимает на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов от жилых домов частного сектора <адрес> из бункеров (в количестве 16 шт.), установленных по адресам: улицы Почтовая дом 3; Щербакова дом 24; Молодежная дом 26; Базарная (пересечение с ул. Володарского); Льнозаводская, Связистов; Дачная, Текстильная, Тракторная, Комсомольская, Мира, Ленина дом15; Некрасова; Чехова; Красноармейская; Горького; и контейнеров (в количестве 27 шт.), установленных по адресам: улицы Мира, Кирова дом 19; Горького (перекачка), Победы; Маяковского; Спортивная; Дачная; 2-я Дачная; пер. Герцена; Веселая; Льнозаводская дом 25; Зеленая; Почтовая дом 19; Почтовая дом 32; Текстильная дом 96; Молодежная дом17; пер. Пригородный; ул. Трудовая; ул. Строительная. Сроки выполнения работ с 01.01.2012 года по 30.06.2012 года. Согласно копии приложения № к муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Подрядчик осуществляет вывоз на свалку твердых бытовых отходов по мере накопления бункеров, установленных по адресам, указанным в техническом задании п. 1, спец.техникой подрядчика. Свалка ТБО находится на расстоянии 5 км. от <адрес>. Таким образом, суд приходит к выводу, что деятельность администрации городского поселения <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не осуществляется в полном объеме, поскольку вывоз мусора по мере его накопления из бункеров и контейнеров не производится на <адрес>; во дворе домов по <адрес> напротив физкультурно-оздоровительного комплекса; на <адрес>, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую обстановку. Данное обстоятельство подтверждается проведенной прокуратурой Западнодвинского района 17.05.2012 года проверкой соблюдения природного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов. В соответствии с действующим законодательством, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования городское поселение <адрес> возлагается на администрацию городского поселения, как орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования, очистку от отходов территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения <адрес> об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения удовлетворить. Обязать администрацию городского поселения <адрес> организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в срок до 01.09.2012 года. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий А.В. Потанин