По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ



Дело № 5-9/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Западная Двина 19 ноября 2010 года

Судья Западнодвинского районного суда Тверской области Шульга Н.Е., при секретаре Ковалевой М.Л., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении ООО, юридический адрес: Тверская область, г., , место осуществления деятельности: Тверская область, район, с/п, д.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «», осуществляя деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов по адресу: Тверская область, район, с/п, д. : склад ГСМ, площадка установки ЛФ-17 (свидетельство о регистрации № от 00.00.00 года, совершило нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации указанных объектов.

В период с 29.10.2010 года по 11.11.2010 года, в соответствии с распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.10.2010 года № 256-рп Комиссией Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «» обязательных требований законодательства и иных актов РФ в области промышленной безопасности. В ходе проведения проверки Комиссией Ростехнадзора выявлены нарушения ООО «» обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КРФоАП.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судом установлено, что ООО «» допущены следующие нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:

Отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, чем нарушена ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Отсутствует разрешение на применение горизонтальных стальных резервуаров Р-75, применяемых на опасных производственных объектах ООО «», чем нарушены: п.4.27 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; пункт 2 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 года № 1540; ч.4 ст.7, ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Не регламентированы параметры, определяющие взрывобезопасность технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ при заполнении и опорожнении резервуаров (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни), чем нарушены: пункты 4.7.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 года № 29; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Пункты налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны не оборудованы: навесом из несгораемых материалов; телескопическими или шарнирно сочлененными трубами; каплесборниками; заземлениями автоцистерн с наличием блокировки, исключающей возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов при отсутствии такого заземления; специальными устройствами для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами, чем нарушены п.п. 2.4.3, 2.4.7, 2.4.11, 2.4.18, 2.4.19 Правил промышленно безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Не обеспечен подвод инертного газа или пара для продувки оборудования и трубопроводов, чем нарушены п. 2.8.18 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; пункт 3.7.7 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 года № 44; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Не предусмотрено оснащение быстродействующей отключающей арматурой с дистанционным управлением из мест, доступных для обслуживания в аварийных условиях, на границах технологических блоков III категории взрывоопасности с Q в > 10, чем не обеспечено максимальное снижение выбросов горючих и взрывоопасных веществ в окружающую среду при аварийной разгерметизации системы, чем нарушены п.п. 3.21.3, 4.7.8 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 года № 29; п.п. 2.6.41, 2.8.20, 2.9.8 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Не оснащены датчиками сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродукта 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР): резервуарный парк хранения нефтепродуктов; насосная станция; пункты налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны, чем нарушены п.п. 2.4.15, 2.6.27, 2.9.22 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Не заземлены корпуса насосов, перекачивающих нефтепродукты, независимо от заземления электродвигателей, находящихся с ними на одной раме, чем нарушены п. 2.9.21 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; ч.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Отсутствует план локализации аварийных ситуаций (ПЛАС), чем нарушены п. 2.8 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 года № 29; п.2.5 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 года № 44; п. 1.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; ст.10 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Отсутствует План ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ПЛРН), чем нарушены п.1.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; ст.10 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Отсутствуют документы на остановку и консервацию опасных производственных объектов, чем нарушены п.11.15 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 года № 29; ч.1 ст.6, ст.8 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Допускается эксплуатация манометров, установленных на трубопроводах в насосной станции, с разбитыми стеклами, что может отразиться на правильности их показаний, чем нарушены: п. 5.3.10 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 года № 91; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Не оснащены резервуары углеводородного сырья и нефтепродуктов для освобождения их в аварийных случаях от хранимых продуктов быстродействующей запорной арматурой с дистанционным управлением из мест, доступных для обслуживания в аварийных условиях, чем нарушены: п. 2.6.16 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

На площадке установки ЛФ 17-УС не обеспечено направление сбрасываемых горючих газов в закрытые системы для дальнейший утилизации или в системы организованного сжигания, чем нарушены: п. 3.24 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 года № 29; ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

Таким образом, ООО «» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Представители ООО «» Сурменко Е.Л. и Дмитриев Г.Н. вину в совершении административного правонарушения ООО «» признали частично, не признали фактов нарушений со стороны ООО «», указанных в пунктах 1,2,8 и 14 протокола об административном правонарушении. Пояснили, что лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов у ООО «» имеется, выдана на срок до 29.01.2012 года. Полагают что при таких условиях в получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов необходимости нет. Оборудование, указанное в п.2 протокола в качестве нестандартного, в действительности входит в комплект установки ЛФ-17-УС, на применение которой имеется разрешение. Направление сбрасываемых горючих газов в закрытые системы для дальнейшей утилизации или в системы организованного сжигания на площадке установки ЛФ-17-УС не обеспечено, поскольку такого рода работы будут являться модернизацией объекта, повлечет нарушение правил его эксплуатации. В настоящее время устранение выявленных нарушений затруднительно ввиду сложного финансового состояния организации, а также ввиду того, что для этого требуется не менее 5 месяцев.

Представитель Управления по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шатилов В.Н. поддержал содержание протокола об административном правонарушении, просил привлечь ООО «» к административной ответственности по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются следующими доказательствами:

- распоряжением № 256-рп от 14.10.2010 года руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о проведении внеплановой выездной проверки ООО «» (ИНН ), Тверская область. Предметом настоящей проверки является: соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами РФ, в том числе обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов; соблюдение лицензионных условий и требований; достоверность и соответствие сведений, представленных проверяемым предприятием в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, обязательным требованиям; выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориального органа; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде. Срок проведения проверки с 19.10.2010 года по 13 ноября 2010 года;

- распоряжением № 272-рп от 27.10.2010 года временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о внесении изменений в распоряжение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.10.2010 года № 256-рп, изменены п.2 и п.5 указанного распоряжения: назначенные лица, уполномоченные на проведение проверки и срок проведения проверки. Срок проведения проверки с 20.10.2010 года по 13.11.2010 года;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица – ООО «» № 256-рп/А от 11 ноября 2010 года, из которого следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 года № 29; Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 года № 33; Правил применения технических устройств на опасных объектах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 года № 1540; Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 года № 44; Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 года № 37; Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 91; Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 года № 80; ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ФЗ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

- предписанием № 256-рп/П от 11.11.2010 года начальника отдела Управления по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которым ООО «» предписано принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в установленные сроки. Срок устранения нарушений – 25.01.2011 года. Предписание составлено в отсутствие законного представителя ООО «», извещенного надлежащим образом о месте и времени вручения предписания.

- протоколом об административном правонарушении № 256-рп/2 от 11.11.2010 года в отношении ООО «», из которого следует, что ООО «», осуществляя деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов по адресу: Тверская область, район, с/п, д. : склад ГСМ, площадка установки ЛФ-17 (свидетельство о регистрации № от 00.00.00 года), нарушило требования промышленной безопасности. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО «», извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола. Уведомление получено директором ООО «» Дмитриевым Г.Н. 01.11.2010 года, о чем свидетельствует его подпись.

- протоколом о временном запрете деятельности № 256-рп/3 от 11 ноября 2010 года, из которого следует, что объектом деятельности, подвергшемуся временному запрету деятельности на срок с 20.00 часов 11 ноября 2010 года до рассмотрения судом дела об административном правонарушении, является деятельность ООО «» по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов – склада ГСМ, площадки установки ЛФ-17 (свидетельство о регистрации № от 00.00.00 года), расположенных по адресу: Тверская область, район, с/п, д..

Свидетель Акопова Г.Б. показала, что являлась членом комиссии при проведении внеплановой выездной проверки ООО «» в период с 29.10.2010 года по 11.11.2010 года. В ходе проверки были выявлены нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 11.11.2010 года.

Вопреки доводам представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при эксплуатации производственных объектов, одновременно являющихся как пожароопасными, так и взрывоопасными, до февраля 2008 года необходимо было получение отдельной лицензии на каждый из видов такой деятельности.

Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 29 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", устанавливающий обязательность лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, признан утратившим силу. Пункт 28 вышеназванной статьи изменен. Ранее он устанавливал обязательное лицензирование при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, с февраля 2008 г. в соответствии с внесенными изменениями устанавливает обязательное лицензирование взрывопожарных производственных объектов. Эксплуатируемые ООО «» объекты являются как взрыво- так и пожароопасным. Соответственно, исходя из требований законодательства, действующего на период внесения вышеуказанных изменений, ООО «» должно было иметь две лицензии.

Тот факт, что органы пожарного надзора выдавая ООО «» лицензию на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, рассматривали склад нефтепродуктов и установку ЛФ-17 как единый производственный объект (склад нефтепродуктов) не свидетельствует об отсутствии необходимости получения ООО «» лицензии на эксплуатацию установки ЛФ-17 как взрывопожароопасного объекта, поскольку данная установка зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов в качестве самостоятельного объекта.

Представителями ООО «» не представлено достоверных доказательств в подтверждение заземления корпусов насосов, перекачивающих нефтепродукты, независимо от заземления электродвигателей, и опровергающих в этой части содержание протокола об административном правонарушении от 11.11.2010 года.

Не представлено также доказательств в подтверждение обстоятельств, препятствующих соблюдению ООО «» требований к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, в частности – обеспечения направления сбрасываемых горючих газов в закрытые системы для дальнейшей утилизации или в системы организованного сжигания, как того требуют Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.

Вместе с тем, Управлением по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлено бесспорных доказательств в подтверждение того факта, что оборудование – колонна-сепаратор К-1 для разделения фракций, печь П-1 для нагрева сырья, холодильники Х 1,2,3 для конденсации паров фракций, теплообменники Т 1,2,3,4,5 для теплообмена между сырьем и продуктом являются нестандартным, и что разрешение №РРС 00-21487, выданное в отношении установки ЛФ-17-УС, не распространяется и в отношении данного оборудования тоже.

При назначении наказания за совершенное правонарушение суд учитывает характер совершенного ООО «» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение данного юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность суд признает частичное признание вины представителем ООО «».

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «» судом не установлено.

С учетом изложенного суд считает необходимым привлечь ООО «» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности. Учитывая значительный объем допущенных нарушений, суд не усматривает оснований для назначения ООО «» наказания в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.9.1 ч.1, 29.6, 29.10, 4.1 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь ООО «» ОГРН (Тверская область, г. ) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности склада ГСМ и площадки установки ЛФ-17-УС (свидетельство о регистрации № от 00.00.00 года), расположенных по адресу: Тверская область, район, с/п, д., на срок 50 суток.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Тверской областной суд.

Судья Н.Е. Шульга