Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
00.00.0000 года адрес
адрес суд адрес в составе:
председательствующего Пономаревой Е.И.,
при секретаре Мымриной Н.А.,
с участием заявителей Дагаевой А.Т., Финогенова Н.Н., Романова Л.Н., их представителя по доверенности Федоровой Л.Г.,
представителя заинтересованного лица – Администрации МО адрес по доверенности Музыка Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Дагаевой А.Т., Финогенова Н.Н., Романова Л.Н. об оспаривании бездействия Администрации муниципального образования адрес,
установил:
Заявители Дагаева А.Т., Финогенов Н.Н., Романов Л.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации муниципального образования адрес.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 00.00.0000 г. они обратились к главе администрации МО адрес с заявлением об установлении границ земельного участка Дворяниновского кладбища и санитарно-защитной зоны. Земельный участок сельского кладбища расположен на землях поселений деревень адрес и адрес.
До настоящего времени ответ на заявление они не получили, границы земельного участка и санитарно-защитной зоны адрес кладбища не установлены.
Бездействием Администрации МО адрес нарушаются их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Просили признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования адрес и обязать Администрацию МО адрес устранить в полном объеме допущенное нарушение.
В судебном заседании заявители Дагаева А.Т., Финогенов Н.Н., Романов Л.Н. и их представитель по доверенности Федорова Л.Г., поддержали заявленные требования, пояснив, что бездействие Администрации заключается в неустановлении границы адрес кладбища и его санитарно-защитной зоны, неоформлении землеустроительного дела и кадастрового плана земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО адрес по доверенности Музыка Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку считала, что бездействие Администрации МО адрес не имело место быть, ответ заявителям дан, в настоящее время выполняется подготовка к проведению землеустроительных работ в отношении земельного участка, на котором расположено адрес кладбище.
Представители привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц – Администрации МО адрес и Собрания депутатов МО адрес, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
00.00.0000 г. заявители, в числе других жителей адрес и д. адрес, обратились в Администрацию МО адрес с заявлением об установлении границы адрес кладбища, его санитарно-защитной зоны, оформлении землеустроительного дела и кадастрового плана земельного участка.
На данное заявление Администрация МО адрес 00.00.0000 г. направила ответ за № о том, что санитарно-защитная зона кладбища будет установлена после утверждения генерального плана муниципального образования адрес адрес. Также сообщено, что администрацией МО адрес на 00.00.0000 г. расходы на формирование землеустроительного дела и оформление кадастрового плана земельного участка не предусмотрены.
Поскольку до настоящего времени границы земельного участка и санитарно-защитной зоны Дворяниновского кладбища не установлены, заявители полагали бездействие Администрации МО адрес незаконным, нарушающим их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из ответа Администрации МО адрес от 00.00.0000 г №, в настоящее время оформлен проект генерального плана МО адрес, который на текущее время не утвержден. В 00.00.0000 г. разработанный генеральный план МО адрес принят за основу Собранием представителей МО адрес, границы муниципального образования отражены в Законе адрес области «О переименовании муниципального образования адрес, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории адрес» от 00.00.0000 г. №, в приложении № «Картографическое описание границ муниципального образования адрес».
В материалах дела имеется Схема землепользования центральной усадьбы колхоза «Путь к коммунизму», в которой отражено вышеуказанное кладбище.
Кроме того, в суд представлен проект Генерального плана МО адрес, где также отражено адрес кладбище.
В ходе рассмотрения дела были истребованы уставы муниципальных образований адрес и муниципального образования адрес.
На основании ст. 27 Устава МО адрес утверждение генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана муниципального образования документации по планировке территории отнесено к компетенции Собрания депутатов муниципального образования адрес.
Из Устава МО адрес (п. 1.17 ст. 5) следует, что к вопросам местного значения муниципального образования адрес относится содержание на территории муниципального образования адрес межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
В соответствии со ст. 4, 15, 16 Федерального закона от 00.00.0000 N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Решение о создании мест погребения принимается, в том числе, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть:
по принадлежности - государственные, муниципальные;
по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;
по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 00.00.0000 г. № «О введении в действие САНПИН 00.00.0000-03» (п. 2.1, 2.11) размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
Причем указанные санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования не только к размещению, проектированию, строительству, но и реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 00.00.0000 N 74 (ред. от 00.00.0000) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.00.00.0000-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" размер санитарных защитных норм установлен для сельских кладбищ в 50 м.
00.00.0000 г. Собранием представителей муниципального образования адрес было принято решение «Об утверждении правил организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории муниципального образования адрес», согласно п. 1.2, 1.5 которого кладбища (места погребения) являются муниципальной собственностью и находятся на содержании специализированной службы по вопросам похоронного дела, решение о создании мест погребения на территории муниципального образования принимается Собранием представителей муниципального образования адрес.
Как следует их пояснений заявителей, их представителя, представителя заинтересованного лица Музыки Ю.А., ответов Администрации МО адрес от 00.00.0000 г. № и от 00.00.0000 г. №, адрес кладбище функционирует достаточно длительное время, но никаких документов, ни в Администрации муниципального образования адрес, ни в Администрации муниципального образования адрес, в отношении данного кладбища не имеется, также как и специализированной службы по вопросу обслуживания кладбища.
Заявителями в суд был представлен ответ Управления Роспотребнадзора по адрес от 00.00.0000 г. из которого следует, что в соответствии с письмом администрации МО адрес № от 00.00.0000 г. официальные захоронения на территории кладбища д. адрес ограничены, землеотвод закончен. Администрацией ведутся работы по закрытию данного кладбища.
Судом Администрации МО адрес было предложено представить ответ № от 00.00.0000 г., что Администрацией МО адрес сделано не было со ссылкой на невозможность отыскания этого ответа. Доказательств о завершении землеотвода в отношении данного кладбища суду представлено не было.
По сообщениям Администрации МО адрес от 00.00.0000 г. № и от 00.00.0000 г. № в настоящее время ООО «Г» проводит межевание земельного участка с расположенным на нем кладбищем по адрес В дальнейшем данный земельный участок будет поставлен на кадастровый учет.
Согласно ответу ООО «Г», поступившему в суд 00.00.0000 г. в настоящее время ООО «Г» направило запрос в МО адрес в виде ситуационного плана для получения информационного письма по составлению схемы расположения участка на кадастровой карте. Работы проводятся согласно поручению районной администрации.
Из пояснений представителя МО адрес по доверенности Музыки Ю.А. следует, что с таким поручением в ООО «Г» о проведении землеустроительных работ обращалась Администрация МО адрес в устной форме. При этом она не оспаривает, что обязанность подготовить землеустроительную документацию и кадастровый план лежит на Администрации МО адрес. Кроме того, пояснила, что государственная собственность на землю на территории муниципального образования адрес не разграничена.
На основании Федерального закона от 00.00.0000 г. №ФЗ «О введение в действие земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 г. № «О практике рассмотрения судами дел об острпаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность установить границы адрес кладбища с учетом санитарно-защитной зоны, оформление землеустроительной документации, изготовление кадастрового плана земельного участка в отношении адрес кладбища, расположенного по адрес, лежит на Администрации муниципального образования адрес.
Доводы заявителей о том, что границы адрес кладбища до настоящего времени не установлены, и о том, что их обращение в Администрацию МО адрес об установлении границ кладбища было проигнорировано, нашли свое подтверждение.
Суд соглашается с доводами заявителей о том, что бездействие Администрации муниципального образования адрес, выразившееся в неустановлении границ адрес кладбища, нарушает их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также не позволяет им должным образом заботиться о памяти похороненных ими на данном кладбище предков.
Рассмотрев заявление Дагаевой А.Т., Финогенова Н.Н., Романова Л.Н. в пределах заявленных ими требований, суд полагает, что отсутствие генерального плана МО адрес, не препятствует Администрации МО адрес, в установленном законом порядке, в том числе путем обращения в суд, понудить ответственный за утверждение генерального плана МО адрес орган совершить необходимые действия, устранив, таким образом, препятствия для выполнения возложенных на них законом действий.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить заявленные Дагаевой А.Т., Финогеновым Н.Н., Романовым Л.Н. требования, признав бездействие Администрации МО адрес, выразившееся в неустановлении границ адрес кладбища, расположенного по адрес, незаконным. А также обязать Администрацию муниципального образования адрес установить границы адрес кладбища, расположенного по адрес, с учетом санитарно-защитной зоны, подготовив и оформив требуемую законом землеустроительную документацию, изготовив кадастровый план земельного участка, занимаемого адрес кладбищем, в срок до 00.00.0000 г.
При установлении вышеуказанного срока суд исходит из характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Дагаевой А.Т., Финогенова Н.Н., Романова Л.Н. удовлетворить.
Признать бездействие Администрации МО адрес, выразившееся в неустановлении границ адрес кладбища, расположенного по адрес, незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования адрес установить границы адрес кладбища, расположенного по адрес, с учетом санитарно-защитной зоны, подготовив и оформив требуемую законом землеустроительную документацию, изготовив кадастровый план земельного участка, занимаемого адрес кладбищем, в срок до 00.00.0000 г.
Решение может быть обжаловано в адрес суд через адрес суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна.
Судья Е.И. Пономарева Решение вступило в законную силу 07 сентября 2010 года.