Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
00.00.0000 года адрес
адрес суд адрес в составе:
председательствующего Пономаревой Е.И.,
при секретаре Мымриной Н.С.,
с участием истицы Тимошенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тимошенко М.В. к ООО «Александрит» о расторжении договора бытового подряда, возмещении убытков, взыскании неустойки и компенсации морального вреда,
установил:
Тимошенко М.В. обратилась в суд с иском к ООО «Александрит» о расторжении договора бытового подряда, возмещении убытков, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что в 00.00.0000 г. она заключила с ООО «Александрит» договор бытового подряда на изготовление памятника из гранита, что подтверждается наряд-заказом №. Гарантийный срок на выполненную работу установлен не был. Срок исполнения договора по взаимной договоренности был установлен до 00.00.0000 г. В указанный срок работы выполнены не были, и только после ее неоднократных устных обращений 00.00.0000 г. ответчиком были привезены фундамент и плита памятника. Цветники отсутствовали, хотя в заказе они были оплачены.
В апреле 2009 г. она попыталась самостоятельно установить памятник, но обнаружила, что отверстия в плите памятника не совпадают с арматурой в фундаменте, на фотографии образовались темные пятна. Об этом она устно уведомила исполнителя заказа.
Пятна на фотографии ответчиком были устранены, и одновременно дана расписка об установлении памятника в срок до 00.00.0000 г. В конце ноября 2009 г. ответчиком была произведена установка памятника, но цветники по-прежнему не были изготовлены и установлены.
При очередном посещении могилы она обнаружила в плите памятника трещины. Арматура фундамента была деформирована (согнута). Она в очередной раз известила исполнителя заказа о недостатках, но ее неоднократные устные обращения по поводу устранения недостатков были проигнорированы ответчиком.
00.00.0000 г. она направила письменную претензию в ООО «Александрит» с отказом от исполнения договора бытового подряда и полного возмещения убытков, причиненных ей в связи с недостатками выполненной работы, в сумме 32 570 руб.
00.00.0000 г. претензия была вручена ответчику, но ответа на претензию она не получила, хотя в соответствии со ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» ее требование о возврате уплаченной за работу денежной суммы подлежало удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления. В связи с чем ответчик должен уплатить ей за каждый день просрочки нейстойку (пени), размер и порядок исчисления которой определяется в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», а именно в размере 3% цены выполненной работы.
Полагала, что отсчет даты исчисления неустойки следует вести с 00.00.0000 г., т.е. по истечении 10-и дней со дня получения ее претензии. На день подачи искового заявления просрочка составила 44 дня. Три процента от суммы выполнения работы составляют 977,10 руб., в связи с чем сумма неустойки составляет 42 992,40 руб.
Поскольку сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполненной работы или общей цены заказа, сумма неустойки должна составить 32570 руб.
Нарушая права потребителя, исполнитель работ причинил ей моральный вред, поскольку ей причинены нравственные страдания, которые связаны с унижением ее достоинства, пренебрежением к ее правам, как потребителя. Ответчик, отказывая в удовлетворении ее требований о возврате уплаченной суммы в добровольном порядке, продолжал нарушать ее права, как потребителя, и довел спор до судебного разбирательства, что еще более усугубляет ее нравственные страдания. Размер компенсации морального вреда она оценивает в 50 000 руб.
Просила расторгнуть договор бытового подряда на изготовление памятника из гранита, заключенный между нею и ООО «Александрит», взыскать с ООО «Александрит» убытки в сумме 32570 руб., взыскать с ООО «Александрит» неустойку в связи с просрочкой выполнения ее требования в размере 32570 руб. А также взыскать с ООО «Александрит» компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что в тексте искового заявления допущены некоторые неточности, а именно: 00.00.0000 г. вместе с фундаментом и плитой были привезены цветники, но они не подходили по размерам. Цветники были возвращены ответчику, который в расписке обязался установить памятник. Памятник был установлен в конце ноября 2009 г., но цветники не были переделаны и не были возвращены. Кроме того пояснила, что трещина в памятнике образовалась в месте стыка с арматурой, которая деформировалась. Трещина расколола памятник на две части.
Представитель ответчика ООО «Александрит» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ответчик получил исковое заявление Тимошенко М.В., что подтверждается почтовым уведомлением, был уведомлен о датах досудебной подготовки, но возражения на иск в суд не представил, документы, истребованные судом, не представил. Об уважительности причин неявки суду не сообщал.
В связи с изложенным суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
00.00.0000 г. между Тимошенко М.В. и ООО «Александрит» был заключен договор бытового подряда на изготовление памятника из гранита, плиты, цветников, что подтверждается наряд-заказом № от 00.00.0000 г., согласно отметкам в котором за работу истцом было оплачено 32 570 руб.
Как пояснила истица, срок исполнения договора по взаимной соглашению был установлен до 00.00.0000 г. В указанный срок работы выполнены не были, и только после ее неоднократных устных обращений 00.00.0000 г. ответчиком были привезены фундамент и плита памятника и цветники, которые не подходили по размерам.
В апреле 2009 г. она попыталась самостоятельно установить памятник, но обнаружила, что отверстия в плите памятника не совпадают с арматурой в фундаменте, на фотографии образовались темные пятна. Об этом, а также о несоответствии размера цветников, она устно уведомила исполнителя заказа, возвратив заказ.
Пятна на фотографии ответчиком были устранены, и одновременно дана расписка об установлении памятника в срок до 00.00.0000 г. В конце ноября 2009 г. ответчиком была произведена установка памятника, но цветники не были переделаны, не привезены и не установлены.
При очередном посещении могилы весной 2010 г. она обнаружила в плите памятника от места стыка с арматурой трещину, расколовшую памятник на две части. Арматура фундамента была деформирована (согнута). Она в очередной раз известила исполнителя заказа о недостатках, но ее неоднократные устные обращения по поводу устранения недостатков были проигнорированы ответчиком.
В связи с тем, что ею были обнаружены существенные недостатки выполненной работы, 00.00.0000 г. она направила письменную претензию в ООО «Александрит» с отказом от исполнения договора бытового подряда и полного возмещения убытков, причиненных ей в связи с недостатками выполненной работы, в сумме 32 570 руб.
00.00.0000 г. претензия была вручена ответчику, но ответа на претензию истица не получила.
Факт наличия обязательства ответчика по установке памятника в срок до 00.00.0000 г. и факт получения ответчиком претензии подтверждается распиской об установке памятника с печатью ООО «Александрит», копией претензии и почтовым уведомлением.
Учитывая характер возникших спорных правоотношений, при разрешении возникшего спора суд руководствуется положениями ГК РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с положениями ст.ст. 730, 721, 737 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.
В случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.
При невыполнении подрядчиком требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В соответствии со ст. 739 ГК РФ в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю в соответствии со статьями 503 - 505 настоящего Кодекса.
Кроме того, ст. 28 Закона РФ от 00.00.0000 г. № «О защите прав потребителей», предусмотрено, что если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе, в том числе назначить исполнителю новый срок, отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Согласно ст. 29 Закона РФ от 00.00.0000 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать, в том числе, отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.
На основании положений ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Как следует из наряд-заказа на изготовление памятника, срок окончания работ договором был не установлен. Из пояснений истицы следует, что такой срок по взаимной договоренности был установлен до 00.00.0000 г. До указанного срока договор бытового подряда не был исполнен ответчиком. Памятник был привезен заказчику 00.00.0000 г., но не установлен. Между тем, ввиду обнаружения заказчиком в апреле 2009 г. недостатков выполненных работ, о чем был извещен исполнитель, заказ был возвращен ответчику, который обязался своими силами установить памятник в срок до 00.00.0000 г. В конце ноября 2009 г. недостатки работ ответчиком были частично устранены, памятник был установлен, но недостатки работ по изготовлению цветников не были устранены. После установления ответчиком памятника, в апреле 2010 г. заказчиком работ было обнаружено, что плита памятника треснула в месте соединения плиты памятника с фундаментом, арматура фундамента погнулась, что, по мнению истицы, вызвано ненадлежащим выполнением ее заказа. На устные просьбы истца об устранении недостатков выполненных работ ответчик не отреагировал. Указанные недостатки истица полагала существенными, на что указывала в своей претензии, направленной в адрес ответчика, и полученной им 00.00.0000 г. Данная претензия оставлена ответчиком без ответа, требования потребителя в добровольном порядке не выполнены.
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты. Документы о том, установлен ли гарантийный срок (срок службы) в отношении памятника, изготовленного по заказу истца, а также о принятии заказчиком работ, ответчиком суду не представлены.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что судом были установлены факты нарушения сроков изготовления памятника, состоящего из плиты, подставки и цветников, выполнения работ ненадлежащего качества, неустранения недостатков выполненной работы, нарушения сроков удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной по договору суммы, требования истицы о расторжении договора бытового подряда и возвращении уплаченной по договору суммы в размере 32570 руб., о взыскании неустойки в размере 32570 руб. подлежат удовлетворению.
При определении размера неустойки суд соглашается с расчетом, приведенным истицей, поскольку он соответствует положениям ст.ст. 28, 31 Закона о «Защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 00.00.0000 г. № «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
На основании вышеизложенного требования Тимошенко М.В. о взыскании в ее пользу с ответчика компенсации морального вреда суд находит подлежащими удовлетворению. Однако, требование о взыскании в качестве компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб. суд находит завышенным.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает положения ст. 151, 1101 ГК и, принимая во внимание характер и степень нравственных страданий заявителя, а также требования разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 5000 руб.
Исходя из положений ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 154,20 руб.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.
Пункт 1 указанной статьи предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Ответственность продавца, как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.
Следовательно, размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом.
В силу ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 46 БК РФ за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного настоящим пунктом и пунктами 2 и 3 настоящей статьи, суммы штрафов подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
На основании изложенного с ООО «Александрит» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в доход государства в размере 35 070 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тимошенко М.В. удовлетворить частично.
Расторгнуть договор бытового подряда, заключенный между ООО «Александрит» и Тимошенко М.В.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Александрит», расположенного по адресу: адрес, в пользу Тимошенко М.В., 00.00.0000 года рождения, зарегистрированной по адресу: адрес, уплаченную по договору сумму в размере 32 570 рублей и неустойку в размере 32 570 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Александрит», расположенного по адресу: адрес, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2 154,20 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Александрит», расположенного по адресу: адрес, штраф в размере 35 070 рублей в доход бюджета муниципального образования адрес.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам адрес суда путем подачи кассационной жалобы в адрес суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна.
Судья Е.И.Пономарева