решение по гражданскому делу № 2-7/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

00.00.0000 года адрес

адрес суд адрес в составе:

председательствующего Пономаревой Е.И.,

при секретаре Мымриной Н.А.,

с участием истцов Голышева В.С., Егорова И.Н., Марочкиной Л.С., Чернятьевой Н.С.,

представителя истцов по доверенностям Чернятьева В.М.,

представителя ответчика администрации адрес по доверенности Коробковой А.В.,

представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений адрес по доверенности Печуриной Е.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Голышева А.С., Голышева В.С., Егорова И.Н., Марочкиной Л.С., Чернятьевой Н.С., Ярцевой Т.С. к Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании заключить договор, взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

установил:

Голышева А.С., Голышева В.С., Егорова И.Н., Марочкиной Л.С., Чернятьевой Н.С., Ярцевой Т.С. обратились в суд с иском к администрации Тульской области об обязании заключить договор, взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что они являются собственниками земельного участка площадью 166000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N по адресу: адрес

Они приняли решение продать земельный участок, в связи с чем в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» их представителем по доверенности Чернятьева В.М. 00.00.0000 г. было направлено в администрацию Тульской области извещение о предстоящей продаже земельного участка. В извещении были указаны местоположение, размер земельного участка и его кадастровый номер, а также цена земельного участка – 6 000 000 руб., и определен порядок расчетов между покупателем и продавцом.

Федеральным законом от 00.00.0000 г. NФЗ и адрес NЗТО устанавливается тридцатидневный срок со дня поступления извещения от продавца земельного участка для отказа адрес от покупки земельного участка либо для уведомления продавца в письменной форме о намерении приобрести продаваемый земельный участок.

В точном соответствии с вышеуказанными нормами представителем истцов было получено уведомление от 00.00.0000 г. Nч-2992 о том, что адрес, воспользовавшись предоставленным законодательством правом преимущественной покупки продаваемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, намерена приобрести вышеуказанный земельный участок на предлагаемых условиях.

Согласно уведомлению о намерении адрес приобрести земельный участок, такое решение администрация адрес приняла в соответствии с рекомендациями комиссии по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, состоявшейся 00.00.0000 г.

Этим уведомлением органами исполнительной власти адрес были запрошены заверенные копии правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов, которые необходимо было предоставить в срок до 00.00.0000 г. С соблюдением этого срока, а именно 00.00.0000 г., соответствующие заверенные копии документов были представлены в установленном порядке.

Однако никаких действий по заключению договора купли-продажи земельного участка и его оформлению в установленном порядке, а также произведению расчетов между покупателем и продавцом со стороны администрации адрес, которая согласно ст. адрес NЗТО выступает от имени адрес в отношениях, связанных с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предпринято не было.

Между тем, в соответствии со ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Кроме того, эта норма предусматривает обязанность стороны, уклоняющейся от заключения договора, возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Администрация Тульской области, воспользовавшись предоставленным Федеральным законом NФЗ преимущественным правом покупки земель сельскохозяйственного назначения, согласилась приобрести указанный земельный участок на условиях продавцов, изложенных в уведомлении о продаже земельного участка. Таким образом, в соответствии с вышеуказанным положением ст. 445 ГК РФ заключение договора для администрации адрес после направления уведомления о намерении купить земельный участок является обязательным в силу закона.

Как следует из переписки между представителем продавцов и органами исполнительной власти адрес (велась с января по апрель 2009 года) по вопросу оформления договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, Департаментом имущественных и земельных отношений адрес был подготовлен проект постановления администрации адрес о покупке указанного земельного участка, который длительное время находился на рассмотрении в органах исполнительной власти адрес, кроме того, губернатору адрес была направлена служебная записка по вопросам, связанным с приобретением вышеуказанного земельного участка.

Результатом такого длительного (более 10 месяцев со дня направления продавцами заверенных копий запрошенных документов) рассмотрения органами исполнительной власти адрес вопроса заключения договора купли­ продажи указанного земельного участка и оформления приобретения вышеуказанного земельного участка стало извещение от 00.00.0000 г. N об отказе администрации адрес от покупки этого земельного участка с кадастровым номером 71:09:01 09 01:0085. Одновременно в уведомлении от 00.00.0000 г. сообщено, что заявители имеют право продать земельный участок в течение года с момента поступления настоящего извещения по цене, не ниже указанной в извещении. При продаже земельного участка по цене, ниже заявленной или с изменением существенных условий договора, заявители обязаны направить в адрес администрации адрес новое извещение.

Однако уведомление об отказе администрации адрес от покупки земельного участка незаконно и нарушает права собственников указанного земельного участка. Отказ от покупки земельного участка подготовлен и направлен в адрес представителя продавцов с нарушением установленного законом срока (30 дней со дня поступления извещения продавца земельного участка о пред стоящей продаже земельного участка) - по истечении более чем 10 месяцев со дня поступления извещения о предстоящей продаже земельного участка.

Вместе с тем, незаконным и нарушающим права собственников земельного участка является также бездействие органов исполнительной власти адрес, заключающееся в затягивании вопроса заключения и оформления договора купли-продажи земельного участка, о намерении приобрести который органы исполнительной власти адрес уведомили продавцов 00.00.0000 г., а также в не проведении расчетов с ними, предусмотренных ст. 8 Федерального закона NФЗ (срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более, чем 90 дней).

Таким образом, органами исполнительной власти адрес были не только нарушены права собственников земельного участка, но и созданы препятствия к осуществлению собственниками земельного участка прав и свобод, т.к. у них имелась договоренность с потенциальным покупателем о заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, после соблюдения собственниками земельного участка установленной Федеральным законом NФЗ и адрес N 452-ЗТО процедуры уведомления администрации адрес о намерении продать земельный участок и получении соответствующего отказа от покупки, либо не уведомления о намерении адрес приобрести земельный участок.

Отказ от покупки земельного участка либо не уведомление продавца о намерении адрес приобрести земельный участок, согласно нормам вышеуказанных Федерального закона и адрес, предоставляют право продавцу земельного участка в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении.

Однако в результате получения представителем истцов уведомления органов исполнительной власти адрес о намерении приобрести указанный земельный участок по определенным в извещении условиям, он вынужден был разорвать существующую договоренность и отменить сделку с потенциальным покупателем.

Таким образом, в течение более 10 месяцев с момента получения уведомления о намерении адрес приобрести земельный участок и до ее отказа, собственники земельного участка не могли осуществить свое желание продать его и получить определенный в извещении доход, не могут они этого сделать и до настоящего времени по причине потери потенциального покупателя и отсутствия вновь желающих, что свидетельствует о создании органами исполнительной власти адрес препятствий для осуществления прав и свобод собственников земельного участка на продажу их земельного участка.

Наряду с этим ожидание оформления сделки-купли продажи земельного участка адресю, многочисленные попытки получения информации о ходе оформления договора купли продажи повлекли за собой нравственные страдания истцов, которые усугубляются еще и тем, что из-за невозможности продать земельный участок в течение 2-х лет по вине ответчика истцы лишены средств на строительство (восстановление) жилого дома, сгоревшего у них 00.00.0000 г., принадлежащего им на праве долевой собственности.

Все вышеперечисленное согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 00.00.0000г. N 10 (в редакции от 00.00.0000г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» говорит о нанесении истцам морального вреда.

Кроме того, столь длительные и безрезультатные попытки решения вопроса оформления договорных отношений между заявителем и органами исполнительной власти адрес повлекли за собой предусмотренные ст. 15 ГК РФ убытки, понесенные истцами в виде неполученных доходов, которые могли быть получены ими при обычных условиях гражданского оборота, если бы их право не было нарушено (упущенная выгода).

Просили суд обязать ответчика администрацию адрес в 30-дневный срок заключить договор купли-продажи с собственниками земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, расположенного по адресу адрес, общей площадью 166000 кв.м. и произвести с ними взаимный расчет в установленный в извещении срок (не позднее дня подписания договора купли-продажи земельного участка).

Обязать ответчика в 30-дневный срок возместить истцам убытки, причиненные уклонением от заключения договора, в сумме 1085000 рублей, оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами (неправомерное удержание суммы убытков) - 196204 рублей и компенсировать моральный вред, нанесенный истцам временным ограничением их прав, в сумме 180000 рублей.

Взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные истцами по оплате госпошлины.

Определением от 00.00.0000 г. к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент имущественных и земельных отношений адрес.

В судебное заседание истцы Голышева А.С. и Ярцевой Т.С. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Истцы Голышева В.С., Егорова И.Н., Марочкиной Л.С., Чернятьевой Н.С. поддержали заявленные требования.

Представитель истцов по доверенности Чернятьева В.М. поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить в полном объеме, указав, что направленное в его адрес письмо Департамента имущественных и земельных отношений, входящего в систему органов исполнительной власти адрес, об уведомлении о покупке земельного участка носит официальный уведомительный характер, предусмотренный законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». После чего у Департамента имущественных и земельных отношений и администрации адрес в силу закона появилась обязанность по дальнейшему оформлению сделки купли-продажи земельного участка и расчету с продавцами. Истцы не могли предполагать об отсутствии полномочий у вышеуказанного Департамента направлять такие уведомления. К тому же, копия такого уведомления была также направлена в регистрационный орган, осуществляющий регистрацию и контроль подобных сделок.

Ответчиками не представлены нормативные документы, в которых были бы регламентированы порядок и сроки рассмотрения извещения о продаже земельных участков, перечень необходимых для этого документов, порядок информирования продавцов о принятом решении. Поэтому представители ответчиков документально не доказали свои утверждения о ненадлежащем уведомлении Департаментом имущественных и земельных отношений истцов о покупке их земельного участка и отсутствии обязательства по заключению с истцами договора купли-продажи.

Постановление администрации о покупке земельного участка не является приложением к уведомлению о согласии на покупку земельного участка, а является документом следующего этапа оформления сделки. После его принятия покупатель вправе производить действия организационного и юридического характера, а также расчет с продавцом по сделке. Это следует из текста такого документа, где не указано на информирование продавца по этому поводу. То есть, постановление о покупке земельного участка – это документ для внутреннего пользования, который носит директивный и распорядительный, а не уведомительный характер.

Реальный порядок, установившийся при оформлении документов на покупку земельного участка в администрации адрес на протяжении нескольких последних лет означает, что уведомление Департамента имущественных и земельных отношений о согласии администрации адрес купить земельный участок истцов на их условиях и есть обязательство совершить сделку и произвести расчет с ними не позднее подписания основного договора купли-продажи, но не позднее 90 дней.

Отказ от покупки земельного участка от 00.00.0000 г. нельзя считать датой освобождения ответчика от выполнения ранее взятых на себя обязательств, поскольку этот отказ незаконен по срокам и в силу закона, сделан без должной мотивировки и без возмещения убытков ввиду потери потенциального покупателя.

Полагал, что деяния ответчика в сложившейся ситуации по отношению к истцам являются нанесением им вреда, ввиду неисполнения обязательств в силу закона.

Истцы перенесли нервное потрясение, душевную боль, почувствовали свою беспомощность перед властьимущими и бессилие каким-либо способом повлиять на ситуацию. Действия и бездействие ответчика связали по рукам и ногам все их инициативы, и главное, ограничили их в правах свободно распоряжаться земельным участком. Тем самым, лишили истцов возможности и средств воплотить в жизнь планы по восстановлению их сгоревшего дома, ради чего земельный участок и был выставлен на продажу.

Представитель ответчика администрации адрес по доверенности Коробковой А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку доводы истцов о том, что администрация адрес, воспользовавшись предоставленным Федеральным законом от 00.00.0000 г. N ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» преимущественным правом покупки земельного участка согласилась приобрести спорный земельный участок на условиях продавцов, изложенных в уведомлении о продаже земельного участка, в связи с чем в соответствии со ст. 445 ГК РФ обязана заключить с собственниками земельного участка договор купли-продажи, являются незаконными и необоснованными.

Ссылаясь на положения п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 445 ГК РФ, указывали, что Гражданским кодексом РФ случаев, при которых заключение администрацией адрес договора купли-продажи спорного земельного участка является обязательным, не установлено.

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки такого земельного участка.

Таким образом, Федеральным законом от 00.00.0000 г. NФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено право, а не обязанность субъекта Российской Федерации приобретать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, законом обязанность администрации адрес заключить договор купли-продажи спорного земельного участка не установлена.

Кроме того, в соответствии со ст. адрес от 00.00.0000 г. NЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в адрес» в отношениях, связанных с оборотом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, от имени адрес выступает администрация адрес.

адрес не принималось постановление о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:09:01 09 01:0085, расположенного по адресу: адрес общей площадью 166000 кв.м. То есть, администрация Тульской области не принимала на себя добровольного обязательства по заключению с истцами договора купли-продажи указанного земельного участка.

При таких обстоятельствах требования статьи 445 ГК РФ в данном гражданском деле применимы быть не могут.

Учитывая положения ст. 433, 434, 550 ГК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка такой способ заключения договора, как направление оферты одной из сторон и ее последующий акцепт другой стороной, неприменим.

Следовательно, уведомление, направленное в адрес продавцов земельного участка, о намерении его приобрести, не является предварительным договором купли-продажи земельного участка, поскольку в соответствии со ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен быть составлен в той же форме, что и основной договор, в данном случае – в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Администрацией Тульской области с продавцами спорного земельного участка какой-либо договор не составлялся и не подписывался, что еще раз свидетельствует о том, что администрацией Тульской области никогда не принималось на себя обязательство по заключению с истцами договора купли-продажи земельного участка, в связи с чем требования истцов о понуждении администрации Тульской области к заключению такого договора являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Более того, направленное в адрес продавцов земельного участка от имени Департамента имущественных и земельных отношений адрес уведомление от 00.00.0000 г. Nг-2992 о намерении адрес приобрести спорный земельный участок не является надлежащим уведомлением, поскольку в указанный период времени данный Департамент не был наделен правом на направление уведомления о намерении приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от имени администрации Тульской области.

Изложенное свидетельствует об отсутствии каких-либо незаконных действий администрации Тульской области в отношении истцов, а также правовых оснований для понуждения администрации Тульской области к заключению с истцами договора купли-продажи спорного земельного участка, об обязании администрации Тульской области возместить убытки, причиненные уклонением от заключения договора в размере 1085000, оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 196204 руб., компенсировать моральный вред в размере 180000 руб.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений адрес по доверенности Печуриной Е.Ф. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку в отношении спорного земельного участка администрацией Тульской области никаких распорядительных актов не принималось, следовательно, администрация Тульской области не принимала на себя никаких добровольных обязательств по заключению с истцами договора купли-продажи земельного участка.

Письмо Департамента имущественных и земельных отношений адрес от 00.00.0000 г. Nг-2992 о намерении адрес приобрести спорный земельный участок является не уведомлением истцов о намерении адрес приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а одним из служебных материалов по рассмотрению извещений собственников о продаже земельных участков и относится к разряду служебных записок на имя губернатора адрес, направляемых также в адрес заявителей на основании рекомендаций комиссии по рассмотрению извещений.

Заседание такой комиссии состоялось 00.00.0000 адрес основании рекомендаций этой комиссии департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области был подготовлен проект постановления администрации адрес, который в дальнейшем администрацией Тульской области согласован не был, губернатору адрес для подписания не направлялся.

Таким образом, администрацией Тульской области не было принято решение о приобретении спорного земельного участка в собственность адрес. Проект ненормативного документа также не мог обязать администрацию Тульской области заключить с истцами договор купли-продажи.

Обращала внимание, что письмом Департамента от 00.00.0000 г. NО представитель истцов Чернятьева В.М. был извещен об отказе администрации Тульской области от покупки спорного земельного участка. Однако, истцы, полагающие действия администрации адрес незаконными, никаким образом не оспорили данный отказ. Более того, с рассматриваемым исковым заявлением они обратились в суд только 00.00.0000 г., т.е. через 1,5 года после получения отказа.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 00.00.0000 г. N, на которое ссылаются истцы, именно на истцов возлагается обязанность доказать, какие нравственные или физические страдания перенесены ими.

Ссылка истцов на то, что они не продали земельный участок и понесли из-за этого денежные потери, не находится в причинно-следственной связи с отказом администрации от приобретения в собственность адрес земельного участка. У истцов имелось полтора года для реализации своего имущества.

Следовательно, истцами не доказан факт причинения им действиями администрации адрес морального вреда. Требование о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, в размере1085000 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 196204 руб. в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ является злоупотреблением права на судебную защиту.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками (по 1/6 доле в праве у каждого) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N площадью 166000 кв.м. по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство, о государственной регистрации права. До оформления 00.00.0000 г. наследственных прав истцом Егорова И.Н., одним из участников долевой собственности на указанный земельный участок являлась Егорова Г.С.

Собственниками земельного участка было принято решение о его продаже.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

Статьей адрес от 00.00.0000 N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в адрес" предусмотрено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения адрес имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Порядок направления извещений о намерении продать земельный участок и последствия отказа от покупки земельного участка либо ненаправления в письменной форме продавцу уведомления о намерении приобрести продаваемый земельный участок, закрепленные в Законе Тульской области "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в адрес" соответствуют положениям, установленным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Чернятьева В.М., действуя по доверенности от имени Чернятьевой Н.С., Голышева А.С., Егорова Г.С., Марочкиной Л.С., Голышева В.С., Ярцевой Т.С., 00.00.0000 г. обратился в администрацию Тульской области с извещением о намерении продать земельный участок с кадастровым номером N площадью 166000 кв.м., расположенный по адресу: адрес

00.00.0000 г. состоялось заседание Комиссии по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласно решению которой администрации Тульской области было рекомендовано выкупить вышеуказанный земельный участок.

Положением о комиссии по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 00.00.0000 г. N «О комиссии по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что комиссия по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти, организаций при рассмотрении извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Основными задачами Комиссии являются:

1) предварительное рассмотрение извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

2) подготовка для администрации Тульской области обоснованных предложений о целесообразности покупки (отказа от покупки) адрес земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами, которые подписывает председательствующий на заседании, и носят рекомендательный характер.

На основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 00.00.0000 г. N «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений адрес» в редакции, действовавшей до 00.00.0000 г., департамент имущественных и земельных отношений адрес (далее – Департамент) является органом исполнительной власти адрес, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности адрес, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами адрес, постановлениями губернатора и администрации Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти адрес.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, подготавливает предложения о покупке (либо отказе от покупки) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность области; ведет учет поступивших извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пп. 26, 27 п. 5).

00.00.0000 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области в адрес Чернятьева В.М., а также в адрес администрации Тульской области и Управления Федеральной регистрационной службы по адрес было направлено письмо за Nг-2992 о том, что в соответствии с рекомендациями комиссии по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, состоявшейся 00.00.0000 г., адрес намерена приобрести земельный участок с кадастровым номером N площадью 166000 кв.м., расположенный по адресу: адрес, на предлагаемых условиях. Кроме того, Чернятьева В.М. предложено представить заверенные копии документов, перечень которых приведен в данном письме.

00.00.0000 г. на данное письмо Чернятьева В.М. в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области были представлены копии документов, которые ему было предложено представить, а также дополнительно сообщено, что по вышеуказанному земельному участку проложен оптоволоконный кабель.

Проект постановления администрации о покупке вышеприведенного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения согласован не был.

Какого-либо документа, содержащего решение о приобретении спорного земельного участка, администрацией Тульской области, которая согласно ст. 2 Закона Тульской области от 00.00.0000 N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в адрес" в отношениях, связанных с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, выступает от имени адрес, в адрес представителя продавцов Чернятьева В.М. в установленный законом 30-дневный срок направлено не было.

Указанное обстоятельство в силу вышеприведенных положений Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Тульской области "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в адрес" давало продавцам право продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

Таким правом собственники спорного земельного участка не воспользовались, и 00.00.0000 г. их представитель обратился в администрацию Тульской области с заявлением о длительном нерассмотрении вопроса о покупке земельного участка. В связи с чем 00.00.0000 г. Чернятьева В.М. Департаментом по имущественным и земельным отношениям направлено письмо, из которого следует, что проект постановления администрации Тульской области о покупке земельного участка подготовлен и находится на рассмотрении в администрации Тульской области. На последующее обращение Чернятьева В.Н. в администрацию Тульской области он получил ответ из Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 00.00.0000 г. NО, который по поручению губернатора адрес сообщал, что администрация Тульской области отказывается от покупки спорного земельного участка.

Между тем, как было указано выше, неуведомление продавцов в установленный законом срок администрацией Тульской области о намерении приобрести продаваемый земельный участок не нарушало прав продавцов земельного участка, поскольку в силу приведенных положений закона не препятствовало осуществлению их намерения реализовать этот участок.

Доводы истцов и их представителя о том, что уведомление от 00.00.0000 г. Nг-2992, направленное в адрес Чернятьева В.В., носило официальный уведомительный характер, предусмотренный Федеральным законом от 00.00.0000 г. NФЗ, суд находит несостоятельными, поскольку правом направлять от имени администрации Тульской области в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения продавцам земельных участков уведомления в письменной форме о намерении адрес приобрести продаваемые земельные участки либо об отказе от покупки таких земельных участков Департамент имущественных и земельных отношений был наделен после принятия администрацией Тульской области постановления от 00.00.0000 г. N, которым п. 5 Постановления администрации Тульской области от 00.00.0000 N 34 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений адрес" внесены соответствующие дополнения.

Последующее направление по запросам Чернятьева В.М. Департаментом имущественных отношений писем в адрес представителя продавцов о подготовке проекта постановления администрации Тульской области о покупке земельного участка также не ограничивало права продавцов распорядиться земельным участком, поскольку такое право имелось у них в силу закона.

То обстоятельство, что рассмотрение администрацией Тульской области заявлений других продавцов имело место в срок, более 30 дней, не влияло на права истцов.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что у администрации Тульской области не возникало по основаниям, предусмотренным ст. 445 ГК РФ, перед продавцами земельного участка обязанности по заключению с ними договора купли-продажи спорного земельного участка, а действия и бездействие администрации Тульской области не ограничивали прав истцов и не повлекли причинения им убытков.

При таких обстоятельствах суд полагает все заявленные истцами требования не подлежащими удовлетворению.

К тому же, истцами не были представлены допустимые, достоверные и достаточные доказательства причинения им убытков. К числу таких доказательств представленная истцами расписка о получении Чернятьева В.М. от покупателя КАА (паспортные данные и место жительства которого не указаны) аванса в размере 180 000 рублей в счет предстоящей в августе 2008 г. сделки купли-продажи спорного земельного участка не может быть отнесена, поскольку предварительная договоренность о продаже земельного участка, в нарушение положений ст.ст. 429, 555 ГК РФ, не облечена в форму, соответствующую форме, установленной для основного договора, не содержит существенные условия основного договора купли-продажи недвижимости, в частности цену.

При вышеизложенных обстоятельствах оснований и для взыскания компенсации морального вреда с администрации Тульской области в пользу истцов не имеется.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, на основании ст. 98 ГПК РФ судебные расходы с ответчиков в пользу истцов взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 264, 265, 268 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований к Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании заключить договор, взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов Голышеву А.С., Голышеву В.С., Егорову И.Н., Марочкиной Л.С., Чернятьевой Н.С., Ярцевой Т.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам адрес суда путем подачи кассационной жалобы в адрес суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий