решение по гр. делу № 2-203/11 от 05.05.2011 г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

00.00.0000 года адрес

адрес суд адрес в составе:

председательствующего Пономаревой Е.И.,

при секретаре Мымриной Н.А.,

с участием помощника прокурора адрес Олениной Е.Г., представителя ответчика администрации муниципального образования адрес по доверенности Музыка Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования адрес об обязании решить вопрос по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях района с учетом потребности населения,

установил:

Прокурор адрес в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования адрес об обязании решить вопрос по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях района с учетом потребности населения.

            В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой адрес проведена проверка исполнения законодательства о дошкольном образовании.

            В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования адрес функционирует 12 муниципальных дошкольных образовательных учреждений с общим количеством 616 мест, заявленных в лицензионных документах.

            В настоящее момент наполняемость всех дошкольных образовательных учреждений района составляет 100%. Однако 142 человека остаются не обеспеченными местами, в связи с отсутствием последних.

            По состоянию на 00.00.0000 г. количество детей, не обеспеченных местами в детских садах, составляло 138. При этом, будучи осведомленной, о сложившейся ситуации в течение 00.00.0000 администрация муниципального образования адрес никаких мер по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях района не принимала.

            00.00.0000 г. прокурором адрес в адрес главы администрации муниципального образования адрес Мохова А.В. вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних по аналогичному факту применительно к ситуации, сложившейся в 00.00.0000. Тем не менее, объективно действенных мер в устранение выявленных нарушений законодательства администрацией муниципального образования не принято.

            Такое положение является недопустимым и нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории района, не имеющих возможность устроить своих детей в дошкольные образовательные учреждения.

             Просил обязать администрацию муниципального образования адрес решить вопрос по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях района с учетом потребности населения.

В судебном заседании помощник прокурора адрес Оленина Е.Г. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования адрес по доверенности Музыка Ю.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора адрес.    

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 27 ФЗ от 00.00.0000 г. N «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

            Прокуратурой адрес проведена проверка исполнения законодательства о дошкольном образовании, в ходе которой установлено, что наполняемость всех дошкольных образовательных учреждений района составляет 100%, однако 142 человека остаются не обеспеченными местами, в связи с отсутствием последних. По состоянию на 00.00.0000 г. количество детей, не обеспеченных местами в детских садах, составляло 138.

            В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ N от 00.00.0000 г. «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

            Согласно п. 3 ст. 2 Закона РФ от 140.07.1992 г. N «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

            В соответствии с ч. 3 ст. 5 вышеуказанного Закона государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии в пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном Законом. 

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципаль­ных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Консти­туции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов, - пра­во на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредст­венно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституцион­ного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошколь­ные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 00.00.0000 NП «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 00.00.0000 года NФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с жалобой главы адрес» установ­лено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бес­платное дошкольное образование в системной связи с конституционным принци­пом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не за­висящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоя­тельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получе­нии образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой госу­дарства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют, исходя из того, что естественное право и обязан­ность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Феде­рального закона от 00.00.0000 NФЗ «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти су6ъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям и общедос­тупного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Одной из основных задач Положения об организации предоставления об­щедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном образо­вании 3аокский район, утвержденного решением Собрания представителей муни­ципального образования адрес от 00.00.0000 N согласно п. «б» ч. 2.2 является сохранение действующих и развитие новых видов и типов дошкольных учреждений, особенно для детей с ограниченными возможностями в разви­тии.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования адрес об обязании решить вопрос по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребности населения, суд полагает подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить исковые требования прокурора адрес.

Обязать администрацию муниципального образования адрес решить вопрос по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребности населения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам адрес путем подачи кассационной жалобы в адрес суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий