РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
00.00.0000 года адрес
адрес суд адрес в составе:
председательствующего Пономаревой Е.И.,
при секретаре Королевой Е.В.,
с участием истца Бегинина О.А.,
представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Поляковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Бегинина О.А. к Государственному учреждению адрес «Управление социальной защиты населения адрес» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату,
установил:
Бегинин О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению адрес «Управление социальной защиты населения адрес» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером за выслугу лет с 00.00.0000 года и имеет удостоверение «Ветеран труда».
По мнению истца, он как ветеран труда в силу ст. ст. 3, 7 Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» (с изменениями, внесенными Законом адрес от 00.00.0000 NЗТО, вступившими в силу с 00.00.0000 г.) имеет право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки.
Однако в предоставлении этих мер органом социальной защиты ему было отказано.
В связи с этим истец просил обязать Государственное учреждение адрес «Управление социальной защиты населения адрес» назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату с момента обращения.
В судебном заседании истец Бегинин О.А. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения адрес «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Полякова И.А. в судебном заседании исковые требования Бегинина О.А. не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.
Представитель третьего лица - Департамента социального развития адрес в судебное не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд возражение на исковое заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения истца Бегинина О.А., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Поляковой И.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 00.00.0000 года NФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 00.00.0000 NФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 00.00.0000 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 00.00.0000 NФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 00.00.0000 года), а при изменении после 00.00.0000 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 00.00.0000 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 00.00.0000 года NФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда адрес Думой был принят Закон адрес от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 00.00.0000 года.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что он с 00.00.0000 является пенсионером Министерства обороны РФ за выслугу лет и имеет удостоверение «Ветеран труда» от 00.00.0000 года, а поэтому обладает правом как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем ему было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные Бегининым О.А. обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями его удостоверения Тульского облвоенкомата N л.д. 19) и удостоверения «Ветеран труда» от 00.00.0000 года л.д. 10).
Как следует из материалов дела, Бегинин О.А. в установленном порядке 00.00.0000 года обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот же день было принято ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес», но в удовлетворении данного требования истцу было отказано л.д. 7-8).
Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 00.00.0000 года, установлены статьей 3 названного выше Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО (в ред. Законов адрес от 00.00.0000 NЗТО, от 00.00.0000 NЗТО, от 00.00.0000 NЗТО).
Как следует из материалов дела, истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет.
Выплата указанной пенсии производится ему с 00.00.0000 в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 00.00.0000 года NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона адрес от 00.00.0000 года N «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Разрешая заявленные истцом требования в части наличия у него права на получение такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, суд приходит к следующему.
В силу статьи 7 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 00.00.0000 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 00.00.0000 года.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель адрес связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей адрес, утвержденным Постановлением администрации адрес от 00.00.0000 года N «О мерах по реализации Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 00.00.0000 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у него как у ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 00.00.0000 года, а поэтому его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 00.00.0000 года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей адрес, утвержденного Постановлением адрес от 00.00.0000 года N, подлежат удовлетворению.
Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, послужил тот факт, что Бегинин О.А. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон адрес предусматривает право на получение указанных льгот л.д. 8).
Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона адрес NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Несостоятельными суд считает и доводы ответчика о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. ст. 3, 7 Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан адрес», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 г. NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Так, статьей 4 Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.
В статье 2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах адрес и Объединенных Вооруженных Силах адрес, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.
Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.
Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом адрес «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона адрес, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ.
При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан адрес» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами адрес и иными нормативными правовыми актами адрес.
Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем адрес области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Бегинина О.А. о назначении ему с 00.00.0000 года ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН адрес».
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бегинина О.А. удовлетворить.
Признать за Бегининым О.А. как за ветераном труда право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Обязать Государственное учреждение адрес «Управление социальной защиты населения адрес» предоставить Бегинину О.А. как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с 00.00.0000 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам адрес суда путем подачи кассационной жалобы через адрес суд адрес Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий