РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
00.00.0000 года адрес
адрес суд адрес в составе
председательствующего Миллера В.Р.,
при секретаре Гореловой О.А.,
с участием истицы Багаевой Г.П.,
представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Лисаевой М.Б.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Багаевой Г.П. к Государственному учреждению адрес «Управление социальной защиты населения адрес» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату,
установил:
Багаева Г.П. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату как ветерану труда. В обоснование указала, что является ветераном труда, 00.00.0000 г. ей было выдано соответствующее удостоверение. 00.00.0000 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячных денежных выплат, как ветерану труда. 00.00.0000 г. ей было отказано в удовлетворении заявления. Считает данный отказ незаконным и просит суд обязать ответчика назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с 00.00.0000 г.
В судебном заседании истец Багаева Г.П. иск поддержала, просила его удовлетворить. Дополнительно указала, что в исковом заявлении ошибочно указана дата возникновения права на ежемесячные выплаты как 00.00.0000 г., данное право у нее возникло с момента подачи заявления ответчику, то есть с 00.00.0000 г.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Лисаева М.Б. в судебном заседании исковые требования Багаевой Г.П. не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что, не имея права на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. №493 ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», истица не имеет права на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 данного закона, поскольку правоотношения по предоставлению льгот согласно ст.22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции от 22.08.2004 г.) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области №493 ЗТО, и круг лиц имеющих право на меры социальной поддержки по ст.7 в совокупностью со ст. 3, этого закона должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст.22 Федерального закона «О ветеранах». В данном случае такого совпадения нет.
Представитель третьего лица Департамента социального развития адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав пояснения истца Багаевой Г.П., представителя ответчика по доверенности Лисаевой М.Б., исследовав доказательства, суд считает, что исковые требования Багаевой Г.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослалась на то, что она имеет удостоверение «Ветеран труда» от 00.00.0000 г., а поэтому обладает правом как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем ей было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные Багаевой Г.П. обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» от 00.00.0000 г. (л.д. 9).
Как следует из материалов дела, Багаева Г.П. в установленном порядке 00.00.0000 г. обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот же день было принято Отделом социальной защиты населения по адресу, но в удовлетворении данного требования истцу было отказано (л.д.10-11).
Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.
Как следует из положений ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у нее как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения 00.00.0000 г., а поэтому ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 00.00.0000 г. в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, не подлежат удовлетворению, а подлежат удовлетворению с 00.00.0000 г.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Багаевой Г.П. удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение адрес «Управление социальной защиты населения адрес» выплачивать Багаевой Г.П. ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с 00.00.0000 года, отказав в обязании производить выплаты с 00.00.0000 г.
Решение может быть обжаловано в адрес суд через адрес районный суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: