решение по гр. делу № 2-238/11 от 30.05.2011 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

00.00.0000 года адрес

адрес суд адрес в составе:

председательствующего Миллера В.Р.,

при секретаре Комкове С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Совы П.В. к Государственному учреждению адрес «Управление социальной защиты населения адрес», Департаменту социального развития адрес об обязании предоставить меры социальной поддержки,

установил:

Сова П.В. обратился в суд с иском о предоставлении мер социальной поддержки, указав, что с 00.00.0000 года является пенсионером МВД РФ на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей» и согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». Просит суд обязать ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» предоставить ему меры социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую, тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Ответчик ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» направило в суд возражения относительно заявленного иска, указав следующее.

Сова П.В. является пенсионером на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и получает пенсию за выслугу лет.

Статьей 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.

Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определены условия для предоставления прав и льгот лицам, имеющим звание «Ветеран труда», главным из которых является достижение возраста для назначения трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года NФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» и определил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-Ф3 подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Положения данной статьи являлись определяющими при разработке Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, закрепившего в своих основных положениях нормы Федерального закона «О ветеранах», в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющих звание «Ветеран труда».

В статье 3 данного закона подчеркивается, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.

В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств).

В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права - право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц - участников правоотношений остался прежним, что является существенным для рассмотрения заявленных требований.

Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъектный состав и объём правоотношений остались прежними (как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года).

Поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, как указывалось выше, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со статьей 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах». Права на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года) у Совы П.В. до 1 января 2005 года не было. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании Сова П.В. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Лисаева М.Б. в судебном заседании иск не признала и просила в удовлетворении заявленных требовании отказать по основаниям, указанным в возражениях.

Ответчик Департамент социального развития адрес о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Явку представителя не обеспечил. Возражения на иск суду не представил.

Согласно ст.167 ГПК РПФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, пришел к следующему.

В соответствии с удостоверением серия В 1305477 от 12 марта 2003 года Сова П.В. имеет право и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» как ветеран труда.

До внесения изменений 22 августа 2004 года в Федеральный закон РФ «О ветеранах» статья 22 указанного закона предусматривала в качестве мер социальной защиты ветеранов труда: бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (п.п. 6 в ред. Федерального закона от 06 мая 2003 № 52-ФЗ);

оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установлено органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

При этом предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение этого был принят 28 декабря 2004 года Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В статье 1 данного закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В силу ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки

по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Закона Тульской области от 31 октября 2006 года № 745-3TO);

2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ были обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Ранее действующим федеральным законодательством предоставление мер социальной защиты в виде льгот по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг также предусматривалось с учетом ограничений, а именно ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что положения ст. 1 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не подлежат применению без учета положений ст. 3 данного закона, и в данном случае, для предоставления вышеуказанных льгот, закон предусматривает обязательное условие - достижение возраста, отсутствие которого исключает предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой обшей площади жилых помещений, оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг.

Однако, как Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет для мужчин, в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан, и возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет согласно ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то есть он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», он является ветераном труда, а, следовательно, имеет право и на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.

В соответствии со ст. 8 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном администрацией Тульской области.

Судом установлено, что Сова П.В. 00.00.0000 года в установленном Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, порядке обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки. Данное заявление в этот же день было принято ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес». Одновременно с ним Сова П.В. предоставил копию паспорта, пенсионного удостоверения и удостоверения ветерана труда. Данные обстоятельства представителем ответчика по доверенности Лисаевой М.Б. в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд полагает незаконным отказ ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» в предоставлении Сове П.В. мер социальной поддержки, и считает требования истца в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание, что с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки истец обратился 00.00.0000 года, то в силу п. 17 указанного Положения суд считает, что такая социальная поддержка должна быть назначена Сове П.В. органами социальной защиты населения с 00.00.0000 года.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Совы П.В. удовлетворить.

Обязать ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» предоставить Сове П.В. меры социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50% коммунальных услуг - водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газа, электрической, тепловой энергии, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с 00.00.0000 года.

Решение может быть обжаловано в адрес суд через адрес суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: