РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 00.00.0000 года адрес области адрес суд адрес в составе: председательствующего Пономаревой Е.И., при секретаре Мымриной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Ларина Ю.А. к Государственному учреждению адрес «Управление социальной защиты населения адрес» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки, установил: Ларин Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению адрес «Управление социальной защиты населения адрес» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации за выслугу лет с 00.00.0000 года и имеет удостоверение «Ветеран труда». По мнению истца, он как ветеран труда в силу ст. ст. 3, 7 Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» (с изменениями, внесенными Законом адрес от 00.00.0000 NЗТО, вступившими в силу с 00.00.0000 г.) имеет право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки. Однако в предоставлении этих мер органом социальной защиты ему было отказано. В связи с этим истец просит: - признать незаконным отказ ГУ ТО «Управлении социальной защиты населения» в предоставлении мер социальной поддержки; - признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление; - обязать ответчика назначить ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги. В судебном заседании истец Ларин Ю.А. поддержал заявленные требования. Представитель ответчика – Государственного учреждения адрес «Управление социальной защиты населения адрес» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях, направленных в суд, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя это тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 00.00.0000 г. N «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется. Представитель третьего лица Департамент социального развития адрес в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Ларина Ю.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 00.00.0000 года NФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 00.00.0000 NФЗ). В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 00.00.0000 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 00.00.0000 NФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 00.00.0000 года), а при изменении после 00.00.0000 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 00.00.0000 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 00.00.0000 года NФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда адрес Думой был принят Закон Тульской области от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 00.00.0000 года. Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что он с 00.00.0000 года является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации за выслугу лет и имеет удостоверение «Ветеран труда» от 00.00.0000 года, а поэтому обладает правом как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, в чем ему было неправомерно отказано. Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные Лариным Ю.А. обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями его пенсионного удостоверения N от 00.00.0000 г. и удостоверения «Ветеран труда» от 00.00.0000 года л.д. 8). Как следует из материалов дела, Ларин Ю.А. в установленном порядке 00.00.0000 года обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, которое в этот же день было принято ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес», но в удовлетворении данного требования истцу было отказано. Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 00.00.0000 года, установлены статьей 3 названного выше Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО (в ред. Законов адрес от 00.00.0000 NЗТО, от 00.00.0000 NЗТО, от 00.00.0000 NЗТО). Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 00.00.0000 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством адрес. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; 2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Таким образом, согласно данной норме Закона адрес, право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии. По делу установлено, что истец является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации за выслугу лет. Выплата указанной пенсии производится ему с 00.00.0000 года в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 00.00.0000 года NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 00.00.0000 года N «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Лариным Ю.А..ода л.д. 1з при месте судебного заседания извещена надлежащим обраом Ю.А. о предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты подлежащими удовлетворению и признает за ним, как за ветераном труда, право на реализацию мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% за коммунальные услуги, предусмотренные Законом адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» от 00.00.0000 года NЗТО. В силу подпункта 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей адрес, утвержденного Постановлением администрации адрес от 00.00.0000г. N, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями адрес, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан. В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки. Согласно п.п.19 п.2 указанного Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление. Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за коммунальные услуги, послужил тот факт, что Ларин Ю.А. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот. Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона адрес NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Несостоятельными суд считает и доводы ответчика о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. ст. 3, 7 Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан адрес», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 г. NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Так, статьей 4 Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие. В статье 2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах адрес и Объединенных Вооруженных Силах адрес, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец. Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение. Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона от 00.00.0000 г. NФЗ. При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона адрес от 00.00.0000 года NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан адрес» и другими региональными нормативными правовыми актами. Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами адрес и иными нормативными правовыми актами адрес. Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем адрес и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Ларина Ю.А. о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление истцу подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН адрес». Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Ларина Ю.А. удовлетворить. Признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» в предоставлении мер социальной поддержки Ларину Ю.А.. Признать за Лариным Ю.А. как за ветераном труда право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных Законом адрес от 00.00.0000 г. NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес». Обязать Государственное учреждение адрес «Управление социальной защиты населения адрес» предоставить Ларину Ю.А. как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом адрес от 00.00.0000 г. NЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам адрес суда путем подачи кассационной жалобы через адрес суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий