решение по гражданскому делу № 2-441/11 от 26.09.2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

00.00.0000 года адрес

адрес суд адрес в составе:

председательствующего Миллера В.Р.,

при секретаре Комкове С.С.,

с участием помощника прокурора адрес Евдокимова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по ис­ковому заявлению прокурора адрес к администрации муниципального образования Ненашевское адрес о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

 

установил:

прокурор обратился в суд с иском к администрации МО Ненашевское о признании незаконным бездействия данной администрации, в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнического сооружения - плотины-водосброса, расположенного на пруду по адресу: адрес, и обязании администрации МО Ненашевское совершить действия, необходимые для постановки на учет в Росреестре данного гидротехнического сооружения. В обоснование указал, что прокуратурой адрес проведена проверка исполнения законодательства о сохранности муниципального имущества и безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой было установлено, что данной администрацией допущены существенные нарушения законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. Просит суд признать бездействие администрации, выразившееся в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет указанного гидротехнического сооружения, обязать данную администрацию совершить действия, необходимые для постановки на учет в адрес отделе управления Росреестра по адрес данного гидротехнического сооружения.

В судебном заседании прокурор Евдокимов А.А. иск поддержал.

Представитель ответчика администрации МО Ненашевское в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства на оформление плотин.

Представитель третьего лица Приокского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Киселев О.Ю. в судебном заседании иск прокурора поддержал, просил удовлетворить.

Согласно ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные до­казательства, суд приходит к следующему.

Рассматриваемое исковое заявление по­дано в суд в соответствии с правилами, установленны­ми ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Таким образом, гидротехнические сооружения - гидроузлы прудов (плотины-водосбросы) относятся к объектам недвижимого имущества, что подтверждается Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359 (Код № 12-4527324). 20 июня 2011 года в ходе проведенной проверки данного направления служебной деятельности с участием государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора было установлено, что на территории администрации МО Ненашевское имеется ГТС пруда у населенного пункта адрес. В состав ГТС входит: плотина грунтовая, проезжая по гребню, гребень плотины сработан колеей. Водосбросное сооружение шахтного типа, на котором отсутствует сорозагородительная решетка. Выходной оголовок водосбросного сооружения завален бревнами.

Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» возлагает обязанность по эксплуатации, ремонту, реконструкции, консервации, а также предупреждению аварий гидротехнических сооружений с правом собственности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Кроме того, относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным объектом, и на балансе ни у одной из организаций не состоит, о чем свидетельствует сообщение Росреестра по адрес. Таким образом, у сложного технического сооружения, разрушение которого способно причинить значительный материальный и экологический ущерб, в настоящее время отсутствует лицо, на которое возложена обязанность по его содержанию и ремонту, то есть в свете ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ  - собственник. Следовательно, отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения (далее ГТС) влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 данного Федерального закона обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Однако до настоящего времени администрацией МО Ненашевское не осуществлено никаких действий, направленных на разрешение данной ситуации.

Согласно ст. 50 названного закона в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Постановлению Правительства РФ №580 от 17.09.2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Однако, каких-либо мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение гидротехнического сооружения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери, а так же ликвидацию запаса воды. Бездействие администрации МО Ненашевское, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет гидротехнического сооружения, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.

При таких обстоятельствах полагаю, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора адрес удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Ненашевское адрес, выразившееся в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнического сооружения - плотины-водосброса, расположенной на пруду по адресу: адрес, незаконным и обязать совершить действия, необходимые для постановки на учет в адрес отделе управления Росреестра по адрес данного гидротехнического сооружения.

Решение может быть обжаловано в адрес суд через адрес район­ный суд адрес в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: