РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Никулиной Н.С., при секретаре Харыбиной Г.А., с участием помощника прокурора <адрес> Олениной Е.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий <адрес> о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности по ремонту дорожного полотна на <адрес>, у с т а н о в и л : прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования рабочий <адрес> о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности по ремонту дорожного полотна на <адрес>. Исковые требования мотивированы следующим. В ходе проверки прокуратуры района по исполнению законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог установлено, что ряд дорог <адрес> находится в ненадлежащем эксплуатационном состоянии. По <адрес>: от пересечения с <адрес> – продольные трещины дорожного полотна; в районе <адрес> – сплошная ямочность дорожного полотна (0,6 м х 0,08 м, глубина 8 см, обочина завышена), в районе пл. Ленина и здания администрации МО <адрес> ямочность дорожного полотна (от 0,6 м х 0,7 м, глубина 7 см, до 1,10 м х 0,9 м, глубина 8 см), в районе перекрестка <адрес> и <адрес> в месте прохождения теплотрассы отсутствует дорожное покрытие по всей ширине дорожного полотна на протяжении 1,0 м дороги; возле <адрес> обочина занижена, сплошная ямочность (от 0,30 м х 0,50 м, глубина 7 см до 0,70 м х 1,0 м, глубина 10 см, износ дорожного покрытия 50%). Этим нарушено требование ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов и сельских населенных пунктов». Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Указанные нарушения влекут создание аварийных ситуаций на дорогах, чем нарушаются права неопределенного круга лиц – жителей <адрес>. В соответствие с п. 2 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дорога. Дорожная деятельность относится к вопросам местного значения поселения в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд признать незаконным бездействия администрации и возложении обязанности по ремонту дорожного полотна на <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Оленина Е.Г. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Ответчик – администрация рабочего поселка <адрес> извещена о времени и месте судебного заседания, представитель администрации в суд не явился, заместитель главы МО направила в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации, указав на согласие с исковыми требованиями прокурора. Выслушав прокурора Оленину Е.Г., исследовав представленные доказательства, суд установил следующее. Актом проверки по результатам обследования автомобильных дорог муниципального образования рабочий <адрес> на вопрос соответствия требованиям ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> Бежановым А.В., госинспектором Дорназора ОГИБДД МО МВД РФ «Ясногорский» САВ и директором Заокского участка Ленинского ДРСФ ГУ ТО Тулаавтодор АДА установлено следующее. По <адрес>: от пересечения с <адрес> до <адрес> – продольные трещины дорожного полотна; в районе <адрес> – сплошная ямочность дорожного полотна (0,6 м х 0,08 м, глубина 8 см, обочина завышена), в районе пл. Ленина и здания администрации МО <адрес> ямочность дорожного полотна (от 0,6 м х 0,7 м, глубина 7 см, до 1,10 м х 0,9 м, глубина 8 см), в районе перекрестка <адрес> и <адрес> в месте прохождения теплотрассы отсутствует дорожное покрытие по всей ширине дорожного полотна на протяжении 1,0 м дороги; возле <адрес> обочина занижена, сплошная ямочность (от 0,30 м х 0,50 м, глубина 7 см до 0,70 м х 1,0 м, глубина 10 см, износ дорожного покрытия 50%). Факт повреждения дорожного полотна подтвержден так же фотографиями участка дороги по <адрес>. Поскольку ответчик в соответствие со ст. 56, ст. 57 ГПК РФ не представил возражений относительно указанных прокурором обстоятельств в части нарушения дорожного полотна и степени износа дорожного покрытия, суд считает их установленными. Постановлением главы администрации МО рабочий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень дорог, расположенных на территории муниципального образования рабочий <адрес>, куда включена <адрес>. Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.п. 1, 5, 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; В п. 5 ст. 7 устава муниципального образования рабочий <адрес> (в редакции решения Собрания депутатов муниципального образования рабочий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения муниципального образования. В ходе судебного разбирательства установлено, что администрация муниципального образования рабочий <адрес> в нарушение вышеуказанных норм уклоняется от выполнения предусмотренной в уставе обязанности по ремонту дорожного покрытия по <адрес>: от пересечения с <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>, в районе пл. Ленина и здания администрации МО <адрес>, в районе перекрестка <адрес> и <адрес>, в месте прохождения теплотрассы. Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). В соответствие со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий <адрес> о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности по ремонту дорожного полотна на <адрес>, удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования рабочий <адрес>, выразившееся в непроведении ремонта дорожного полотна по <адрес>, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> принять меры к производству ремонта дорожного полотна по <адрес> <адрес>. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд путем подачи апелляционной жалобы в <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: (подпись) Н.С. Никулина Копия верна: судья Н.С Никулина