Решение по гражданскому делу №2-209/12



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

00.00.0000 <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Пономаревой Е.И.

при секретаре Мымриной Н.А.,

с участием заместителя прокурора <адрес> Бирюков Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к определенным действиям,

установил:

прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к определенным действиям, указав следующее.

<адрес> проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего использование муниципального имущества на территории МО <адрес>.

Установлено, что в границах муниципального образования <адрес> расположены автомобильные дороги общего пользования и внутрипоселочные дороги в поселке <адрес>, селе <адрес>, деревне <адрес>, деревне <адрес>, поселке <адрес>.

Право собственности на эти дороги не зарегистрировано, они не имеют собственника балансодержателя, эксплуатирующей организации, т.е. являются бесхозяйными.

В нарушение законодательства администрацией не приняты меры по признанию права муниципальной собственности на указанные дороги, поэтому они надлежащим образом не обслуживаются. Бездействие администрации приводит к ненадлежащему содержанию дорожного покрытия, ухудшению аварийной ситуации на дорогах и невозможности определения должностных лиц, ответственных за содержание и обслуживание дорог, а также существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО <адрес>.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории МО <адрес>, а именно: в поселке <адрес>, селе <адрес>, деревне <адрес>, деревне <адрес>, поселке <адрес>; внутрипоселочных дорог в этих населенных пунктах и обязать принять меры по государственной регистрации прав на данные автомобильные дороги общего пользования и внутрипоселочные дороги.

В судебном заседании заместитель прокурора Бирюков Д.В. иск поддержал. Пояснил, что прокурор заявил требования в отношении автомобильных дорог местного значения общего пользования, расположенных в границах указанных населенных пунктов.

Представитель ответчика по доверенности ПКИ в судебном заседании иск признал, пояснил, что права на объекты недвижимого имущества - автомобильные дороги местного значения, расположенные в <адрес> в ЕГРПНИ не зарегистрированы в связи с отсутствием денежных средств.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ от 00.00.0000 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 названного Федерального закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Также, согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ от 00.00.0000 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно приложению к <адрес> от 00.00.0000 «О переименовании муниципального образования <адрес>, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории <адрес>» <адрес> входят в состав МО <адрес>.

Таким образом, <адрес> входят в состав МО <адрес>, поэтому в силу приведенных норм автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования, расположенные в границах данных населенный пунктов, отнесены к собственности ответчика.

Права на объекты недвижимого имущества - автомобильные дороги местного значения, расположенные в <адрес> в ЕГРПНИ не зарегистрированы, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по <адрес> от 00.00.0000, 00.00.0000 и сообщением администрации МО <адрес> от 00.00.0000 .

Судом установлено, что автомобильные дороги местного значения в границах указанных населенных пунктов не имеют собственников, являются бесхозяйными, но в силу закона подлежат включению в муниципальную собственность МО <адрес>.

Согласно п.п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 , на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ (п.4). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В силу положений ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

На основании п. 6 ст. 3 и ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных доро<адрес> и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Отсутствие собственника у данных дорог препятствует ненадлежащему содержанию дорожного покрытия, что влечет опасность возникновения аварийной ситуации на дорогах и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории этого муниципального образования.

Указанные дороги вопреки приведенным нормам до настоящего времени не приняты в муниципальную собственность и не поставлены на баланс в связи с незаконным бездействием ответчика. Отсутствие дорог в собственности ответчика препятствует выделению денежных средства для осуществления дорожной деятельности, внесению расходов на эту деятельность в бюджет ответчика, препятствует эффективному контролю этой деятельности соответствующими органами и общественностью.

По изложенным основаниям суд полагает заявленные прокурором <адрес> требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО <адрес> по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов – <адрес>, <адрес> <адрес> и обязать администрацию МО <адрес> принять меры по государственной регистрации своего права на данные дороги.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления в <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: