Решение от 05.07.2012 г. по гражданскому делу № 2-217/12 по исковому заявлению прокурора Заокского района к администрации МО Заокский район о признании недействительным постановления.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> суд <адрес> в составе:

председательствующего Миллера В.Р.,

при секретаре Борзых З.В.,

с участием прокурора Олениной Е.Г.,

представителя ответчика администрации МО Заокский район Карповой Е.Н.,

представителей третьего лица ООО «ТБН Эстэйт»- Кузнецова С.Н., Шемякиной Т.М.,

представителя третьего лица Семенова И.В. - Макеева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ис­ковому заявлению прокурора Заокского района к администрации МО Заокский район о признании недействительным постановления,

установил:

прокурор обратился в суд с иском к администрации МО Заокский район <адрес> о признании недействительным постановления. В обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при изменении вида разрешенного использования земельного участка. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО Заокский район вынесено постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», которым вид разрешенного использования земельного участка К категории земли сельскохозяйственного назначения установлен «для дачного строительства», без изменения категории земель. Ранее участок имел вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства». Как установлено в ходе проверки, данное постановление не соответствует положениям п.8 ч.1 ст.1, п.2 ст.7, ч.2 ст.77, ч.1 ст.78 ЗК РФ, п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п.1 ч.6 ст.30, ч.6 ст.36, ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ. Указанный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Соответственно, градостроительный регламент для такого земельного участка не устанавливается. Изменение вида разрешенного использования данного земельного участка без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий невозможно. Политика государства направлена на обеспечение экологического равновесия и охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия. Одной из основных целей государственной аграрной политики в соответствии с п.3 ч.2 ст.5 Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. В соответствии с ч.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Просит суд признать постановление администрации МО Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» недействительным.

Прокурор Оленина Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Возражала против прекращения дела в связи с неподведомственностью суду общей юрисдикции и применением срока исковой давности, поскольку данный спор ввиду принадлежности спорного участка физическому лицу подведомственен суду общей юрисдикции, а срок исковой давности не пропущен, поскольку оспариваемое постановление поступило в прокуратуру не ранее ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика администрации МО Заокский район по доверенности Карпова Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска прокурора, просила дело производством прекратить ввиду его подведомственности не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду. В обоснование сослалась на то, что оспариваемое постановление не является нормативным актом. Настаивала на том, что оспариваемое постановление вынесено главой администрации согласно имеющимся полномочиям. Указала на отсутствие доказательств отнесения спорного земельного участка к сельскохозяйственный угодьям. Пояснила, что постановления выносимые главой администрации МО Заокский район, направляются прокурору Заокского района 29 числа каждого месяца. Спорное постановление также было направлено прокурору не ранее ДД.ММ.ГГГГ

Представители третьего лица ООО «ТБН Эстэйт» генеральный директор Кузнецов С.Н. и по доверенности Шемякина Т.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили дело производством прекратить. В обоснование сослались на то, что, обращаясь в суд, прокурор не указал, чем спорное постановление нарушило права РФ. Кроме того, данный спор подведомственен не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду, поскольку оспариваемое постановление не является нормативным актом. Указали на то, что доводы прокурора о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка без смены его категории сводятся к неправильному толкованию норм материального права.

Представитель третьего лица Семенова И.В. по доверенности Макеев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. В обоснование указал, что позиция прокурора о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка без изменения категории земель - для сельскохозяйственных угодий противоречит законодательству. Кроме того, просил применить срок исковой давности.

Третье лицо Семенов И.В. в судебное заседание не явился. О слушании дела был извещен. О причине неявки суд не известил, об отложении заседания не просил.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел де­ло в от­сутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные до­казательства, суд пришел к следующему.

В силу положений подп. 1-3 п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ, принципами земельного законодательства являются: 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

Прокурор, обнаружив нарушение законодательства, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а потому заявления об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд являются необоснованными.

На основании подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п.4 ч.1 ст.8 ЗК РФ перевод категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

В ч. 2 ст. 7 ЗК РФ закреплено положение об использовании земли в соответствии с ее целевым назначением. Правовой режим земельного участка определяется, исходя из его принадлежности к категории земель и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территории.

Исходя из ст. 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.

Земли сельскохозяйственного назначения на основании ч. 1 ст. 78 ЗК РФ следует использовать для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Из указанного выше можно сделать вывод, что сельскохозяйственные угодья должны использоваться исключительно для выращивания сельскохозяйственных культур, т.е. быть задействованы в сельском хозяйстве, как средство производства.

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" закреплено понятие сельскохозяйственного производства: "...под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке, соответственно, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг". Критерием использования сельскохозяйственных угодий является их вовлеченность в деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на котором обосновывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.

Постановлением Главы администрации МО Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», на основании заявления генерального директора ООО «ТБН Эстэйт», материалов публичных слушаний (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) по изменению вида разрешенного использования земельного участка и приложенных документов, рекомендаций Комиссии администрации МО Заокский район по проведению и организации публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности и по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки по установлению публичных сервитутов от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с К с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» без изменения категории земель.

Согласно выписке из ЕГРПНИ от ДД.ММ.ГГГГ права на земельный участок К площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства, дачного строительства по адресу: <адрес>, зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ за Семеновым И.В.

Как установлено судом и следует из представленных документов, указанный земельный участок Семенов И.В. приобрел по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «ТБН Эстэйт». Это Общество приобрело указанный участок, по договорам купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ у физических лиц А.А.Х. и К.В.П., которые приобрели право общей долевой собственности, по 1/2 доле каждый, на участок на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Х.В.А.

Х.В.А. приобрел данный земельный участок на основании договоров купли- продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, заключенных: ДД.ММ.ГГГГ с К.К.И.; ДД.ММ.ГГГГ с Б.В.А.; ДД.ММ.ГГГГ с Т.Н.В.; ДД.ММ.ГГГГ со С.Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ с И.В.С., и Решения о выделении земельного участка в счет земельных долей (долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения) от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данным договорам, Х.В.А. приобрел у К.К.И., Б.В.А., Т.Н.В., С.Г.Н., И.В.С. по 1/399 доле, а всего 5/399 долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный: <адрес>. Данные земельные доли принадлежат продавцам на праве собственности на основании Постановления главы администрации Заокского района от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей (паев) КДП «<данные изъяты>», которым постановлено: «Выдать Свидетельства собственникам земельных долей (паев) коллективного долевого предприятия «<данные изъяты>» Заокского района <адрес> согласно Приложению к Государственному акту , выданному КДП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ Площадь земельной доли (пая) составляет в КДП «<данные изъяты>» <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га- пашня, <данные изъяты> га- пастбища, <данные изъяты> га- сенокос.

Из Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей следует, что он выдан КДП «<данные изъяты>» в том, что ему передано для сельскохозяйственного производства <данные изъяты> га земли, в том числе в собственность бесплатно <данные изъяты> га, в бессрочное постоянное пользование <данные изъяты> га.

В соответствии с прилагаемой к акту экспликацией земель, предоставляемых КДП «<данные изъяты>»: а) передаваемые в собственность <данные изъяты> га являются сельскохозяйственными угодьями, из которых пашни- <данные изъяты> га, залежи- <данные изъяты> га, сенокосы- <данные изъяты> га, пастбища- <данные изъяты> га; б) передаваемые в постоянное бессрочное пользование <данные изъяты> га являются: <данные изъяты> га - сельскохозяйственными угодьями, из них <данные изъяты> га- пашни; <данные изъяты> га- леса и кустарники; <данные изъяты> га- под водой; <данные изъяты> га- другие земли.

Как установлено судом, земельный участок К расположен на землях, являющихся пашнями, сенокосами и пастбищами. Исходя из приведенных норм, данные земли отнесены к сельскохозяйственным угодьям. Это так же прямо указано в вышеприведенной экспликации земель, представляемых КДП «<данные изъяты>».

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что земельный участок К расположен на землях, являющихся сельскохозяйственными угодьями.

Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков в настоящее время регулируется п. 2 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

В силу прямого указания п. 2 ст. 81 ЗК РФ при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан".

Данным Федеральным законом от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ предусмотрено обязательное предварительное зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

В силу ст. 1 того же Федерального закона законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.

Вместе с тем, из содержания п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.

Учитывая, что дачные земельные участки предназначаются, в том числе, для возведения жилых домов, что требует изменения категории земельного участка, отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием "дачное строительство" по процедуре, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона.

При таких обстоятельствах, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного земельного участка, других обстоятельств, оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.

Рассматривая вопрос о подведомственности данного дела, суд учитывая то, что собственником земельного участка К в настоящее время является физическое лицо Семенов И.В., и при отсутствии данных о том, что затронуты права и законные интересы последнего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, анализируя положения ч.2 ст.27, п.2 ч.1 ст.29, ч.1 ст.197 АПК РФ и ст.22 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что данное дело подведомственно суду общей юрисдикции

Что касается вопроса о применении срока исковой давности, то в судебном заседании установлено, что прокурор получил оспариваемое постановление не ранее ДД.ММ.ГГГГ, а в суд с иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, а потому срок исковой давности, установленный ст.256 ГПК РФ, прокурором не был пропущен.

Ссылку представителя третьего лица Семенова И.В. по доверенности Макеева В.В. на письма Министерства экономического развития РФ от 08.04.2010 г. №Д23-1219 и от 08.06.2010 г. №Д23-2068, устанавливающие, по его мнению, иной порядок изменения категории указанных земель, суд признает несостоятельной, поскольку данные письма не имеют нормативного значения и не являются официальным толкованием закона, из которого усматривается, что разрешенное использование сельскохозяйственных угодий может быть изменено только после перевода участка в другую категорию земель в порядке, определенном Законом о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Рассмотрев дело в пределах заявленных требований, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к вы­воду о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку судом было установлено, что земельный участок К расположен на землях сельскохозяйственных угодий, и глава администрации МО Заокский район был не вправе изменить своим постановлением его вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «дачного строительства», а потому спорное постановление подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Заокского района удовлетворить.

Признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования Заокский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд путем подачи апелляционной жалобы в <адрес> суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: