Решение по гр. делу 2-114/11 от 28.03.2011 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

00.00.0000 года адрес области

адрес суд адрес в составе:

председательствующего Жувагиной Н.М.,

при секретаре Комкове С.С.,

с участием истца Федорина В.С.,

представителя ответчика - Государственного Учреждения адрес области «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Лисаевой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Федорина В.С. к ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес», третье лицо Департамент социального развития адрес, о предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

Федорин В.С. обратился в суд с иском к ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» о предоставлении мер социальной поддержки, указав, что являясь пенсионером органов внутренних дел на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей» от 00.00.0000 года №, и согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 00.00.0000 года №ФЗ имеет удостоверение «Ветеран труда», в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки в предоставлении которых ему отказано.

Федорин В.С. просит обязать ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» предоставить ему меры социальной поддержки по оплате в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством адрес 00.00.0000 года, и по оплате в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ с 00.00.0000 года; назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату с 00.00.0000 года.

В судебном заседании истец Федорин В.С. свои исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Ответчик - ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» направило в суд возражения относительно заявленного иска, указав следующее.

Федорин В.С. является пенсионером на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 00.00.0000 года № и получает пенсию за выслугу лет.

Статьей 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 00.00.0000 года №ФЗ определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.

Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» от 00.00.0000 года №ФЗ определены условия для предоставления прав и льгот лицам, имеющим звание «Ветеран труда», главным из которых является достижение возраста для назначения трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 00.00.0000 года №ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Федеральный закон от 00.00.0000 года №ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» и определил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 00.00.0000 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Федерального закона от 00.00.0000 года №Ф3 подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Положения данной статьи являлись определяющими при разработке Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» от 00.00.0000 года №ЗТО, закрепившего в своих основных положениях нормы Федерального закона «О ветеранах», в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющих звание «Ветеран труда».

В статье 3 данного закона подчеркивается, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 00.00.0000 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Поэтому определённые законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.

В соответствии со статьёй 7 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией адрес, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

В исковом заявлении Федорин В.С. просит признать его право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) на основании Закона адрес «О

мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес». В результате изменений, внесённых в действующее законодательство Федеральным законом №ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств).

В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что

возникла трансформация права - право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц - участников правоотношений остался прежним, что является существенным для рассмотрения заявленных требований.

Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 00.00.0000 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», в связи с чем субъектный состав и объём правоотношений остались прежними (как до 00.00.0000 года, так и после 00.00.0000 года).

Одна из мер социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Но нельзя руководствоваться статьёй 7 без учета статьи 3 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, как указывалось выше, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со статьёй 3 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах». Права на льготы по статье

22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 00.00.0000 года) у Федорина В.С. до 00.00.0000 года не было. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» по доверенности Лисаева М.Б. в судебном заседании, иск не признала и просила в удовлетворении заявленных требовании отказать по основаниям, указанным в возражениях.

Третье лицо, Департамент социального развития адрес, явку представителя в суд не обеспечили, адресовав суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и направив аналогичные возражения относительно заявленного иска.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд, с учётом требований ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица и пришел к следующему.

В соответствии с удостоверением серия Т-II № от 00.00.0000 года Федорин В.С. имеет право и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», как ветеран труда.

До внесения изменений, 00.00.0000 года, в Федеральный закон РФ «О ветеранах», статья 22 указанного закона предусматривала в качестве мер социальной защиты ветеранов труда: бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (п.п. 6 в ред. Федерального закона от 00.00.0000 №52-ФЗ);

оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установлено органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

При этом предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона №122-ФЗ от 00.00.0000 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение этого, 00.00.0000 года был принят адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес».

В статье 1 данного закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 00.00.0000 года.

В силу ст. 3 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 00.00.0000 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством адрес. Меры социальной поддержки

по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Закона адрес от 00.00.0000 года №TO);

2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Федеральным законом №122-ФЗ от 00.00.0000 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ были обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Ранее действующим федеральным законодательством, предоставление мер социальной защиты в виде льгот по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг также предусматривалось с учетом ограничений, а именно ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что положения ст. 1 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» не подлежат применению без учета положений ст. 3 данного закона, и только в данном случае, для предоставления вышеуказанных льгот, закон предусматривает обязательное условие - достижение возраста, отсутствие которого исключает предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой обшей площади жилых помещений, оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг.

Вместе с тем, статьей 7 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», в качестве мер социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 00.00.0000 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 00.00.0000 года.

Статья 3 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» предусматривает ограничения (достижение возраста) по предоставлению льгот по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг. Указаний о том, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки, закон не содержит.

Кроме того, как Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 00.00.0000 года №ФЗ, так и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» №ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет для мужчин в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан и возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 00.00.0000 года №, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы, выслуги на военной и (или) правоохранительной, 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона от 00.00.0000 года №ФЗ, в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни, в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то есть он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 года № «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и он является ветераном труда, следовательно, имеет право и на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.7 Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» от 00.00.0000 года №.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей адрес, утвержденным Постановлением от 00.00.0000 года № «О мерах по реализации Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес» право на ежемесячную денежную выплату, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 00.00.0000 года. При этом, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В силу п. 4 указанного порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства. К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина; копия удостоверения (свидетельства установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Федорин В.С. 00.00.0000 года, в установленном порядке, обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. Данное заявление, в этот же день было принято ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес». Одновременно с заявлением, Федорин В.С. предоставил копию паспорта, пенсионного удостоверения и удостоверения ветерана труда. Данные обстоятельства представителем ответчика по доверенности Лисаевой М.Б. в ходе судебного разбирательства по делу, не оспаривались.

Учитывая, что Федориным В.С., заявление о предоставлении мер социальной поддержки в орган социального развития по месту жительства в установленном порядке было подано, суд отказ ГУ адрес «Управление социальной защиты населения адрес» в предоставлении Федорину В.С. мер социальной поддержки, признаёт незаконным, а требования истца подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание, что с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки истец обратился 00.00.0000 года, в силу п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей адрес, утвержденного Постановлением от 00.00.0000 года № «О мерах по реализации Закона адрес «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей адрес», суд считает, что такая социальная поддержка должна быть назначена Федорину В.С. органами социальной защиты населения с 00.00.0000 года.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Федорина В.С. удовлетворить.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения адрес» предоставить Федорину В.С. меры социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50% коммунальных услуг - водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых отходов, по оплате газа и электроэнергии, отопления, установленных органами местного самоуправления.

Обязать ГУ адрес «Управление социальной защиты население адрес» назначить и выплачивать Федорину В.С. ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с 00.00.0000 года.

Решение может быть обжаловано в адрес суд через адрес суд адрес в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.М. Жувагина