Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Никулиной Н.С., при секретаре Харыбиной Г.А., с участием помощника <адрес> природоохранного прокурора Миронова А.А., представителя ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности Старостиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску <адрес> природоохранного прокурора к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия в виде неорганизации водоснабжения и возложении обязанности по организации водоснабжения населения, у с т а н о в и л: <адрес> природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия в виде неорганизации водоснабжения и возложении обязанности по организации водоснабжения населения Исковые требования мотивированы следующим. В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории МО <адрес> расположено 6 артезианских скважин с водонапорными башнями, посредством которых осуществляется водоснабжение населенных пунктов д. Теряево-1, д. Теряево-2, д. Любички, <адрес> (3). Организация водоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселения. Администрацией МО <адрес> не заключен договор на обслуживание вышеуказанных артезианских скважин с организацией, имеющей лицензию на право пользования недрами, а обслуживание и содержание артезианских скважин осуществляется населением по решению проведенных сходов граждан. Следовательно, эксплуатация артезианских скважин осуществляется с нарушением требований об охране недр и окружающей среды, что является нерациональным использованием природных ресурсов, бесконтрольным использованием водозаборных сооружений, создает угрозу загрязнения и истощения вод, санитарно – эпидемиологической обстановке, чем нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды. Просит суд признать бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в неорганизации водоснабжения населения де<адрес> -1, де<адрес>, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> организовать водоснабжение указанных населенных пунктов, заключив договор с эксплуатирующей организацией, для оказания услуг по водоснабжению населения. ДД.ММ.ГГГГ исковые требования помощником <адрес> природоохранного прокурора Мироновым А.А. уточнены, п. 2: обязать администрацию муниципального образования <адрес> организовать водоснабжение указанных населенных пунктов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник Тульского природоохранного прокурора Миронов А.А. исковые требования с учетом уточнения поддержал полностью. Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности Старостина Е.Н. исковые требования прокурора признала полностью, пояснив, что администрацией ведется работа по оформлению скважин и водонапорных башен в муниципальную собственность с целью последующей передачи их в аренду эксплуатирующей организации. Выслушав прокурора и представителя ответчика, суд исследовал доказательства и установил следующее. Водонапорные башни <адрес> состоят на учете как объекты бесхозяйного недвижимого имущества, что подтверждено выписками из ЕГРП и сведениями об источниках водоснабжения на территории МО <адрес>. Объяснением главы администрации МО <адрес> Свиридоновой Т.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что 5 источников водоснабжения поставлены на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, в отношении одной водонапорной башни исковое заявление направлено в суд. В настоящее время по решению сходов граждан обслуживание и эксплуатация источников водоснабжения осуществляет население. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. Согласно ч.1, ч. 3 ст.11 указанного закона, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документов, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течении установленного срока. В соответствие со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; На основании ч. 1 ст. 4. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в числе прочих являются земли, недра, почвы. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В пункте 4 статьи 7 Устава муниципального образования <адрес> указано, что организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального образования. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления – администрацией МО <адрес> своих обязанностей по организации водоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования природоохранного прокурора законными и обоснованными, поскольку отсутствие водоснабжения населения д<адрес> в установленном законом порядке, нарушает вышеприведенные требования законодательства РФ и устава МО <адрес>, использование водных ресурсов допускается населением, а не организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, то есть с нарушением действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования <адрес> природоохранного прокурора к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия в виде неорганизации водоснабжения и возложении обязанности по организации водоснабжения населения, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неорганизации водоснабжения населения де<адрес>. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в соответствие с действующим законодательством организовать водоснабжение населения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: (подпись) Н.С. Никулина Копия верна. Судья: Н.С. Никулина