Дело 2-164/2010
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2010 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2010 г. гор. Заозерск Мурманской области.
Заозерский городской суд Мурманской области в составе:
-председательствующего судьи Ивашко Г.В.,
-при секретаре Цыганковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца адвоката Белякова В.Н. и представителей ФБУ «Войсковая часть Номер обезличен» ФИО1 и ФИО2 гражданское дело по иску Гуменного Алексея Анатольевича к Федеральному бюджетному учреждению войсковой части Номер обезличен об установлении процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и процентной надбавки за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
Гуменный А.А. обратился в суд с иском к ФБУ в/ч Номер обезличен о признании за ним права на получение к заработной плате 80- процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера момента трудоустройства. В обоснование иска указал, что с Дата обезличена года проживает в районах Крайнего Севера, в Дата обезличена году в период военной службы по контракту ему была установлена 80 - процентная надбавка. В Дата обезличена году он был исключен из списков части в связи с несоблюдением условий контракта, поэтому стаж его военной службы ответчик не включает в стаж для получения процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и надбавку за выслугу лет. Считает действия ответчика незаконными, ссылается на определение ВС РФ КАС 04-596, которым были признаны недействующими подпункты «б», «и» «к» п. 27 Инструкции № 2 от 22.11. 1990 г. и считает, что трудовой стаж для получения процентной надбавки должен суммироваться независимо от перерыва в работе и оснований увольнения. Просит обязать ответчика выплатить задолженность по заработной плате с учетом начисления процентной надбавки к заработной плате 80% и надбавки за выслугу лет с Дата обезличена года.
В судебном заседании 2 июля 2010 г. Гуменный А.А. от требований в части установления надбавки за выслугу лет отказался, отказ от иска принят судом и дело в этой части производством прекращено.
В судебное заседание 9 июля 2010 года истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца адвокат Беляков В.Н. просил удовлетворить исковые требования и обязать ответчика признать за Гуменным А.А. право на получение 80-процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера на основании норм Трудового кодекса РФ, Закона РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера…» и определения Верховного Суда РФ КАС 04-596, которым признаны недействующими подпункты «б», «и» «к» п. 27 Инструкции № 2 от 22.11. 1990 г., так как право на получение процентной надбавки связано с компенсацией физиологических затрат в связи с проживанием и работой на Крайнем Севере и не должно зависеть от оснований увольнения с военной службы.
Представители в/ч Номер обезличен просили в иске отказать, так как на основании ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ № 692 военный стаж не включается в стаж на получение процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, если военнослужащий не уволен по основаниям, указанным в подпунктах "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность не только прав и свобод, гарантированных государством, но также и обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из части 2 ст. 1 указанного Закона, военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и иными законами.
Правовая защита граждан, уволенных с военной службы, предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав и социальных гарантий указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (часть 2 ст. 3 приведенного закона).
Таким образом, предоставление государственных гарантий гражданам, уволенным с военной службы, может регулироваться специальными законами.
Более того, в Законе РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях » государственные гарантии, предоставляемые лицам, работающим по найму и военнослужащим, уволенным с военной службы, разграничены.
Так, согласно статье 1 указанного Закона действие его распространяется только на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности
В то же время гарантии и компенсации в связи с работой в районах Крайнего Севера предоставляются военнослужащим, уволенным лишь по определенным основаниям (по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации) и только в случае, если это предусмотрено в законе (абзац второй ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1).
Закон РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантий и компенсаций военнослужащим, уволенным с военной службы, не предусматривает.
Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом (ст. 314 ТК РФ).
Специальным Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» регулируются увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство (статья 23).
Абзацем четвертым пункта 5 статьи 23 указанного Федерального закона для граждан, уволенных с военной службы, предусмотрен зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.
Согласно абзацу десятому этого же пункта гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель дифференцировал порядок включения срока военной службы в трудовой стаж, предусмотрев право на зачет этого срока:
- при увольнении по любому основанию - если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года;
- при увольнении с военной службы по основаниям, перечисленным в абзаце десятом пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - независимо от продолжительности перерыва.
Согласно постановлению Правительства РФ № 692 от 26 июня 1999 года « О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно - штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.
Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы, указанного в постановлении, осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Решением Верховного Суда РФ № ГКПИ09-1481 от 16.12.2009 г. в признании указанного постановления Правительства N 692 недействующим было отказано, так как, как указано в решении, признание его недействующим привело бы к снижению уровня социальных гарантий для граждан, уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": их право на зачет срока военной службы в трудовой стаж, необходимый для процентной надбавки, в этом случае не зависело бы от основания увольнения и было бы ограничено условием о поступлении на работу в годичный срок после увольнения с военной службы.
Судом установлено, что Гуменный А.А. с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. проходил военную службу и уволен в связи с назначением наказания в виде лишения свободы (подп. «е» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
Как видно из трудовой книжки истца, в трудовые отношения Гуменный А.А. вступил после увольнения с военной службы Дата обезличена г., то есть перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу превысил один год.
При таких обстоятельствах право на зачет срока военной службы в трудовой стаж, необходимый для процентной надбавки независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу у истца отсутствует, так как он уволен с военной службы не по основаниям, указанным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Гуменного Алексея Анатольевича к ответчику «Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть Номер обезличен» об установлении процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд через Заозерский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий -