об отмене решения комиссии по распределению мест в ДОУ



Дело 2-155/2010

Мотивированное решение изготовлено 6 августа 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2010 года гор. Заозерск Мурманской области.

Заозерский городской суд Мурманской области в составе:

-председательствующего судьи Ивашко Г.В.,

-при секретаре Цыганковой М.В.

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании с участием истицы Лукьянчук Н.А. и ее представителя ФИО1, представителя ответчика администрации ЗАТО гор. Заозерска ФИО3; представителя третьего лица управления образования ЗАТО гор. Заозерска ФИО2, третьих лиц ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представителей ДОУ № гор. Заозерска ФИО9, ДОУ № ФИО8, ДОУ № ФИО10 гражданское дело по иску Лукьянчук Н.А. к администрации ЗАТО гор. Заозерска об отмене решения комиссии по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения от 29 марта 2010 года и возложении обязанности принять меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав ее ребенка,

установил:

Лукьянчук Н.А. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО гор. Заозерска об отмене неправомерного решения комиссии по распределению мест в дошкольных образовательных учреждениях, указав в обоснование своих требований, что сразу после рождения ДД.ММ.ГГГГ сына С. ею было подано заявление о внесении С. в списки общегородской очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении гор. Заозерска, его номер очереди в возрастной группе детей от 1 года до 2-х лет - 50.

ДД.ММ.ГГГГ ею была представлена в управление образования справка в/ч <данные изъяты> о том, что С. - сын военнослужащего и имеет право на получение места в ДОУ в первоочередном порядке.

29 марта 2010 года состоялось заседание образованной главой администрации ЗАТО гор. Заозерска комиссии по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения, в результате которого было принято неправомерное решение о выделении мест в ДОУ в первую очередь детям, зарегистрированным позже (№ 54, 74, 86, 96, 105, 116).

4 места в ДОУ в возрастной группе от 1 года до 2-х лет были распределены комиссией без законных оснований.

В связи с нарушением прав ее ребенка она обращалась в Мурманскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. Прокуратура установила факт нарушения и причину, администрации гор. Заозерска было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, но до настоящего времени нарушения не устранены.

Просит отменить решение комиссии от 26 марта 2010 года, обязать ответчика принять меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав ее ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ от имени Лукьянчук Н.А. ее представителями по доверенности ФИО11 и Лукьянчуком Н.А. было подано ходатайство об отмене решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по распределению мест в ДОУ в части детей, состоящих в общегородской очереди позже Лукьянчука С. и получивших места в ДОУ, а также 4-х детей, стоящих раньше ФИО12, но не являющихся льготниками: ФИО6, ФИО13, ФИО14.

В судебном заседании Лукьянчук Н.А. исковые требования поддержала, пояснив, что предоставлением мест в ДОУ лицам, зарегистрированным раньше нее, но не имеющим прав на льготы, нарушаются права ее ребенка: при предоставлении мест в ДОУ только лицам, имеющим право на льготы, ее ребенок был бы обеспечен местом в ДОУ. Также нарушены права ее ребенка тем, что лицам, зарегистрированным позже нее, места предоставлены. Особенно это касается семьи ФИО15 (№ 96), не имеющей никаких преимуществ перед их семьей. Также не было учтено, что в отношении отдельных детей военнослужащих, состоящих в очереди перед ней, нет подтверждения права на льготу (нет справок о прохождении военной службы).

Представитель ответчика администрации ЗАТО гор. Заозерска ФИО3 просил в иске отказать. Пояснил, что после внесения в 2009 году изменений в Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» и закрепления за детьми военнослужащих первоочередного права на предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях в Заозерске, являющемся военным гарнизоном, подавляющее большинство детей из семей военнослужащих стали первоочередниками. Комиссия распределяла места с учетом этой особенности и выделяла места детям всех льготных категорий.

Представитель третьего лица управления образования ЗАТО гор. Заозерска ФИО2 с иском не согласилась, пояснив, что на учете для получения мест в ДОУ в возрастной группе от 2 до 3 лет на 29 марта 2010 года состояло 149 детей, из них 90 % льготники, среди льготников основная категория - дети военнослужащих. Комиссия раздельно рассматривала заявления военнослужащих, многодетных и сотрудников милиции. Эти категории имеют первоочередное право на предоставление мест в ДОУ, но Положением не было установлено, в каком порядке распределять места среди лиц, имеющих первоочередное право по разным основаниям. Комиссия приняла решение предоставлять места детям из каждой группы первоочередников.

Поскольку Положение было дополнено льготой для военнослужащих только в июле 2009 года, некоторые военнослужащие к 29.03.10 г. не представили справки о прохождении военной службы, места их детям как первоочередникам предоставлены не были, хотя фактически право на льготу их дети имели. Были предоставлены места в ДОУ шести детям из многодетных семей, зарегистрированным позже Лукьянчука С. (№№ 86, 57, 105, 116, 127, 141). Кроме того, 2 места были предоставлены детям сотрудников милиции (№№ 73 и 96).

Из числа детей, зарегистрированных перед Лукьянчук С., места в ДОУ были предоставлены близнецам ФИО6, одинокая мать которых является сиротой, не имеет родственников и ей нужно работать, чтобы кормить двоих детей (№№ 21 и 22); ФИО23 (№ 10), мать которого является инвалидом третьей группы, не работает, ребенок и мать находятся на иждивении бабушки - военнослужащей; ФИО13 (№ 43), мать которой является единственным кормильцем, отец находится в местах лишения свободы.

Третье лицо ФИО6 с иском не согласилась, пояснив, что является сиротой, одинокой матерью, для того, чтобы кормить близнецов, ей нужно работать. Место в ДОУ она получила в порядке очереди, законно.

Представитель третьего лица ДОУ № ФИО9 пояснила, что принимала участие в работе комиссии. Члены комиссии приняли решение при распределении мест в ДОУ рассматривать военнослужащих в конце, так как это самая многочисленная категория. Иначе другие категории не получили бы места в ДОУ.

Остальные третьи лица от дачи пояснений отказались.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, книгу учета очереди управления образования ЗАТО гор. Заозерска и дело 01-27 «Заявления граждан о приеме детей в дошкольные образовательные учреждения (документы к ним), суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации в России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

При этом право на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется, осуществляется с учетом принципа равенства (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, специальными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами предусмотрено первоочередное право отдельных категорий лиц на обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.

Так, согласно части 6 статьи 19 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях предоставляются в первоочередном порядке.

Указом Президента РФ 5 мая 1992 го да N431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей для многодетных семей установлен прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь (п. 1 подп. «б» ).

На основании ст. 31 Закона РФ «О милиции» детям сотрудников милиции по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации.

В силу ст. 16 Закона РФ «Об образовании» общие требования к приему граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения, а также регулируются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.09.2008 N 666, право определять порядок комплектования дошкольных образовательных учреждении предоставляет учредителю в соответствии с законодательством РФ. Указанный порядок должен быть закреплен в уставе ДОУ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

На основании статьи 44 Устава ЗАТО гор. Заозерска организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ЗАТО город Заозерск входит в компетенцию администрации ЗАТО город Заозерска.

Согласно постановлению администрации ЗАТО город Заозерска от 26 января 2009 г. N 31 «Об утверждении Положения о комиссии по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения ЗАТО гор. Заозерска» места в ДОУ распределяются комиссией, основными задачами которой является контроль за порядком комплектования дошкольных образовательных учреждений города и контроль за соблюдением права детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п. 1.5.)

Функциями комиссии являются составление общих списков детей для получения мест в ДОУ и распределение мест в ДОУ города согласно спискам.

При этом в положении указано, что в первую очередь в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети из многодетных семей, сотрудников ОМОН УВД по Мурманской области, сотрудников милиции, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и военнослужащих.

В остальных случаях прием детей в дошкольные учреждения осуществляется строго по спискам общегородской очереди на получение мест в ДОУ города.

В уставах ДОУ города Заозерска отражено, что порядок комплектования ДОУ осуществляется в соответствии с Положением о комиссии по распределению мест в ДОУ ЗАТО гор. Заозерска, утверждаемым учредителем (администрацией ЗАТО гор. Заозерска) - п. 3.1.

Судом установлено, что Лукьянчук Н.А. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в управление образования ЗАТО гор. Заозерска о предоставлении ее ребенку сыну С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в дошкольном детском учреждении.

Как видно из книги учета очереди управления образования, указанное заявление зарегистрировано под № 50.

Из обстоятельств дела усматривается, что на 29 марта 2010 года 149 детей в возрасте от 2-х до 3-х лет состояли в городской очереди для получения мест в ДОУ в возрастную группу от 2 до 3 лет, из них детей военнослужащих - более 90, сотрудников милиции - 2, многодетных семей - 7.

Распределялось 46 мест, что подтверждается копией решения комиссии: в ДОУ № - 31 место и в ДОУ № - 15.

Из зарегистрированных в книге учета очереди первых 50-ти детей четверо детей по закону права на предоставление места в ДОУ в первоочередном порядке не имели: детям ФИО6 (2 места), ФИО13 и ФИО23 были предоставлены места в детских садах в порядке общей очереди и в связи с трудной жизненной ситуацией.

Остальные 46 детей, зарегистрированные до Лукьянчука С., имеют такое же первоочередное право на прием в ДОУ, как и ребенок истицы, так как являются детьми военнослужащих.

Таким образом, в случае распределения 29 марта 2010 го да комиссией 46-ти мест в дошкольных учреждениях среди 46 детей военнослужащих в возрастной группе от 2-х до 3-х лет по времени регистрации заявлений ребенку Лукьянчук Н.А. могло было быть предоставлено место в ДОУ.

Судом также установлено, что комиссия 29 марта 2010 года с нарушением общей очередности выделила места в ДОУ восьми детям, имеющим первоочередное право ( 6 детей из многодетных семей и два ребенка сотрудников милиции), заявления родителей которых зарегистрированы в книге под номерами 54, 74, 86, 96, 105, 116, 121, 141, то есть позже Лукьянчук Н.А.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются основанием для удовлетворения иска.

Как видно из постановления администрации ЗАТО город Заозерска от 26 января 2009 г. N 31 «Об утверждении Положения о комиссии по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения ЗАТО гор. Заозерска», функциями комиссии являются составление общих списков детей для получения мест в ДОУ и распределение мест в ДОУ города согласно спискам.

Действительно, в Положении указано, что в первую очередь в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети из многодетных семей, сотрудников милиции, военнослужащих, а в остальных случаях прием детей в дошкольные учреждения осуществляется строго по спискам общегородской очереди.

При этом Положением порядок предоставления мест первоочередникам не установлен, не содержит Положение и запрета предоставлять места в ДОУ детям, состоящим в списках, в порядке очереди.

При отсутствии прямых предписаний и запретов комиссия вправе была учесть интересы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, то есть в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность и которую гражданин не может преодолеть самостоятельно.

Так, из заявления ФИО23, зарегистрированного под № 10, видно, что она просит предоставить место в ДОУ ее сыну ФИО16, является одинокой матерью, инвалидом 3-й группы. Согласно копии решения <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать с сыном находятся на иждивении бабушки.

Кроме того, согласно справке в/ч <данные изъяты> бабушка ребенка ФИО22 является военнослужащей.

При таких обстоятельствах комиссия обоснованно выделила указанному ребенку место в ДОУ, так как, не являясь ребенком военнослужащего, он является иждивенцем военнослужащего и по смыслу части 5 ст. 2, части 6 абз. 2 части 19 ст. 19 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» должен иметь такое же первоочередное право на прием в ДОУ.

Из заявления ФИО6, зарегистрированного под № 21-22, следует, что она является одинокой матерью дочерей - близнецов, просит предоставить места в ДОУ, так как ей необходимо работать. Согласно приложенному к заявлению решению суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав и решению исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении опекунства ФИО21 является сиротой.

Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставлены определенные льготы лицам из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей. Приведенным законом не предусмотрено первоочередное право указанных лиц на устройство детей в ДОУ, однако само предназначение мер социальной поддержки говорит о том, что указанные лица являются особенно социально незащищенными.

ФИО6 <данные изъяты>, она отнесена законом к лицам из числа детей - сирот в возрасте от 18 до 23 лет, является одинокой матерью двоих детей, в связи с чем решение комиссии о предоставлении мест в ДОУ ее детям соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Предоставление мест в ДОУ шестерым детям из многодетных семей и двоим детям сотрудников милиции, заявления родителей которых зарегистрированы в книге под номерами 54, 74,86,96,105,116,121, 141, то есть позже Лукьянчук Н.А., также не нарушает прав истицы, так как указанные места предоставлены в пределах распределявшихся 46-ти мест.

Лица из числа военнослужащих, зарегистрированные перед Лукьянчук Н.А. в книге учета очереди, не оспаривают действия комиссии (ФИО20 (№ 24), ФИО19 (№ 39 и т.д.).

Отсутствие при заявлениях указанных лиц справок о прохождении военной службы не является основанием для лишения их льготы, так как сторонами не оспаривается, что зарегистрированные под номерами 13, 24, 26, 33, 39, 36 и 48 дети являются детьми военнослужащих.

Кроме того, детям сотрудников милиции места в ДОУ предоставляются в порядке, установленном субъектом РФ.

Постановлением Правительства Мурманской области от 23 июля 2008 г. N 341-ПП «О первоочередном предоставлении детям сотрудников милиции мест в муниципальных образовательных учреждениях Мурманской области» установлено, что детям сотрудников милиции по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных учреждениях в течение двух месяцев со дня подачи документов. При наличии двух и более заявлений о первоочередном предоставлении места детям сотрудников милиции места предоставляются в первоочередном порядке в зависимости от даты и времени подачи заявлений. В случае отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях на день подачи заявления места предоставляются по мере их освобождения.

Таким образом, согласно приведенному нормативному правовому акту места в ДОУ детям сотрудников милиции ФИО17 (№ 96) и ФИО18 (№ 73) должны были быть предоставлены в течение 2-х месяцев после ДД.ММ.ГГГГ (ФИО18) и ДД.ММ.ГГГГ (ФИО17), что дает перечисленным детям преимущество перед ребенком истицы.

Из представления Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 12 мая 2010 года, на которое ссылается истица как на доказательство, усматривается, что действующее на территории ЗАТО гор. Заозерска Положение о комиссии по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения № 31 от 26.01.2009 г. противоречит действующему законодательству, т.к. отдельные его правила ограничивают доступ к получению образования гражданам, в том числе из числа льготных категорий.

В частности, Положением не определен порядок получения мест в дошкольных образовательных учреждениях в первоочередном порядке, что приводит к произвольному распределению мест среди льготных категорий граждан.

В качестве примеров в представлении приводятся факты предоставления мест лицам, поставленным в льготную очередь позже Лукьянчук Н.А., что стало возможным в связи с неопределенностью условий и оснований принятия комиссией решений о первоочередном предоставлении мест в МДОУ.

Однако внесение прокурором указанного представления главе администрации ЗАТО гор. Заозерска также не является основанием для удовлетворения иска, так как в нем идет речь о приведении в соответствие нормативного правового акта.

Оценив все исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при распределении 46-ти мест в дошкольных образовательных учреждениях возрастной группы детей от 2 до 3 лет, на которые претендовали 149 детей, комиссия управления образования, выделив 34 места детям военнослужащих в первоочередном порядке и распределив оставшиеся 12 мест между детьми из многодетных семей (в первоочередном порядке), детьми сотрудников милиции (в первоочередном порядке) и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, действовала в пределах своих полномочий, предоставленных ей Положением от 26 января 2009 г. N 31, распределив места среди детей из списка общегородской очереди.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Лукьянчук Н.А. в исковых требованиях к администрации ЗАТО гор. Заозерска об отмене решения комиссии по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения от 29 марта 2010 года и возложении обязанности предоставить ее ребенку Лукьянчуку С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в дошкольном детском учреждении, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд через Заозерский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий -