о восстановлении нарушенных прав связанных со снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений



Дело 2-27/2011

Мотивированное решение изготовлено 6 апреля 2011 г.

Решение

именем Российской Федерации.

30 марта 2011 года гор. Заозерск Мурманской области.

Заозерский городской суд Мурманской области в составе:

- председательствующего судьи Ивашко Г.В.,

-при секретаре Цыганковой М.В.

единолично рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриднева С.А. к войсковой части <***> о возложении обязанности восстановить в учетных данных нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) за счет средств федерального бюджета по войсковой части <***> со времени первоначальной постановки в очередь с 1 июля 2001 г.,

у с т а н о в и л :

Гриднев С.А. обратился в суд с иском к войсковой части <***> о восстановлении в учетных данных нуждающихся в получении жилых помещений за счет средств федерального бюджета по войсковой части <***> со времени первоначальной постановки в очередь с 1 июля 2001 года, указав в обоснование требований, что уволен с военной службы ДАТА, жилым помещением в избранном постоянном месте жительства не обеспечен, проживает в служебном жилом помещении в ЗАТО гор. Заозерске.

До увольнения с военной службы он состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений за счет средств федерального бюджета в войсковой части <***>, однако после увольнения решением жилищной комиссии в/ч <***> от ДАТА снят с учета с мотивировкой « в связи с увольнением в запас». Решение о снятии с учета считает незаконным, так как на основании п.13, 14 ст. 15 ФЗ РФ « О статусе военнослужащих» он не может быть исключен из списков очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, а также ему гарантируется предоставление жилых помещений за счет средств федерального бюджета при перемене места жительства.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (гор. Санкт - Петербург).

В судебном заседании истец и его представитель ФИО1 исковые требования поддержали, уточнив, что просят восстановить Гриднева С.А. в учетных данных с ДАТА, так как сведения о его постановке на учет с ДАТА есть в материалах гражданского дела Заозерского гарнизонного военного суда, рассматривавшего в ДАТА году заявление Гриднева С.А. о незаконности увольнения с военной службы до обеспечения жильем.

Гриднев С.А. также пояснил, что командир воинской части до увольнения с военной службы порядок обеспечения жильем во вновь избранном месте жительства ему разъяснял. За 4 года до увольнения с военной службы он был в администрации <адрес> и интересовался сроками предоставления ему жилья в случае, если он будет принят на учет в <адрес>. Получив ответ, что в течение 20 лет жилья для него не будет, он принял решение не становиться на учет в <адрес>. Рапорт на имя командира в/ч <***>, заявление на имя главы муниципального образования о постановке на учет в <адрес> он не подавал. В ДАТА г. им оспаривалась законность увольнения с военной службы без обеспечения жильем. Отказывая ему в восстановлении на военной службе, военные суды пришли к выводу о том, что в списках очередников на получение жилья он значится, жильем за счет средств федерального бюджета будет обеспечен. Представил копии судебных постановлений, пояснив, что с учетом указанных обстоятельств без предоставления жилья он не мог быть снят с учета.

Представитель ответчика в/ч <***> ФИО2 иск не признала, пояснив, что Гриднев С.А. снят ДАТА с учета нуждающихся в получении жилых помещений обоснованно, так как в его учетном деле не было ни рапорта, ни документов для постановки на учет, ни решения жилищной комиссии; была одна жилищная карта военнослужащего, что свидетельствует о незаконности действий должностных лиц, принявших Гриднева С.А. на учет. В настоящее время его учетное дело, в котором находилась жилищная карта, уничтожено. Номенклатурой дел протоколы жилищной комиссии не предусмотрены, поэтому представить акты об их уничтожении в/ч <***> не может. Гриднев С.А. не обращался в в/ч <***> по поводу предоставления ему жилья, по поводу ежегодной обязательной перерегистрации. В настоящее время учет военнослужащих, нуждающихся в жилье, в в/ч <***> не ведется, так как приказ МО РФ № 80, на основании которого в воинских частях создавались жилищные комиссии, утратил силу. В ДАТА г. в/ч <***> всю информацию о военнослужащих, состоявших на учете, передала в Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Восстановить Гриднева С.А. в каких - либо учетных данных невозможно в связи с отсутствием у в/ч <***> самой учетной функции.

Ответчик ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (гор. Санкт - Петербург) в отзыве просило учесть, что не является надлежащим ответчиком, извещено надлежащим образом.

Третье лицо без самостоятельных требований на стороне ответчиков <***> представило письменный отзыв, представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

Заслушав истца и представителей сторон, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № Заозерского гарнизонного военного суда, личное дело военнослужащего, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

При рассмотрении иска не подтвердились доводы истца о том, что он был принят на учет в воинской части <***> как нуждающийся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Напротив, судом установлено, что Гриднев С.А. при увольнении с военной службы не был признан в установленном порядке нуждающимся в получении жилых помещений во вновь избранном месте жительства, не был включен в число очередников, так как не обращался с соответствующим рапортом к командиру воинской части и не представлял необходимые для постановки на учет документы.

Между тем, Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих», гарантируя военнослужащим единую систему правовой и социальной защиты, предусматривает закрепление определенного правового механизма реализации льгот в законах и иных нормативных правовых актах.

В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 28. 06. 2002 г. на момент увольнения истца) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров воинских частей включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщали соответствующим командирам воинских частей и гарантировали предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов.

Порядок предоставления указанной льготы определялся Правительством РФ.

На основании п. 13 постановления Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы…, нуждающихся в получении жилых помещений» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца) военнослужащие не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе подавали рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений. На основе рапорта и документов командир воинской части принимал решение о ходатайстве перед органами местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений.

Ходатайство и документы направлялись в военный комиссариат по избранному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

При этом основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения военной службы являлись личное заявление и ходатайство командира (п. 7 постановления).

Судом установлено, что в указанном порядке Гриднев С.А. на учет для получения жилого помещения во вновь избранном месте жительства не был принят, что подтверждается вступившим в законную силу решением Заозерского гарнизонного военного суда от ДАТА, из которого видно, что Гридневу С.А. перед увольнением с военной службы предлагались различные формы реализации его права на жилье, в том числе и постановка на учет в качестве нуждающегося в получении жилья во вновь избранном месте жительства в <адрес>. Однако Гриднев С.А. отверг все иные способы обеспечения жильем, кроме получения квартиры в <адрес> через <***>.

Действительно, Гриднев С.А. состоял на компьютерном учете в в/ч <***> как нуждающийся в улучшении жилищных условий для постоянного проживания; решением жилищно - бытовой комиссии в/ч <***> от ДАТА г. Гриднев С.А. был снят с указанного учета в связи с увольнением в запас (л.д. 8).

Однако указанный факт не является основанием для восстановления Гриднева С.А. в учетных данных, так как для получения жилья в другом населенном пункте в порядке, установленном п.п. 13 и 14 ст. 15 Закона РФ « О статусе военнослужащих», требуется четкое волеизъявление военнослужащего, которое должно быть выражено в форме рапорта по команде и заявления на имя главы муниципального образования, с приложением выписки из личного дела, финансового лицевого счета, выписки из домовой книги и других документов.

Такой порядок предусмотрен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054.

Судом установлено, что такой порядок истцом не соблюден, так как истец не представил доказательств подачи им до увольнения с военной службы на имя командира воинской части рапорта и приложенных к нему документов для постановки на учет во вновь избранном месте жительства.

Как видно из обстоятельств дела, Гриднев С.А., проживающий в служебной квартире, ДАТА написал рапорт командующему Северным флотом о предоставлении квартиры в средней полосе России ( <адрес>), из содержания которого видно, что на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не состоял.

Указанный рапорт в жилищный отдел МИС СФ не поступал, что подтверждается письмом в/ч <***> от ДАТА г. С указанным письмом Гриднев С.А. был ознакомлен ДАТА, что подтверждается копией этого письма с отметкой об ознакомлении Гриднева С.А.

В судебном заседании представитель в/ч <***> ФИО2 пояснила, что рапорт истец обязан был лично сдать в <***>.

Истец не отрицал, что указанный рапорт не был им сдан в <***> после ознакомления в ДАТА г. с письмом от ДАТА г.

Из рапорта, поданного командиру в/ч <***> ДАТА следует, что Гриднев С.А. право на жилье будет реализовывать путем получения квартиры от МО РФ через <***>.

Из листа беседы перед увольнением с военной службы от ДАТА видно, что истцу разъяснялись способы получения жилья, содержание директивы Д-27, истец избрал такой способ обеспечения жильем как получение квартиры через <***>, т.е. на основании директивы Д-27 от 1998 г.

Из листа беседы от ДАТА усматривается, что истец просил его уволить с предоставлением жилья.

ДАТА Гриднев С.А. был уволен с военной службы (л.д. 10, приказ об увольнении №).

ДАТА Гриднев был исключен из списков воинской части (л.д. 9, приказ от ДАТА).

ДАТА Гриднев С.А. подал рапорт командиру в/ч <***> о включении его в число участников программы ГЖС, указав, что состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДАТА, учетное дело №.

На момент исключения Гриднева С.А. из списков воинской части пунктом 14 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (в ред. На 22.04.2005 г.) было установлено, что обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, была предусмотрена денежная компенсация.

ДАТА <***> в/ч <***> сообщил в в/ч <***> о том, что документы на получение ГЖС в <***> в/ч <***> Гриднев С.А. не сдавал.

Как видно из материалов гражданского дела Заозерского гарнизонного военного суда (протокол судебного заседания от 15.11. 2005 г., л.д. 80) представитель <***> подтвердила, что Гриднев С.А. с ДАТА состоял на учете как нуждающийся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства. Когда он встал на учет, его номер был №. номер № - это не номер очереди, а учет Гриднева С.А. в алфавитном порядке.

Как видно из ответа Управления Северного флота, получение жилья на основании директивы Д-27 (о чем в ДАТА году был подан рапорт Гридневым С.А. командующему Северным флотом) являлось дополнительным способом обеспечения жильем военнослужащих, увольняемых в запас. Рапорты военнослужащих для постановки на очередь рассматривались на жилищных комиссиях воинских частей и, в случае признания их нуждающимися в жилье, направлялись по команде командующим Северным флотом для учета, который велся в Морской инженерной службе Северного флота. В 2005 году директива Д-27 была отменена, а учет военнослужащих продолжали вести жилищные комиссии воинских частей, где военнослужащие проходили военную службу. В настоящее время жилищные комиссии воинских частей не действуют, так как приказ МО РФ № 80 от 15.02.2000 г. отменен.

КЭУ Северного флота сообщило, что обязанность по учету рапортов военнослужащих, подлежавших включению в списки очередников на получение квартир в средней полосе России, была возложена на жилищный отдел МИС СФ. В учетных данных информации о поступлении в <***> рапорта Гриднева С.А. с резолюцией командующего СФ не имеется.

Согласно ответу КЭУ Управления Северного флота система автоматизированного учета нуждающихся в жилье военнослужащих была введена в Вооруженных Силах с целью повышения достоверности учета бесквартирных и нуждающихся в жилье военнослужащих, усиления контроля за распределением и использованием жилой площади для военнослужащих. Информационной основой системы являлись данные первичного учета, внесенные в карточку учета жилой площади. В базе компьютерного учета военнослужащих Северного флота, нуждающихся в жилье, военнослужащий Гриднев С.А. был включен в АИС «Учет» ДАТА с категорией «УЖУ» (улучшение жилищных условий) по в/ч <***>. Учетное дело должно было храниться в жилищной комиссии воинской части, принявшей такое решение. ДАТА Гриднев С.А. снят с указанного учета с отметкой « выбыл» как не подавший при увольнении с военной службы никаких документов для постановки на очередь. В списках очередников на получение жилья по директиве Д-27 Гриднев С.А. не значится.

Суд не соглашается с доводами Гриднева С.А. о том, что в ДАТА г. судебными постановлениями военных судов подтверждено его включение в списки очередников на получение жилых помещений, поэтому исключение его из учетных данных до получения жилья незаконно.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56ГПК РФ).

Обязательными для суда, не подлежащими доказыванию вновь и не подлежащими оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, являются только конкретные обстоятельства ( сведения о фактах).

Между тем, в решении Заозерского гарнизонного военного суда от ДАТА, в кассационном определении Северного флотского военного суда от ДАТА г., в постановлении президиума Северного флотского военного суда от ДАТА нет ссылок на конкретные факты, подтверждавшие бы, что до увольнения с военной службы истец подал командиру в/ч <***> рапорт и заявление на имя главы администрации <адрес> и в установленном порядке был принят на учет для получения жилых помещений во вновь избранном месте жительства.

Приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в соответствии с которым Гриднев С.А. был принят на учет в в\ч <***>, регулировал порядок принятия на учет по месту службы, а не во вновь избранном месте жительства.

Указанная норма утратила силу 08.11.2010 г. в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1297, истец обратился в суд ДАТА, когда жилищные комиссии в воинских частях уже не действовали.

Кроме того, судом не установлено, чтобы жилищной комиссией в/ч <***> когда - либо в установленном порядке принималось решение о принятии Гриднева С.А. на учет и заводилось учетное дело, в котором бы находились все необходимые документы ( что подтверждается копией рапорта Гриднева С.А. от ДАТА, на котором нет отметки ЖБК в/ч <***>).

С 8.11.2010 г. действует Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", в соответствии с которым военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Учет и обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возложено в настоящее время не на воинские части, а на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на в/ч <***> обязанности по восстановлению Гриднева С.А. в учетных данных нет.

Нет оснований и для возложения такой обязанности на ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», через которое осуществляет свои функции Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, так как в судебном заседании не установлен факт принятия Гриднева С.А. в ДАТА г. на учет для обеспечения жильем во вновь избранном месте жительства за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Гриднева С.А. оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд через Заозерский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий -