Дело 2-30/2011
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2011 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Гор. Заозерск Мурманской области 21 февраля 2011 г.
Заозерский городской суд Мурманской области в составе:
-председательствующего судьи Ивашко Г.В.,
-при секретаре Цыганковой М.В.
с участием представителей сторон рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионова И.В., Ларионовой Л.И. и Ларионова Р.И. к администрации ЗАТО гор. Заозерска о признании права истцов на получение денежной компенсации, признании отказа в приеме жилья и выплате компенсации за него незаконным, возложении обязанности принять у истцов принадлежащее на праве собственности жилье и выплатить денежную компенсацию за него по средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилой площади по Мурманской области,
установил:
Ларионов И.В., Ларионова Л.И. и Ларионов Р.И. обратились в суд с иском к администрации ЗАТО гор. Заозерска о признании права на получение денежной компенсации, возложении обязанности принять принадлежащее на праве собственности жилье и выплатить денежную компенсацию за него по средней рыночной стоимости 1 кв. м. жилой площади по Мурманской области, возместить судебные расходы 1500 руб. В обоснование иска указали, что имеют право при переезде из ЗАТО гор. Заозерска сдать принадлежащее им на праве собственности жилье и получить соответствующую компенсацию. В 2010 г. они обратились с таким заявлением в администрацию ЗАТО гор. Заозерска, но им было отказано в связи с отсутствием у администрации средств на эти цели.
Представитель истцов ФИО1 просила в решении суда отразить конкретные сроки и определить порядок выплаты компенсации истцам, а также определить порядок отчуждения жилой площади истцов (л.д. 83).
ДАТА размер исковых требований был увеличен до <***> руб. в связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилья в Мурманской области (л.д. 84).
В судебном заседании представитель истцов ФИО1 иск поддержала, пояснив, что администрация ЗАТО гор. Заозерска была обязана обосновать необходимость и направить в Минфин РФ предложения о выделении средств для выплаты компенсации за сдаваемое жилье, а также издать нормативный правовой акт, устанавливающий порядок такой выплаты; бездействие ответчика нарушает права истцов, отсутствие средств для выплаты компенсации не является основанием для отказа в предоставлении социальной гарантии на основании п. 6 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г. В других ЗАТО Мурманской области такие нормативные правовые акты приняты, компенсации за сданное жилье при переезде выплачиваются. О нарушении своих прав истцы обращались в прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по результатам рассмотрения обращения в администрацию было внесено представление. Пояснила, что судебные расходы 1500 руб. заключаются в оплате истцами оформления нотариальных доверенностей на ведение дела в суде.
Истцы Ларионов И.В., Ларионова Л.И. и Ларионов Р.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве на иск администрация ЗАТО гор. Заозерска просила в иске отказать, так как компенсация стоимости жилья при переезде из ЗАТО выплачивается из средств, предусмотренных на строительство жилья в ЗАТО (п. 6 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г.), но таких средств в бюджете Заозерска нет.
Представитель администрации ЗАТО гор. Заозерска ФИО2 иск не признала, пояснив, что подобные выплаты возможны только из средств, предназначенных на строительство жилья в ЗАТО. В Заозерске 20 жилых пятиэтажных домов выведены из состава жилого фонда за ненадобностью, оснований просить у Минфин РФ средства для жилищного строительства нет, собственных средств для строительства жилья у администрации нет. Ответчики в числе других жителей ЗАТО состоят на учете для предоставления квартиры при переселении за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели.
Представляя Минфин РФ, третье лицо на стороне ответчика <***> представителя для участия в судебном заседании не направило, в письменном отзыве просило в иске отказать, так как нормативными правовыми актами ЗАТО гор. Заозерска не предусмотрена компенсация за передаваемое гражданами в муниципальную собственность жилье; выплата такой компенсации возможна только за счет средств на строительство жилья в этом ЗАТО.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что истцы в сентябре 2010 г. обратились к администрации ЗАТО гор. Заозерска с заявлением о принятии в связи с переездом на условиях добровольного отчуждения принадлежащей им квартиры в гор. Заозерске, <адрес> и выплате соответствующей компенсации (л.д. 5).
Отказывая истцам в выплате компенсации, администрация ЗАТО гор. Заозерска в ответе от 15.09.2010 г. (л.д. 6) сослалась как на отсутствие порядка выплаты такой компенсации, так и на отсутствие средств на эти цели.
Как видно из копии свидетельств о государственной регистрации права ( л.д. 8-10), <адрес> в гор. Заозерске принадлежит истцам в равных долях.
Истцы являются жителями ЗАТО гор. Заозерска, что подтверждается справкой муниципального учреждения «Служба заказчика» (л.д. 56).
Из копий трудовых книжек истцов следует, что Ларионов И.В. утратил служебную связь с организацией в ЗАТО гор. Заозерске ДАТА (л.д. 68), Ларионова Л.И. - ДАТА( л.д. 73).
Размер компенсации определен представителем истцов на основании приказа Минрегион РФ № 10 от 21.01.2011 г. исходя из площади квартиры 61,7 кв.м. и стоимости 1 кв.м. жилья 29 490 руб. (л.д. 8, 91).
Социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим или работающим в закрытом административно-территориальном образовании, определены в статье 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании".
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, закон предусматривает два самостоятельных вида социальной компенсации жителям ЗАТО в связи с выездом за пределы ЗАТО:
-предоставления жилья в новом месте жительства;
-выплата компенсации за сданное жилье.
Правительством РФ принято постановление от 11.01.2001 N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", которым установлен порядок предоставления указанных выше самостоятельных видов социальной компенсации:
-обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования и имеющих в ЗАТО как муниципальное жилье, так и жилье на праве собственности, осуществляется путем принятия решения о постановке на учет и обеспечения жильем с оформлением этих действий актами комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования ( п. 5);
- выплата компенсации за переданное в муниципальную собственность жилье производится только гражданам, имеющим жилье на праве собственности и переезжающим на новое место жительства без получения субсидии на строительство или приобретение жилья (п. 6).
При этом, если предоставление жилья осуществляется за счет предусматриваемых на эти цели (то есть на цели переселения) бюджетных средств и средств организаций (п. 2 Постановления), то выплата компенсации за переданное в муниципальную собственность жилье производится за счет средств, предусмотренных на строительство жилья в этом административно-территориальном образовании ( п. 6 Постановления).
Следовательно, законодательством предусмотрены различные источники финансирования указанных выше социальных компенсаций и социальная компенсация, являющаяся предметом иска, предоставляется исключительно за счет средств, предусмотренных на строительство жилья в ЗАТО.
Обеспечение жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, вопросом местного значения не является (ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).
В соответствии со ст. 5.1 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.
Дополнительные расходы бюджетов ЗАТО, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2005 N 232 "Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования" определен порядок такой компенсации путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, (в том числе жилищное строительство) и переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований.
При этом трансферты на развитие и поддержку социальной инфраструктуры выделяются на основании сведений и предложений, представляемых местными администрациями ЗАТО в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ, а также перечня соответствующих строек и объектов.
Из федерального бюджета на 2010 г. ЗАТО гор. Заозерску было выделено 34 185 000 руб. на поддержку и развитие социальной и инженерной инфраструктуры (ФЗ РФ № 308-ФЗ от 02.12.2009 г.) и 15 650 000 руб. на переселение. На 2011 г. соответственно - 28 513 000 руб. на поддержку инфраструктуры и 15 965 000 руб. на переселение (ФЗ РФ № 357-ФЗ от 13.12.2010 г.).
Согласно приложению № 2 к распоряжению Правительства РФ № 335-р от 17.03.2010 г. ЗАТО гор. Заозерску выделены средства федерального бюджета на 2010 - 2012 г.г. на поддержку и развитие социальной и инженерной инфраструктуры 34 185 000 руб. - на капитальный ремонт. Из перечня объектов, финансируемых за счет средств межбюджетных трансфертов в 2010 г., утвержденного постановлением администрации ЗАТО гор. Заозерска, усматривается, что жилищное строительство в гор. Заозерске не осуществляется.
Как видно из Решения Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска № 17-2689 от 28.12.2010 г. «О внесении изменений в Решение о бюджете ЗАТО гор. Заозерска Мурманской области на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов», доходы на 2010 г. запланированы в объеме 501 199 800 руб., из которых безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ - 339 360 800 руб.; следовательно, собственных средств в бюджете ЗАТО гор. Заозерска - около 33%.
Расходы на жилищно - коммунальное хозяйство (код расхода 05 00) запланированы в размере 124 843 500 руб., из которых на переселение граждан из ЗАТО - 15 650 000 руб. за счет бюджетных инвестиций.
Таким образом, при рассмотрении дела достоверно установлено, что жилье в Заозерске не строится, средства на строительство жилья в ЗАТО гор. Заозерске не планируются.
Представитель администрации ЗАТО гор. Заозерска ФИО2 пояснила, что в настоящий момент в ЗАТО гор. Заозерске в муниципальной казне находятся 20 пятиэтажных домов, выведенных из состава жилищного фонда, и представила письменные сведения об этом (л.д. 97).
Пунктом 8 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 г. рекомендовано органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Постановления и предусматривать в бюджетах закрытых административно-территориальных образований средства на переселение граждан на новое место жительства.
Администрацией ЗАТО гор. Заозерска принято постановление от 16.03.2007 N 159 "О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Заозерск на новое место жительства", согласно которому переселение осуществляется за пределы ЗАТО только путем предоставления жилья (п. 2.1., 2.3., 2.4.) за счет средств федерального бюджета; средств местного бюджета; средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти; личных сбережений граждан.
Выплата компенсаций и принятие от переезжающих граждан в муниципальную собственность жилья указанным Положением не предусмотрена.
Из исследованного в судебном заседании учетного дела Ларионова И.В. видно, что ДАТА им было подано заявление о принятии на учет для переселения в соответствии с Положением «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Заозерска на новое место жительства» для переселения в <адрес>. До настоящего времени Ларионов И.В. состоит в администрации ЗАТО гор. Заозерска на таком виде учета.
Из анализа части 2 ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно - территориальном образовании» можно сделать вывод, что вопросы переселения и обеспечения жильем решаются соответствующими органами по согласованию с гражданами, а не гражданами по своему усмотрению.
Более того, закон связывает обеспечение выезжающих из ЗАТО жильем не столько с решением гражданина изменить место жительства, сколько с обеспечением режима безопасного функционирования объекта, в связи с деятельностью которого создано ЗАТО.
Семья Ларионовых обеспечена благоустроенным жильем на территории ЗАТО гор. Заозерска, органы местного самоуправления не препятствуют дальнейшему проживанию истцов в Заозерске. Решение о прекращении трудовых отношений и перемене места жительства в 2010 г. истцы приняли по своему усмотрению, без согласования с администрацией ЗАТО гор. Заозерска и без выяснения бюджетной обеспеченности избранного ими варианта компенсации переезда.
Доводы представителя истцов о том, что администрация ЗАТО гор. Заозерска обязана была поставить перед федеральными органами исполнительной власти вопрос о выделении средств на выплату компенсации за жилье, судом отвергаются, так как такой вид бюджетных трансфертов постановлением Правительства РФ от 18.04.2005 N 232 "Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования" не предусмотрен.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Ларионову И.В., Ларионовой Л.И. и Ларионову Р.И. в иске к администрации ЗАТО гор. Заозерска отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд через Заозерский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий -