о взыскании стоимости проезда в отпуск и обратно



Дело № 2-297/2012

Мотивированное решение составлено 21 сентября 2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2012 г.                                                   г.Заозерск Мурманской области.

       Заозерский городской суд Мурманской области в составе:

-председательствующего судьи Ивашко Г.В.,

-при секретаре Цыганковой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басто М.И. к ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно,

установил:

       Басто М.И. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 120» Федерального медико - биологического агентства России о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, указав в обоснование своих требований, что работает в филиале ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России в гор. Заозерске Мурманской области (МСЧ № 3 ) с ДАТА На основании ст. 325 ТК РФ работодатель обязан один раз в два года компенсировать расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. В период со ДАТА по ДАТА она находилась в отпуске за ДАТА, к месту использования отпуска следовала железнодорожным транспортом и после возвращения из отпуска представила работодателю билеты для оплаты. Поскольку     компенсация     указанных расходов не произведена до настоящего времени, просит взыскать с ответчика <***> руб.

       В письменном отзыве на иск (л.д. 11) ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России просит в иске отказать, так как порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда в отпуск дифференцируется в зависимости от того, за счет какого бюджета осуществляется финансирование организации. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455 (в редакции постановления Правительства от 17.12.2010 г. № 1045) распространяется лишь на лиц, работающих в федеральных органах государственной власти и федеральных казенных учреждениях. С 1 января 2012 г. ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА имеет статус бюджетного учреждения и не относится ни к органам власти, ни к федеральным казенным учреждениям, участником бюджетного процесса и получателем     бюджетных средств не является, получает субсидии на выполнение государственного задания. Нормативный документ, определяющий порядок и правила расходования субсидий в части компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск в районах Крайнего Севера, отсутствует.

       В судебном заседании Басто М.И. исковые требования поддержала.

       Представитель ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России ФИО1 подал письменное заявление, в котором просил в иске отказать и рассмотреть дело в его отсутствие.

       Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.

       Статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации (часть первая); порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть пятая).

       Приведенная норма закрепляет дополнительную гарантию реализации гражданами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск и предполагает применение работодателями единых специальных правил правового регулирования отношений, связанных с выплатой указанной компенсации в системе учреждений федерального бюджетного финансирования.

       В соответствии с данной нормой постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 утверждены Правила, которыми устанавливается единый порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для всех лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, определяющий размер и условия возмещения расходов.

      Согласно пунктам 5, 8, 12 названных Правил расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:

железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

воздушным транспортом - в салоне экономического класса;

автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Компенсация расходов при проезде работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.

Компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником учреждения заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск.

Для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи.

В случаях, предусмотренных Правилами, работником учреждения представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией.

       Судом установлено, что в Уставе ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России в числе источников формирования финансовых ресурсов учреждения названы, в том числе, средства федерального бюджета и субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иные цели (л.д. 52).

       Истица Басто М.И. работает в МСЧ № 3 ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России и на основании приказа начальника МСЧ № 3 от ДАТА находилась в ежегодных оплачиваемых основном и дополнительном отпусках в период со ДАТА по ДАТА К отпуску был предоставлен льготный проезд за рабочий период ДАТА (л.д. 5 справка МСЧ № 3).

       Как видно из обстоятельств дела, к месту использования отпуска и обратно истица следовала железнодорожным транспортом.

       По возвращении из отпуска истица представила работодателю в подтверждение расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно железнодорожные билеты, подтверждающие проведение отпуска в <адрес> (л.д. 6-7).

       Ни само право истицы на компенсацию указанных расходов в 2012 г., ни размер возмещения расходов ответчиком не оспариваются.

       Действительно, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" введены различные механизмы финансового обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений в зависимости от типа этих учреждений.

Вместе с тем, статья 252 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривая основания и порядок установления особенностей регулирования трудовых отношений для отдельных категорий работников, содержит правило, в соответствии с которым снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав могут устанавливаться исключительно данным Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

При этом статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации не предоставляет работодателям право по своему усмотрению решать вопрос о выплате указанной в ней компенсации, а возлагает обязанность на всех работодателей - как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере - произвести ее выплату.

Следует отметить, что указанная обязанность работодателя ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России закреплена и в коллективных условиях труда: согласно разделу пятому коллективного договора ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России на 2009 - 2012 г.г. (л.д. 79) администрация ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России оплачивает работникам проезд к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, а при проезде в отпуск личным     автотранспортом - по наименьшей стоимости кратчайшим путем.

       Суд находит несостоятельными доводы ответчика об отсутствии оснований для компенсации расходов истицы на проезд к месту использования отпуска и обратно из-за отсутствия нормативного документа, определяющего порядок и правила расходования субсидий, выделяемых на компенсацию оплаты стоимости проезда в отпуск в районах Крайнего Севера.

Как видно из приказа ФМБА России от 27.01.2012 N 12 "Об утверждении Правил предоставления в 2012 - 2014 годах из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых ФМБА России осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ)", ответчику в числе других субсидий предоставляются и целевые субсидии на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2.12 приказа).

Для получения субсидий заключается соглашение (п. 6 приказа), возможность отказа в предоставлении субсидии приказом ФМБА не предусмотрена.

       Такое соглашение заключено между ответчиком и ФМБА России 21 января 2012 г. (л.д. 23).

       Отсутствие у ответчика денежных средств не является основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации.

       Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

       Исковые требования Басто М.И. к ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно удовлетворить.

       Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 120» Федерального медико - биологического агентства России в пользу Басто М.И. <***> руб.

       Взыскать с ФГБУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА Россиив доход местного бюджета государственную пошлину 500 руб. 10 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Заозерский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий -