Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
23 июля 2010 года
Замоскворецкий районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
при секретаре Адыгезаловой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4368/2010 по иску Краснова Д.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании морального вреда,
установил:
Краснов Д.А. отбывает наказание в ФБУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, обратился в суд с заявлением о признании действий ФСИН России незаконными, взыскании компенсации ему и его родственникам физического вреда в размере 200 000 руб., морального ущерба в размере 500 000 руб.
В обоснование заявленных требований Краснов Д.А. указал, что содержанием его в учреждении ФБУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО нарушено его право отбывать наказание в учреждении по месту жительства и месту проживания его родственников, лишен права на получения свиданий.
Краснов Д.А. отбывает наказание в ФБУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, в связи с чем, его участие в рассмотрении дела не признано судом обязательным, он извещен о времени и месте рассмотрении дела, представителя в суд не направил, письменно поддержал заявленные требования л.д.4,23).
Представитель ответчика о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения л.д.27-28).
Суд, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований Краснов Д.А. по следующим основаниям.
Согласно ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные не имущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
Вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
Вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
Вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Согласно ч.2 ст. ст.73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Согласно части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен на дату рассмотрения заявления Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2005 года № 235.
Согласно пункту 6 указанной Инструкции вопрос о переводе осужденных при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, рассматривается по обращениям заинтересованных лиц в установленном порядке.
Согласно пункту 10 вышеназванной Инструкции в соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН Росси в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Краснов Д.А., (Дата ***) года рождения, осужден (Дата ***) г Мировым судьей судебного участка № 3 Бокситогорского района Ленинградской области по ч. 1 ст. 313, ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ к лишению свободы на срок 8 лет 4 месяца с отбыванием наказания с исправительной колонии строгого режима. Начало срока - (Дата ***) г, конец срока - (Дата ***) г.
В связи с наполнением колоний строгого режима УФСИН России по г. Санкт -Петербургу и Ленинградской области до лимитной емкости в соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ, в редакции действовавшей на дату осуждения заявителя, и на основании указания ФСИН России от (Дата ***) (Номер ***) Краснов Д.А. был направлен для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, где имелись условия для размещения данной категории осужденных.
Таким образом, направление истца в исправительное учреждение ФБУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, осуществлено на основании указания ФСИН России и не противоречит положения ст.ст.73, 81 УИК РФ, Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения. Следовательно, доводы истца о нарушении его прав и законных интересов при направлении в данное исправительное учреждение, не могут быть признаны обоснованными.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено, а истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что действиями ФСИН России ему причинены нравственные страдания.
Доводы истца о том, что ему причинены нравственные страдания тем, что ответчиком не предпринимаются меры по устранению нарушений его прав, не могут являться основанием для удовлетворения требований о возмещении морального вреда, так как действия ФСИН России об отказе в его переводе неправомерными не признаны. В ходе рассмотрения настоящего дела, таких оснований также не установлено.
Ссылки истца в обоснование заявленных требований на то, что из-за отдаленности места отбывания наказания лишен права на свидания с семьей, не могут служить основанием для удовлетворения заявленного иска, поскольку право иметь свидания предусмотрено нормами уголовно-исполнительного кодекса и не зависит от места отбытия наказания.
Оснований, предусмотренных ст.1100 ГК РФ для удовлетворения заявленных требований, также не имеется.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
В иске Краснова Д.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение 10 дней с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: