Решение № 2-7103/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва06 октября 2010 года

Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Раскатовой Н.Н.,

с участием представителя заявителя по доверенности – Хорошилова Ю.В.,

представителей заинтересованного лица Ростехрегулирование по доверенности – Рубцова С.В., Жукова А.И.

при секретаре Петровой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7103/2010 по заявлению ООО «Торговая Компания «Тройка» к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии об оспаривании части нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Торговая Компания «Тройка» обратилось в суд с заявлением к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии об оспаривании части нормативного правового акта, в обоснование иска указано, что в 2007 -2008 годах заявитель обратился в Калужскую городскую Управу с заявлениями об использовании заявителем стационарных рекламных конструкций на территории города Калуги. Разрешения были получены и рекламные конструкции установлены в соответствии с действовавши в тот период времени законодательством. Распоряжениями, принятыми Калужской городской Управой в 2008 –2009 годах, выданные ранее разрешения были отменены и заявителю запрещено дальнейшее использование рекламных конструкций. Основанием для принятия распоряжений Калужской городской Управы послужили результаты проверки ОГИБДД УВД по городу Калуге о соответствии размещенных рекламных конструкций разделу 6 Государственного стандарта РФ №*** «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», введенного в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №*** – ст, опубликованного в издании «ИПК Издательство стандартов», 2003 год. Об этом сообщено в письме ОГИБДД УВД по городу Калуге №*** от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Калужской городской Управы при размещении одной из рекламных конструкций. Оспариваемым частично актом предусмотрены предельные расстояния от размещаемых вблизи автомобильных дорог рекламных конструкций до объектов дорожной инфраструктуры. На момент издания оспариваемого частично акта Госстандарт РФ обладал функцией по принятию нормативных правовых актов в соответствии с п.п. 12, 13, 29 п. 6 и п.п. 6 п. 7 Положения о Госстандарте РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №***. Заявитель полагает, что оспариваемый частично акт не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, создавая препятствия для размещения наружной стационарной рекламы, а потому имеются следующие основания для признания его не действующим, а именно: оспариваемый частично акт не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, не подлежит обязательному применению, не относится к нормативным правовым актам, регулирующим безопасность дорожного движения, публично не обсуждался, официально не публиковался и не зарегистрирован в установленном порядке, в качестве национального стандарта применяется в добровольном порядке, необходимость соблюдения предельных расстояний, установленных оспариваемым частично актом, не обоснована. Таким образом, как полагает заявитель, до принятия технического регламента ГОСТ №*** не относится к числу нормативных правовых актов, в обязательном порядке регулирующих безопасность дорожного движения при размещении наружной рекламы вблизи автомобильных дорог, а потому установленные разделом 6 этого ГОСТа №*** предельные расстояния подлежат соблюдению исключительно в добровольном порядке, в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 ГОСТ №*** и Постановление Госстандарта РФ от 22.04. 2003 г. №*** –ст о введении в действие ГОСТа №*** как нормативные правовые акты не влекут правовых последствий и на них нельзя ссылаться при разрешении споров, до принятия технического регламента по безопасности дорожного движения при размещении вблизи автомобильных дорог наружной рекламы ГОСТ №*** приравнен к национальному стандарту, применение которого осуществляется исключительно в добровольном порядке, а потому не относится к нормативным правовым актам в области безопасности дорожного движения, применяемым в обязательном порядке, установленные оспариваемым частично актом предельные расстояния от рекламных конструкций, размещенных вблизи автомобильных дорог, до объектов дорожной инфраструктуры (дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта) являются необоснованными, так как приняты без проведения научных исследований и без учета градостроительных особенностей муниципальных образований, в связи с чем заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента издания раздел 6 Государственного стандарта РФ №*** «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», веденного в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №и 124 – ст, опубликованного в издании «ИПК Издательство стандартов» 2003 года, в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, препятствует размещению рекламных конструкций вблизи автомобильных дорог.

Представитель заявителя по доверенности Хорошилов Ю.В., в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представители заинтересованного лица Ростехрегулирование по доверенности Рубцов С.В. и Жуков А.И. в судебное заседание явились, заявленные требования не поддержали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно положению ст. 3 ФЗ от 10.12.2005 года № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения», требования, установленные ГОСТ №***, основаны на принципе приоритетности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии с положениями Закона РФ от 10 июня 1993 года № 5154-1 «О стандартизации», действовавшего до вступления в силу ФЗ от 27.12.2002 г. № 184 –ФЗ «О техническом регулировании» (до 01 июля 2003 года), ГОСТ №*** «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», который был принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 г. № 124 – ст.

В силу Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 294, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет, утверждение национальных стандартов, функции национального органа по стандартизации в порядке, определяемом федеральным органом по техническому регулированию».

В заявлении заявителя указано, что оспариваемый частично акт содержит признаки нормативного правового акта, что не соответствует действующему законодательству РФ, согласно со ст. 2 ФЗ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», «стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг».

В силу ст. 6 утратившего силу Закона РФ «О стандартизации» государственные стандарты относились к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, в связи с чем национальные стандарты, включая ГОСТ №***, являются нормативными документами, а не нормативными правовыми актами.

В статье 14 ФЗ « О техническом регулировании» установлено, что Национальный орган РФ по стандартизации утверждает национальные стандарты.

Согласно п. 4 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п. 2 ст. 40 ФЗ «О рекламе», впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов РФ, действующих на территории РФ и регулирующих отношения в сфере рекламы, в соответствии с настоящим ФЗ указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону. Статья 40 ФЗ «О рекламе» не содержит положений об отмене нормативных правовых актов и нормативных документов, действовавших до его принятия.

В соответствии со ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить изменения в нормативные правовые акты РФ и нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

На время переходного периода до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам технического регламента, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти до вступления в силу указанного закона – до ДД.ММ.ГГГГ подлежат обязательному применению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Согласно Указа Президента РФ от 23.04.2007 года № 533, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ имеет право осуществлять согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием, обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

Как пояснили представители заинтересованного лица в судебном заседании, приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №*** – ст ГОСТ №*** с изменением №*** был введен в действие ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ №***, принятый в 2003 году, не отменялся, а переносилась дата введения, приостанавливалось, а затем было возобновлено его действие. Основой для разработки изменения №*** ГОСТ №*** стали исследования и испытания по влиянию рекламных конструкций на психофизиологическое состояние водителей, проведенные в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 100, и направленные в Ростехрегулирование письмом Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №***. Поэтому утверждение в заявлении ООО «Торговая Компания «Тройка» о том, что « до настоящего времени такие исследования не проведены» не соответствует действительности.

Учитывая изложенное, действие ГОСТ №*** не противоречит положениям ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона «О рекламе». Нормы ГОСТ №***, принятые до вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» носят обязательный характер.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ «О техническом регулировании», все принятые в форме национального стандарта изменения к ГОСТ №***, применяются на добровольной основе. Требования ГОСТ №*** с изменениями №№1 и 2, как и любого другого стандарта, если это не оговорено в его области применения, распространяются только на вновь устанавливаемые средства наружной рекламы и не предусматривает демонтаж рекламных конструкций, установленных до вступления в действие стандарта и изменений к нему.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд считает заявленные требования ООО «Торговая Компания «Тройка» к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии об оспаривании части нормативного правового акта, не соответствуют действующему законодательству РФ, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ООО «Торговая Компания «Тройка» к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии о признании недействующим с момента издания раздела 6 ГОСТа №*** «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», введенного в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №*** опубликованного в издании «ИПК Издательство стандартов» 2003 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через районный суд в течение 10 дней с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: