Решение 2-1350/2011



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Замоскворецкий районный суд города Москвы в составе: председательствующего Федерального судьи Мусимович М.В., при секретаре Селитренникове И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №*** по жалобе Суворова Л.Д., Тюлькина В.А, Удальцова С.С., Ферберова И.Л. на действия Министерства Юстиции Российской Федерации по отказу в государственной регистрации политической партии,

УСТАНОВИЛ:

Заявители в обосновании своих требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство юстиции Российской Федерации выдало уполномоченному лицу политической партии «Партия1» (далее - П1) Уведомление «Об отказе в государственной регистрации политической партии» (исходящий №*** от ДД.ММ.ГГГГ).

При этом заявители полагали, что данным отказом Минюст РОФ попрал права 58 тысяч граждан России - членов партии П1, закрепленные в статье 3 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод; в Конституции РФ, пункт I статьи 30 которой гласит, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы длязащиты своихинтересов. Свободадеятельности общественных объединений гарантируется»;

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявители просили суд признать отказ Минюста РФ в регистрацииполитической партии «П1» не соответствующим требованиям Конституции РФ и Закону «О политических партиях»; обязать Министерство юстиции РФ зарегистрировать Политическую партию «Партия1»; взыскать с МинюстаРФкомпенсацию морального вреда за нарушение конституционных прав 58000 граждан России в сумме <данные изъяты> в пользу политической партии «Партия1» (расчетный счёт №*** <адрес>).

В судебное заседание явились заявители Суворов Л.Д., Тюлькин В.А., требования поддержали.

Заявители Ферберов И.Л., Удальцов В.А. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.76,77).

Представитель Министерства Юстиции Российской Федерации, действующая по доверенности Дорофеева Н.В. в судебное заседание явилась, доводы заявителей оспорила, требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва, приобщенного судом к письменным материалам дела, просила суд в удовлетворении заявления отказать, в своих возражениях ссылалась на нарушение со стороны Политической партии «Партия1» своего Устава (далее –по тексту Партия ), а также требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Закон о партиях).

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит жалобу о признании незаконными действия Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в регистрации политической партии «Партия1» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организации вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права и свободы нарушены.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из письменных материалов дела и пояснений представителя заинтересованного лица Министерство юстиции Российской Федерации, по результатам рассмотрения документов политической партии «Партия1», представленных для государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что информация, содержащаяся в представленных документах, не соответствует требованиям Федерального закона от 11,07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Так, в представленном документе об уплате государственной пошлины зарегистрациюПартииот ДД.ММ.ГГГГ необходимостькоторого предусмотрена пп. «д» п. 1 ст. 16 Закона о партиях, указаны неправильные реквизиты кода бюджетной классификации (КБК) и кода объекта общероссийского классификатора административно-территориального деления (ОКАТО): вместо кода КБК №*** в квитанции содержатся иные данные - №*** а вместо кода ОКАТО №*** в данном документе указано №***.

Как пояснил в ходе судебного заседания представитель заинтересованного лица, отсутствие в квитанции об уплате государственной пошлины правильных сведений не позволяет произвести зачисление указанной в ней суммы в федеральный бюджет для исполнения Минюстом России функции по государственной регистрации, предусмотренной п. 30.7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №***. Согласно п. 30.24 указанного Положения Минюст России осуществляет функции администратора поступлений соответствующих средств в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Образцы квитанций по оплате государственной пошлины за регистрацию политической партии при ее создании с указанием всех необходимых реквизитов имеются на официальном сайте Минюста России.

В том же платежном документе (в отметке банка), также указано неправильное название Партии - «Партия1.1», что не совпадает с наименованием Партии, указанным в других представленных на регистрацию документах.

Кроме того, в ходе анализа представленных на регистрацию ДД.ММ.ГГГГ документов Партии было также установлено, что в устав Партии, принятый учредительным съездом ДД.ММ.ГГГГ и представлявшийся на регистрацию в Минюст России ранее - ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения и дополнения. Указанное, по мнению Минюста РФ противоречит п.1 ст.25 Закона о партиях, согласно которому принятие устава политической партии, внесение в него изменений и дополнений может осуществляться только на съезде политической партии.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в при рассмотрения документов, представленных Партией ДД.ММ.ГГГГ, Минюстом РФ были установлены и указаны в уведомлении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-22) нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе было установлено противоречие некоторых пунктов Устава Партии ряду статей Закона о партиях.

При повторной подаче документов на регистрацию Минюстом РФ было установлено нарушение п.1 ст.25 Закона о партиях, поскольку Партией были внесены изменения в Устав Партии не на съезде политической партии, о чем указано в Уведомление об отказе в государственной регистрации политической партии (л.д.27-28).

Оспаривая доводы Минюста РФ заявители в ходе судебного разбирательства ссылались на Протокол №*** Учредительного съезда политической партии, которым предусмотрено предоставление права уполномоченным лицам предоставлять Партию при ее регистрации и при необходимости по условиях регистрации вносить изменения и дополнения в документы, предоставляемые для регистрации, включая Устав и наименование партии (л.д.73-75).

Между тем, суд находит доводы заявителей о том, что изменения и дополнения в Устав возможно уполномоченными лицами, поскольку такое право предоставлено им решением учредительного съезда согласно вышеуказанного протокола, не состоятельными в силу закона.

Так, в силу ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях" следует, что принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

В силу Устава политической партии «Партия1.1» (П1), принятый Учредительным съездом политической партии ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52-70), п.34, следует, что высшим руководящим органом П1 является съезд…

К исключительной компетенции съезда относится принятие Устава, Программы партии П1, внесение в них изменений и дополнений ….

Соответственно, указание в Протоколе №*** Учредительного съезда политической партии на предоставление права уполномоченным лицам предоставлять Партию при ее регистрации и при необходимости по условиях регистрации вносить изменения и дополнения в документы, предоставляемые для регистрации, включая Устав и наименование партии (л.д.73-75), находится в явном противоречии с самим Уставом партии и ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях", которая также регламентирует порядок внесенияизменений и дополнений в Устав партии только на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

При этом доводов представителя Минюста РФ о том, что после проведения учредительного съезда к моменту представления документов на регистрацию Партией было создано 61 региональное отделение, учредительные протоколы которых были представлены Минюсту РФ, заявители в ходе судебного заседания не оспаривали.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что в ходе судебного разбирательства доводы Минюста РФ о том, что документы Партии были представлены на регистрацию в Минюст РФ в нарушении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях" нашли свое подтверждение.

В силу ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях" политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;

в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;

Поскольку положения устава политической партии противоречат Федеральному закону "О политических партиях" Минюст РФ совершенно правомерно отказал Партии в регистрации.

Кроме того, доводы Минюста РФ о том, что отсутствие в квитанции об уплате государственной пошлины правильных сведений не позволяет произвести зачисление указанной в ней суммы в федеральный бюджет для исполнения Минюстом России функции по государственной регистрации, предусмотренной п. 30.7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №***, поскольку в представленном документе об уплате государственной пошлины зарегистрациюПартииот ДД.ММ.ГГГГ указаны неправильные реквизиты кода бюджетной классификации (КБК) и кода объекта общероссийского классификатора административно-территориального деления (ОКАТО) также заявителями в ходе судебного разбирательства не были оспорены.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворении жалобы на действия Министерства Юстиции Российской Федерации по отказу в государственной регистрации политической партии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Суворова Л.Д., Тюлькина В.А, Удальцова С.С., Ферберова И.Л. на действия Министерства Юстиции Российской Федерации по отказу в государственной регистрации политической партии отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья: