11 января 2012 года с. Залесово Залесовский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Смоленского В.В., при секретаре Кильмяшкиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску прокурора Залесовского района Алтайского края в интересах Каянкина А.С., Красиловой З.М. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Залесовская средняя общеобразовательная школа №», комитету администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике, о признании незаконным бездействия по не предоставлению бесплатных учебников и учебных пособий, взыскании расходов, понесенных на приобретение учебной литературы, с апелляционным представлением прокурора <адрес> на решение мирового судьи судебного участка Залесовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, у с т а н о в и л : Прокурор Залесовского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах в интересах Каянкина А.С., Красиловой З.М. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Залесовская средняя общеобразовательная школа №2», комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, о признании незаконным бездействия по не предоставлению Красиловой З.М. бесплатных учебников и учебных пособий, взыскании в пользу Каянкина А.С. расходов, понесенных на приобретение учебной литературы за учебный ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1780 рублей. В обоснование иска прокурор указал, что ответчики не выполнили обязанность по обеспечению обучающихся учебной литературой за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов, при том, что Конституцией Российской Федерации гарантирована бесплатность основного общего образования. Решением мирового судьи по делу от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска было отказано. В апелляционном представлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Залесовского района Алтайского края просил решение мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям: согласно п. 5 ст. 8 Закона Алтайского края от 03.12.2004года №54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» к полномочиям Администрации Алтайского края в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами Алтайского края. А поскольку администрация школы не смогла обеспечить всех учеников бесплатной учебной литературой, можно сделать вывод о том, что комитет Истец Каянкин А.С. в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки, извещен надлежащим образом. По просьбе прокурора и комитета администрации Залесовского района Алтайского края по народному образованию, дело рассмотрено в их отсутствие. Представитель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки. Извещение осуществлено надлежащим образом. Изучив материалы дела, суд находит апелляционное представление не подлежащим удовлетворению, а решение мирового судьи, - подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям. Решением мирового судьи судебного участка Залесовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ прокурору было отказано в иске к муниципальному общеобразовательному учреждению «Залесовская средняя общеобразовательная школа №2», комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, о признании незаконным бездействия по не предоставлению бесплатных учебников и учебных пособий Красиловой З.М., взыскании в пользу Каянкина А.С. расходов, понесенных на приобретение учебной литературы. Мировым судьей полно и всесторонне и объективно исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства, дана им надлежащая оценка, приведено нормативное обоснование. Так, правомерно установлено наличие у Красиловой З.М. права на общедоступное и бесплатное основное общее образование, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ учебном году она является учеником № класса МОУ «ЗСШ №2», а также, что Каянкин А.С. является опекуном малолетней Красиловой З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ Каянкиным А.С. было приобретено для Красиловой З.М. учебников и учебных пособий для обучения на сумму 1780 рублей, в связи с недостаточностью их в школе для каждого ученика. Обоснованно к рассматриваемым правоотношениям мировым судьей применены: Закон РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 6.12.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которыми полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса относятся в полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с обеспечением последними государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Согласно п.6.1 ч.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в п.п. 13 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Из содержания указанных норм закона усматривается, что в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования входит выделение соответствующих субвенций. В соответствии с ч.5 ст.8 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае», к полномочиям администрации Алтайского края в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами Алтайского края. Согласно Приложению 15 к закону Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», по состоянию на рассматриваемый период уполномоченным субъектом был определен норматив на приобретение учебников для общеобразовательных учреждений в размере 43 руб. 55 коп. на одного человека (после внесения в закон изменений от 4.07.2011 года норматив составляет 200 рублей на одного человека). Вышеупомянутый закон принят субъектом Российской Федерации в пределах своей компетенции. Обоснованно мировым судьей принято во внимание, что в соответствии с платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-33), а также пояснениями в судебном заседании представителя комитета администрации <адрес> по народному образованию Дорошенко И.В., финансирование расходов на учебники и учебные пособия, в виде субвенций, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, было осуществлено полностью, в том числе, с распределением средств в МОУ «ЗСШ №2», в соответствии с «Методикой распределения субвенции из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях на 2011 год», утвержденной постановлением администрации Залесовского района Алтайского края №64 от 8.02.2011 года; использованы МОУ «ЗСШ №2» по назначению. Таким образом, доводы апелляционного представления о том, что комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике не в полной мере обеспечил государственные гарантии прав граждан на получение На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Решение мирового судьи Судебного участка Залесовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Залесовского района Алтайского края в интересах Каянкина А.С., Красиловой З.М. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Залесовская средняя общеобразовательная школа №2», комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, о признании незаконным бездействия по не предоставлению бесплатных учебников и учебных пособий, взыскании расходов, понесенных на приобретение учебной литературы, - оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора, - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: В.В. Смоленский
Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике не в
полной мере обеспечил государственные гарантии прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения
субвенций местному бюджету. По мнению прокурора, довод о том, что денежные средства перечисляются ежегодно для пополнения школьных библиотечных фондов, а не для покупки новых комплектов учебников для каждого ученика на каждый новый учебный год, является несостоятельным, поскольку, ежегодными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию» утверждается новый перечень учебников,
рекомендованных к использованию. Учитывая изложенное, не представляется возможным
пополнение литературного фонда, требуется его обновление соответственно количеству
обучающихся.
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения
субвенций местному бюджету, а также о том, что за счет субвенций требуется обновление, а не пополнение литературного фонда, соответственно количеству
обучающихся, - основаны на неправильном толковании норм материального права.