Дело №2-53/2012 Именем Российской Федерации 26 апреля 2012 г. Залесовский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Смоленского В.В., при секретаре Кильмяшкиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Масликовой Г.Л. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Залесовском районе Алтайского края» о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в трудовой стаж период работы в должности комсорга по группе средних школ <данные изъяты> райкома ВЛКСМ, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, УСТАНОВИЛ: Масликова Г.Л. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Залесовском районе Алтайского края» о признании незаконным решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности комсорга по группе средних школ РК ВЛКСМ, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования следующим: ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п.19.п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от ДД.ММ.ГГГГ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении пенсии. Основанием для отказа послужило не включение в льготный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истица, не согласившись с мнением ответчика, считала решение ответчика незаконным по следующим основаниям. Так, ч. 2 ст.6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.18, ст.19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (на что указано с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П). Поэтому, при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за период до 01.01.2001 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового пенсионного законодательства, а именно те, которые применялись в период трудовой деятельности работника. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в распоряжении районного комитета ВЛКСМ на должности комсорга по группе средних школ. Истица считала, что оценка ее пенсионных прав за период работы комсоргом по группе средних школ районного комитета ВЛКСМ должна производиться на основании постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с п. 2,4 этого положения в стаж работы для начисления льготной пенсии засчитывалась работа в партийных и комсомольских органах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Работа истицы комсоргом по группе средних школ РК ВЛКСМ может быть зачтена в объем не более 1/3 от всего льготного стажа, что составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца. Стаж работы комсоргом истицы по группе средних школ РК ВЛКСМ составляет <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца. Льготный стаж, зачтенный ответчиком - <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день, поэтому истица считает, что ответчик должен был зачесть ей в льготный стаж период работы в должности комсорга по группе средних школ районного комитета ВЛКСМ. Согласно ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. С учетом включения оспариваемых периодов на момент обращения льготный педагогический стаж истицы составлял более <данные изъяты> лет, в связи с чем, считала, что пенсия должна быть назначена с даты обращения за ней. В судебном заседании Масликова Г.Л., просила иск удовлетворить и суду пояснила, что должность комсорга предусматривала работу по воспитанию детей, она работала с учащимися 9 средних и 9 основных школ: проводила комсомольские собрания, пионерские сборы, занималась организацией мероприятий, проводила учебу пионерских и комсомольских активов, работала в пионерских лагерях. Работа была направлена на выполнение государственного заказа по воспитанию подрастающего поколения, поэтому государство гарантировало социальную защиту в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа, утвержденным постановлением Совета Министров ССС от 17.12.1959 года. Представитель ответчика Елисеева О.Н. в судебном заседании считала иск не подлежащим удовлетворению, и суду пояснила, что право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Настоящими правилами исчисления сроков выслуги не предусмотрен зачет в специальный стаж работы на выборных должностях, в данном случае комсоргом в райкоме ВЛКСМ. При исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года в соответствии с Постановлением Конституционного суда российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. За периоды работы до 01.11.1999 года специальный стаж исчислялся в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. За периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялись Списки и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.199 года № 1067 в редакции постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 года № 79. С 12.11.2002 года специальный стаж работы исчисляется в соответствии со Списком и правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Ни одним из данных нормативных актов не предусмотрен зачет в специальный стаж работы на выборных должностях. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 17.10.2003 года № 70 специальный стаж работы может быть исчислен в соответствии с положением о порядке исчисления стажа, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. При этом требуемый стаж на соответствующих видах работ должен быть выработан на 01.10.1993 года. Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что работа на выборных должностях засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3, то есть 16 лет 8 месяцев стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Поскольку на момент обращения в стаж работы истицы по специальности Управлением засчитан только периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – пионервожатой, что составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, следовательно, оснований для зачета в специальный стаж периода на выборной должности комсоргом в райкоме ВЛКСМ не имеется. На момент обращения Масликовой Г.Л. с заявлением ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет составлял <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день. В связи с отсутствием требуемых 25 лет специального стажа в назначении пенсии истцу было отказано. Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Как было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с 25 летним стажем педагогической деятельности. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 летнего педагогического, в стаж не был зачтен период работы истицы в должности комсорга по группе средних школ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Принятый к зачету педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день. Из трудовой книжки истицы следует, что Масликова Г.Л. ДД.ММ.ГГГГ была принята в <данные изъяты> среднюю школу на должность учителя математики, ДД.ММ.ГГГГ была утверждена комсоргом по группе средних школ в <данные изъяты> райком ВЛКСМ, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с переходом на работу по специальности. Согласно архивной копии списка должностей, входящих в номенклатуру бюро <данные изъяты> райкома ВЛКСМ, утвержденного протоколом № заседания бюро <данные изъяты> райкома ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры должностей райкома ВЛКСМ», должность «комсорг по группе средних школ» входила в номенклатуру бюро райкома ВЛКСМ. Как показал свидетель ФИО1 являвшийся в рассматриваемый период секретарем, заведующим отделом учащейся молодежи, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он возглавлял отдел, в котором работала истица. Масликова Г.Л. занималась комсомольскими, а в части школ - и пионерскими организациями средних школ, занималась подготовкой учащихся пионеров к вступлению в комсомол, проведением учебы комсомольского актива. Кроме того, она проводила всевозможные мероприятия: комсомольские собрания, маевки, субботники, обучение представителей пионерских советов отрядов и дружин, участвовала в организации проведения торжественных линеек, пионерских слетов, зарниц. Еженедельно 2-3 раза в неделю происходили выезды в школы по району, иногда оставалась с ночевкой. Она была единственным комсоргом по группе средних школ во всем районе, в ее ведении было 18 школ, в которых было около 2500 учащихся. (Работа свидетеля в рассматриваемый период в <данные изъяты> РК ВЛКСМ подтверждена записями в трудовой книжке). Как показала свидетель ФИО2 она с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год работала заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов райкома ВЛКСМ. В райкоме ВЛКСМ в должности комсорга по группе средних школ работала Масликова Г.Л., которая занималась комсомольской организацией и подготовкой пионеров к вступлению в комсомол, вела учебу активов, проводила мероприятия, такие как комсомольские собрания, линейки, слеты, зарницы, маевки, субботники, обучала представителей пионерских советов отрядов и дружин. Все это входило в ее обязанности. Свидетель была ответственной за ведение табеля, поэтому ей известно, что Масликова Г.Л. постоянно выезжала в школы. Работа, которую выполняла Масликова, связана непосредственно с детьми. На должности комсорга по группе средних школ она была одна. В районе было 18 школ, из них 9 средних, 9 основных. Масликова ежемесячно в каждой школе проводила комсомольские собрания, два раза в неделю проводила учебу комсомольского актива, 2 раза в год подготавливала и проводила зарницы. (Работа свидетеля в рассматриваемый период в <данные изъяты> РК ВЛКСМ подтверждена записями в трудовой книжке). Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет. Одновременно предусмотрено право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно ст. 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781. По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. До 01.01.2002 года действовали нормативные правовые акты, которые принимались в соответствии с законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», периоды работы до 01.11.1999г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №463. Действительно, ни в одном из Списков не предусмотрена педагогическая работа в комитете ВЛКСМ на должности комсорга по группе средних школ, однако суд приходит к выводу, что в данном случае необходимо применять нормы «Положения о прядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397. Пункт 1 данного положения предусматривал, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. В соответствии с п. 4 Положения, время работы в партийных и комсомольских органах, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходиться на работу в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года, законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умоляющих права и свободы человека и гражданина. Запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действий по кругу лиц, во времени, сокращении гарантий или усечение механизмов правовой защиты. Распространение действий нормативно правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание им обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством противоречит ст.ст. 19,34,54,55 Конституции Российской Федерации. При таких обстоятельствах право на включение в стаж периода работы на выборной должности в комсомольских органах, приобретенное на основании постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1379, не может быть аннулировано последующими постановлениями правительства РФ. То обстоятельство, что на момент отмены Постановления № 1379 истицей не был выработан специальный стаж (16 лет 08 месяцев, то есть 2/3 от 25 лет), а именно работа в учреждениях и на должностях, которая дает право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с указанным постановлением, и что обязательным условием назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам просвещения являлось оставление работы, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истицы, поскольку наличие или отсутствие такого стажа необходимо было учитывать на момент обращения работника за назначением такой пенсии. На момент обращения Масликовой Г.Л. к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, ею было выработано педагогического стажа <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день, то есть более <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. При таких обстоятельствах в льготный стаж необходимо зачесть период работы истца на выборной должности комсорга по группе средних школ РК ВЛКСМ. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Днем обращения истицы является ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем, с данного момента пенсия должна быть назначена. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залесовском районе Алтайского края» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Масликовой Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залесовском районе Алтайского края» включить в трудовой стаж Масликовой Г.Л., дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы в должности комсорга по группе средних школ <данные изъяты> райкома ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признать право Масликовой Г.Л. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залесовском районе Алтайского края» назначить Масликовой Г.Л. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через Залесовский районный суд. Председательствующий: В.В.Смоленский.