Дело № 7.1-8/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2011 года с. Залесово
Залесовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Завьяловой И.С.,
при секретаре Корневой И.В.,
с участием:
прокурора Залесовского района Алтайского края Павлова А.П.,
лица привлеченного к административной ответственности – главы администрации Пещерского сельсовета <адрес> Лейман В.К.,
представителей заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай – Стрелковского А.Н.(доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), Жандаров Б.В.(доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Залесовского района Алтайского края на постановление государственного инспектора отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай С. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ № вынесенного государственным инспектором отдела земельного контроля С. в ходе проведения плановой проверки в отношении администрации Пещерского сельсовета <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут выявлены следующие нарушения земельного законодательства:
- земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 0,5 га., расположенный в границе территории муниципального образования Пещёрский сельсовет, <адрес>, на расстоянии 0,3-0,4 км. в направлении на юго - запад от <адрес>, захламлён твёрдыми бытовыми отходами в результате организованного главой администрации Пещерского сельсовета, <адрес> Лейман В.К. вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора из <адрес>.
Согласно справки Заринского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земли захламлённого земельного участка, имеют категорию земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование – для сельскохозяйственного использования, форма собственности - неразграниченная государственная собственность.
Глава администрации Пещерского сельсовета, <адрес> Лейман В.К. не обеспечил осуществление Администрацией сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения в части организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора на полигон складирования и хранения, т.е. не осуществил возложенные на него Уставом муниципального образования Пещёрский сельсовет полномочия по руководству деятельностью Администрации сельсовета, в результате чего в течении прошлых лет и с начала 2011г. происходило захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения на площади 0,5 га твёрдыми бытовыми отходами и мусором.
Своими действиями глава администрации Пещерского сельсовета, <адрес> Лейман В.К. допустил нарушение:
- ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в т.ч. биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействиях, в результате чего происходит деградация земель, а также по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель;
- ст. 42 Земельного Кодекса РФ №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических правил, нормативов;
ст. 79 Земельного Кодекса РФ №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране;
п.1, п.2, ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды;
- запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву;
ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ, № 101-ФЗ согласно которой собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, соблюдать; стандарты нормы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в соответствии с которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На момент плановой проверки главой администрации Пещерского сельсовета, <адрес> Лейман В.К. мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не принято, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на полигон складирования и хранения не организован.
Глава администрации Пещерского сельсовета, <адрес> Лейман В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500(двух тысяч пятисот) рублей.
<адрес> подан протест, в котором он просит указанное выше постановление, отменить как незаконное ссылаясь на необоснованное привлечение к административной ответственности, главы администрации Пещерского сельсовета Лейман В.К. не являющегося надлежащим субъектом, отсутствие в постановлении периода совершения административного правонарушения.
Прокурор Павлов А.П. поддержал протест по основаниям изложенным в ней, при этом полагал, что организация вывоза и складирования твердых бытовых отходов не относится к полномочиям администрации сельского поселения, в связи с чем субъектом данного правонарушения является администрация <адрес>, которой данные полномочия предоставлены.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Лейман В.К. позицию прокурора поддержал, суду пояснил, что не отрицает наличие свалки на территории земель сельскохозяйственного назначения. Указанная в постановлении территория в течение многих лет используется жителями села под свалку твердых бытовых отходов, дважды в год по договоренности с Пещерским интернатом они гуртуют мусор. Так же по договоренности с жителями села организовывает вывоз бытового мусора с территории села на указанный земельный участок. С заявлением в администрацию о выделении данной территории под полигон для хранения твердых бытовых отходов не обращался. При проведении проверки мер для устранения допущенного нарушения не принимал, поскольку до настоящего времени ему не разъяснено, где должны храниться отходы и кто их должен вывозить.
Административный орган в отзыве на протест возражает против его удовлетворения, указывает на необоснованность доводов указанных в протесте, считает постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Управления – Стрелковский А.Н., Жандаров Б.В. позицию, изложенную в отзыве поддержали, дополнительно суду пояснили, что постановление о привлечении Лейман В.К. к административной ответственности вынесено лицом уполномоченным на вынесение подобного рода документов в рамках предоставленных ему полномочий, на основании объективных доказательств вины Лейман В.К. а именно: результатов проведенной проверки, справок о принадлежности и назначении земельного участка, на котором обнаружена свалка бытовых отходов, объяснений Лейман В.К., наличие у данного лица полномочий по организации, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, отсутствие на момент проведения проверки документов подтверждающих принятие Лейман В.К. мер для устранения обнаруженного нарушения.
Выслушав пояснения участников процесса, рассмотрев материалы дела, протест, отзыв на него, материалы административного дела №, суд находит протест прокурора не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин, при осмотре земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 0,5 га., расположенного в границе территории муниципального образования Пещёрский сельсовет, <адрес>, на расстоянии 0,3-0,4 км. в направлении на юго - запад от <адрес> были установлены нарушения земельного законодательства:
- захламление твёрдыми бытовыми отходами в результате организованного главой администрации Пещерского сельсовета, <адрес> Лейман В.К. вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора из <адрес>.
- главой администрации Пещерского сельсовета, <адрес> Лейман В.К. не обеспечено осуществление Администрацией сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения в части организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора на полигон складирования и хранения, т.е. не осуществил возложенные на него Уставом муниципального образования Пещёрский сельсовет полномочия по руководству деятельностью Администрации сельсовета, в результате чего в течении прошлых лет и с начала 2011 г. происходило захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения на площади 0,5 га твёрдыми бытовыми отходами и мусором.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д. 2-5 административного дела).
На основании данного протокола ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление N 11-04/05-10/2011 о привлечении Главы администрации Пещерского сельсовета <адрес> Лейман В.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2500 рублей(л.д. 78-81 административного дела).
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа.
Субъектом данного правонарушения являются, в том числе должностные лица.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
К числу основных обязанностей собственников (лиц, не являющихся собственниками) земельных участков отнесена обязанность проведения мероприятий по охране земель. В рамках исполнения указанной обязанности собственником (лицом, не являющимся собственником) земельного участка могут проводиться следующие мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (часть 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как следует из материалов дела, земельный участок на территории которого зафиксированы нарушения земельного законодательства - площадью 0,5 га., расположен в границе территории муниципального образования Пещёрский сельсовет, <адрес>, на расстоянии 0,3-0,4 км. в направлении на юго - запад от <адрес>, относится к землям сельскохозяйственного использования с неразграниченной государственной собственностью.
В период с начала 1990 годов по 2011 год используется под вывоз твердых бытовых отходов, мусора администрацией Пещерского сельского совета, жителями села Пещерка, что подтверждается протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 6-8 административного дела), фотографиями(л.д. 9 административного дела), объяснениями Лейман В.К.(л.д. 72 административного дела).
Факт того, что на земельном участке имеется несанкционированная свалка мусора, Главой администрации Пещерского сельсовета не оспаривается.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Главой администрации Пещерского сельсовета всех зависящих от него мер по выполнению обязанности по защите от захламления отходами, по ликвидации последствий захламления, суду не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Предоставление в судебное заседание документов на передачу земельного участка в аренду сельскому совету, для размещения полигона твердых бытовых отходов, с учетом его отсутствия на момент выявления указанного выше правонарушения, рассмотрения протокола об административном правонарушении, не представление данных документов в административный орган, по мнению суда не является основанием для отмены законного и обоснованного постановления.
Суд считает несостоятельной ссылку прокурора на отсутствие у Главы администрации полномочий связанных с организацией вывоза и хранения бытовых отходов населения, данные полномочия закреплены в п. 25 ст. 38 Главы 3 Устава муниципального образования Пещерский сельсовет <адрес>(л.д. 16-66 административного дела) согласно которому организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям Администрации сельсовета.
Глава Администрации сельсовета руководит деятельностью Администрации и несёт полную ответственность за осуществление её полномочий( п.8, ст.35, главы 3 Устава).
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям Администрации сельсовета(п.25, ст.38, главы 3 Устава).
К полномочиям главы Администрации сельсовета относится обеспечение осуществления Администрацией сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения(п.11, ст.37 главы 3 Устава)
К вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 19, ст.3, главы 1 Устава).
В соответствии с разъяснениями данными в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Дата и время выявления административного правонарушения являются датой и временем совершения правонарушения.
С учетом изложенного, государственным инспектором верно указанно на совершение правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут, что соответствует дате и времени его выявления. Указание периода совершения административного правонарушения в течении прошлых лет и с начала 2011 года с учетом отсутствия точной информации и пояснений самого лица привлеченного к административной ответственности суд считает достаточным и не противоречащим реально установленным обстоятельствам, не являющимся основанием для отмены вынесенного постановления.
Оценив в совокупности, представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о доказанности совершения Главой администрации Пещерского сельсовета <адрес> Лейман В.К. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку Главой администрации не выполнена обязанность по защите от захламления отходами, по ликвидации последствий захламления земельного участка.
При этом суд учитывает, что административным орган был соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Материалами дела подтверждается, что плановая проверка проведена на основании приказа руководителя административного органа от ДД.ММ.ГГГГ N 890, с которым Лейман В.К.(глава муниципального образования Пещерского сельсовета <адрес>) был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11 административного материала).
Кроме того, Лейман В.К. присутствовал при проведении проверки, был ознакомлен с актом проверки (л.д. 11-15), Лейман В.К. был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении(л.д. 10 административного дела) протокол об административном правонарушении составлен в его присутствии(л.д. 2-5 административного дела), уведомлен о месте и времени рассмотрения дела(л.д.76-77 административного дела), отсутствовал при его вынесении, копию постановления получил ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82 административного дела).
На основании выше изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что административным органом не допущено нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В суд не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что главой администрации Лейман В.К. были предприняты все необходимые меры, направленные на ликвидацию мусорной свалки, а также иных мероприятий, направленных на сохранение земельного участка в надлежащем состоянии.
С учетом изложено суд приходит к выводу о законности вынесенного государственным инспектором постановления о привлечении главы администрации Пещерского сельсовета Лейман В.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 8.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствии оснований для его отмены.
Наказание Лейман В.К. назначено в пределах санкции статьи, ближе к минимальному размеру, с учетом смягчающих наказание обстоятельств.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения протеста <адрес> на постановление государственного инспектора отдела земельного контроля С. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении главы администрации Пещерского сельсовета <адрес> Лейман В.К. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь,
ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р е ш и л :
Постановление государственного инспектора отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай С. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Пещерского сельсовета <адрес> Лейман В.К., по которому он был, подвергнут административному штрафу в размере 2500 рублей по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а протест прокурора – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Залесовский районный суд Алтайского края в течение 10 дней.
Судья Залесовского
районного суда Алтайского края : И.С. Завьялова