Решение по жалобе об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело № 2 - 69/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> «12» апреля 2012 года

Залегощенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - федерального судьи Рожко О.В.,

при секретаре Царевой Е.Н.,

с участием заявителя Ливерко ФИО14, и его представителей:

Ливерко ФИО15, действующего в интересах заявителя на основании нотариально – удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

адвоката Пеньковой ФИО16, представившей удостоверение , выданное Управлением МЮ РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, и ордер от «ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского поселения <адрес> (органа, действия которого оспариваются) – главы <адрес> сельского поселения <адрес> Манерова ФИО17,

представителя третьего лица – представителя администрации <адрес> Панина ФИО18, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главой администрации <адрес> ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Залегощенского районного суда гражданское дело по заявлению (жалобе) Ливерко ФИО19 об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Ливерко Н.Я. обратился в Залегощенский районный суд с вышеуказанным заявлением (жалобой) в порядке ст. 245 ГПК РФ, в котором указал следующее.

Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Отказ был мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ им был продан принадлежащий ему дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Комиссия посчитала, что сделку по продаже дома заявитель совершил с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

С ДД.ММ.ГГГГ года он совместно с женой проживал в собственном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>.

Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году его жена была парализована, а он нуждался в помощи по уходу за больной, ДД.ММ.ГГГГ он начал проживать у своего сына ФИО10 по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ его жена скончалась.

В связи с семейными проблемами в семье сына, ДД.ММ.ГГГГ он убыл жить к внучке – ФИО11, по адресу: <адрес>. Внучка проживает с мужем двумя детьми, а он ввиду пожилого возраста и плохого самочувствия нуждается в отдельном помещении.

Считая, что нарушены его конституционные права и свободы, просил суд обязать жилищную комиссии при администрации <адрес> сельского поселения <адрес> устранить допущенное нарушение его прав и свобод путем постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании Ливерко Н.Я. заявленные требования поддержал и пояснил суду, что со снохой жить категорически не будет; в настоящее время проживает у своей внучки, ухаживает за ним правнучка, которой он платит деньги; причину продажи своего дома пояснить не может.

Представитель заявителя (его сын) – Ливерко В.Н., заявленные требования поддержал полностью, обосновывая их доводами, указанными в жалобе. Так же пояснил суду, что дом отца был продан, поскольку планировалось, что он будет проживать в семье брата; отец сам просился к брату, так как ему было тяжело одному ухаживать за собой и парализованной женой. Однако отношения между отцом и снохой (женой брата) не сложились, в вязи с чем, он переехал к нему, но проживать с отцом оказалось сложно, именно поэтому он переехал жить к своей внучке. Отца оберегают и ухаживают за ним, но отец имеет право на отдельное жилье, а дети и внуки будут приходить и помогать ему. Старый дом отца был продан за <данные изъяты>, но это было сделано не для того, чтобы получить новое жилье.

Представитель заявителя – адвокат Пенькова А.С. суду пояснила, что Ливерко Н.Я. является ветераном и инвалидом войны, ветераном труда. Он желает воспользоваться своим правом инвалида войны и встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Отказ в постановке на учет является не законным, так как Ливерко Н.Я. намеренно не ухудшал свои жилищные условия. Продажа его дома не была связана с тем, что бы получить новое жилье – так сложились обстоятельства. Президент указал – все ветераны и инвалиды войны должны иметь отдельное жилье.

После исследования письменных материалов дела адвокат Пенькова А.С. просила суд принять во внимание, что к своей внучке Ливерко Н.Я. вселился не как член семьи, а как лицо, не имеющее жилья и нуждающееся в жилье.

Представитель жилищной комиссии – глава <адрес> сельского поселения Манеров А.В. пояснил суду, что он с уважением относиться к заявителю, но поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он не может, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ года им был продан собственный дом. Закон предусматривает, что в данном случае ветеран может быть поставлен на учет лишь через пять лет с момента совершения указанной сделки.

Представитель третьего лица – представитель администрации <адрес> Панин Е.И. в судебном заседании полагал, что требование Ливерко Н.Я. не подлежит удовлетворению, поскольку отказ в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является правомерным. Отказ основан на требованиях жилищного законодательства и Закона Орловской области № 573 от 06 февраля 2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Учитывая требования части 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Статья 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 – ФЗ (в редакции Федерального закона 16 ноября 2011 года № 318 - ФЗ) предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положения ст. 14 указанного закона являются отсылочными и корреспондируются с нормами Жилищного Кодекса РФ, регламентирующего порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу пункта 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Одновременно часть 1 ст. 31 ЖК РФ регламентирует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В судебном заседании достоверно установлено, что заявитель Ливерко Н.Я является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, ветераном труда (л.д. 7 - 9).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован и проживал в собственном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, который впоследствии был им продан.

Еще до продажи дома, заявитель выписался с данной жилой площади и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался у своего сына - ФИО10 на постоянное место жительства по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>; совместно с тремя членами семьи (л.д. 6).

Со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заявитель зарегистрирован и проживает, в доме внучки – ФИО11, по адресу: <адрес>, общей площадью 93,6 кв.м, в том числе жилой - 78 кв.м; совместно с четырьмя членами семьи, которые являются долевыми собственниками жилья (л.д. 6, 14, 25).

Согласно решения <адрес> сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что учетная норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека на территории указанного сельского поселения, составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения (л.д. 42).

То обстоятельство, что Ливерко Н.Я. был первоначально вселен в дом своего сына, а затем в дом своей внучки, как член семьи, подтверждается показаниями самого заявителя и показаниями его сына (и представителя).

Жилой дом, где проживает заявитель, непригодным для проживания в установленном законом порядке не признавался.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о прекращении семейных отношений между заявителем и собственником жилого помещения (долевого собственника) суду не представлено.

Исходя из указанных обстоятельств, заявитель Ливерко Н.Я. вселился и был зарегистрирован в жилом доме своей внучки ФИО11 как член семьи собственника жилого дома; обеспеченность общей площадью на человека выше, чем предусмотрено учетной нормой, установленной на территории сельского поселения.

Доводы представителя Пеньковой А.С. о том, что в жилище своей внучки Ливерко Н.Я. вселился не как член семьи, а как лицо, не имеющее жилья и нуждающееся в жилье, полностью опровергаются показаниями самого заявителя и показаниями его сына, а так же исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Ливерко Н.Я., как ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, обратился к главе <адрес> сельского поселения <адрес>, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в собственности жилья не имеет (л.д. 17)

В постановке на учет заявителю было отказано по тому основанию, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, заключив договор купли – продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, продав свой дом, принадлежащий ему на праве собственности (л.д. 18, 19).

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичное предусмотрено частью 3 ст. 3 Закона Орловской области № 573 от 06 февраля 2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в редакции Закона Орловской области от 08 июня 2010 года № 1074 – ОЗ), из которой следует, что граждане которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Ливерко Н.Я. продал гражданке ФИО12 земельный участок и жилой дом общей площадью 40,3 кв.м, принадлежащие ему на праве собственности, что подтверждается договором купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Указанная сделка состоялась после смерти жены заявителя – ФИО13, которая скончалась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

На момент подачи Ливерко Н.Я. заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении прошло менее пяти лет со дня заключения вышеназванной сделки.

Таким образом, оценивая в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, которые суд признает допустимыми, достаточными и соответствующими требованиям ст. 55, 71 ГПК РФ, учитывая требования ст. 56 ГПК РФ, суд считает, что заявитель и его представители не представили суду достоверных и бесспорных доказательств того, что Ливерко Н.Я. имеет право в настоящее время на постановку на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Ливерко Н.Я. требований, так как его права и свободы действиями жилищной комиссии при администрации Грачевского сельского поселения <адрес> нарушены не были.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ливерко ФИО20 об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Залегощенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения по делу мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 16 апреля 2012 года.

Председательствующий судья: Рожко О.В.